Дети репрессированных

Подборка наиболее важных документов по запросу Дети репрессированных (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: "Нет ничего важнее мелочей", или Проблемы исполнения решений Конституционного Суда РФ
(Дудко И.А.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 1)
Все постановления, большинство из которых принимаются по жалобам граждан, затрагивают не только участников конституционного судопроизводства, но и лиц, в отношении которых закон был (будет) применен в конкретном деле. Неисполнение одного постановления вовлекает в орбиту последствий сотни конкретных дел граждан. Например, неисполненным остается Постановление от 10 декабря 2019 года N 39-П, в котором Конституционный Суд признал не соответствующими Конституции положения статьи 13 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", пунктов 3 и 5 статьи 7, пункта 1 части 1 и части 2 статьи 8 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", так как они не устанавливают порядок принятия на учет и обеспечения жилыми помещениями в случае возвращения для проживания в Москву детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, в спецпоселении, реабилитированные родители которых утратили жилые помещения в Москве в связи с репрессиями (в том числе в связи с выездом для воссоединения с репрессированным членом семьи), а также препятствуют возмещению вреда реабилитированным лицам. Изменения в правовое регулирование не внесены до сих пор. После принятия Судом Постановления три заявительницы, выигравшие дело в Конституционном Суде, были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилье, но в очереди на получение жилья перед ними находится более 40 тысяч человек <3>. Постановление Суда о необходимости постановки на учет для обеспечения жилыми помещениями детей репрессированных, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, без соблюдения условий, установленных жилищным законодательством, учитывается правоприменительными органами не в полной мере. В некоторых субъектах РФ просьбу таких лиц о постановке на жилищный учет удовлетворяют <4>, в других - им отказывают <5>. Учитывая преклонный возраст ожидающих переезда в места, где их репрессированные родители проживали до применения репрессий, количество граждан, подпадающих под действие Постановления Конституционного Суда, с каждым годом уменьшается. Попытка граждан, имеющих право согласно Постановлению от 10 декабря 2019 года N 39-П получить жилье, оспорить бездействие Государственной Думы в части исполнения Постановления, закончилась не в пользу истцов: Верховный Суд вынес Определение об отказе в принятии коллективного административного искового заявления 23 лиц о возложении обязанности осуществить нормативное правовое регулирование <6>.
Статья: Роль конституционного правосудия в обеспечении благополучия человека
(Тарибо Е.В., Козленко М.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 1)
Говоря о социальной сфере, нельзя не вспомнить реформу, получившую название "монетизация льгот", и регулирующий ее Федеральный закон 2004 г. <27>. Как показала эта реформа, перераспределение полномочий между уровнями публичной власти может сильно отразиться на состоянии благополучия населения, в том числе в контексте их ожиданий и процесса адаптации к новому регулированию. Конституционный Суд РФ до сих пор, даже спустя 15 лет с момента проведения реформы, сталкивается с необходимостью ее конституционной оценки в отдельных аспектах, например, в Постановлении от 10 декабря 2019 г. N 39-П, принятом по жалобе детей репрессированных граждан, желающих возвратиться в населенные пункты, где проживали их родители до применения репрессий <28>.

Нормативные акты

Закон РФ от 18.10.1991 N 1761-1
(ред. от 25.12.2023)
"О реабилитации жертв политических репрессий"
Статья 8.1. По заявлениям заинтересованных лиц или общественных организаций о признании подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации лиц, указанных в статье 1.1 настоящего Закона, либо пострадавшими от политических репрессий детей, супругов, родителей репрессированных лиц, указанных в статье 2.1 настоящего Закона, органы прокуратуры и внутренних дел проверяют материалы уголовных и административных дел, составляют заключения и выдают справки о признании лиц подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации либо пострадавшими от политических репрессий или сообщают об отказе в их выдаче соответственно: органы прокуратуры - в случаях, когда репрессии осуществлялись по решениям судов и внесудебных органов; органы внутренних дел - в случаях, когда репрессии осуществлялись в административном порядке органами исполнительной власти, должностными лицами, общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями.