Дети репрессированных
Подборка наиболее важных документов по запросу Дети репрессированных (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: "Нет ничего важнее мелочей", или Проблемы исполнения решений Конституционного Суда РФ
(Дудко И.А.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 1)Все постановления, большинство из которых принимаются по жалобам граждан, затрагивают не только участников конституционного судопроизводства, но и лиц, в отношении которых закон был (будет) применен в конкретном деле. Неисполнение одного постановления вовлекает в орбиту последствий сотни конкретных дел граждан. Например, неисполненным остается Постановление от 10 декабря 2019 года N 39-П, в котором Конституционный Суд признал не соответствующими Конституции положения статьи 13 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", пунктов 3 и 5 статьи 7, пункта 1 части 1 и части 2 статьи 8 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", так как они не устанавливают порядок принятия на учет и обеспечения жилыми помещениями в случае возвращения для проживания в Москву детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, в спецпоселении, реабилитированные родители которых утратили жилые помещения в Москве в связи с репрессиями (в том числе в связи с выездом для воссоединения с репрессированным членом семьи), а также препятствуют возмещению вреда реабилитированным лицам. Изменения в правовое регулирование не внесены до сих пор. После принятия Судом Постановления три заявительницы, выигравшие дело в Конституционном Суде, были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилье, но в очереди на получение жилья перед ними находится более 40 тысяч человек <3>. Постановление Суда о необходимости постановки на учет для обеспечения жилыми помещениями детей репрессированных, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, без соблюдения условий, установленных жилищным законодательством, учитывается правоприменительными органами не в полной мере. В некоторых субъектах РФ просьбу таких лиц о постановке на жилищный учет удовлетворяют <4>, в других - им отказывают <5>. Учитывая преклонный возраст ожидающих переезда в места, где их репрессированные родители проживали до применения репрессий, количество граждан, подпадающих под действие Постановления Конституционного Суда, с каждым годом уменьшается. Попытка граждан, имеющих право согласно Постановлению от 10 декабря 2019 года N 39-П получить жилье, оспорить бездействие Государственной Думы в части исполнения Постановления, закончилась не в пользу истцов: Верховный Суд вынес Определение об отказе в принятии коллективного административного искового заявления 23 лиц о возложении обязанности осуществить нормативное правовое регулирование <6>.
(Дудко И.А.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 1)Все постановления, большинство из которых принимаются по жалобам граждан, затрагивают не только участников конституционного судопроизводства, но и лиц, в отношении которых закон был (будет) применен в конкретном деле. Неисполнение одного постановления вовлекает в орбиту последствий сотни конкретных дел граждан. Например, неисполненным остается Постановление от 10 декабря 2019 года N 39-П, в котором Конституционный Суд признал не соответствующими Конституции положения статьи 13 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", пунктов 3 и 5 статьи 7, пункта 1 части 1 и части 2 статьи 8 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", так как они не устанавливают порядок принятия на учет и обеспечения жилыми помещениями в случае возвращения для проживания в Москву детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, в спецпоселении, реабилитированные родители которых утратили жилые помещения в Москве в связи с репрессиями (в том числе в связи с выездом для воссоединения с репрессированным членом семьи), а также препятствуют возмещению вреда реабилитированным лицам. Изменения в правовое регулирование не внесены до сих пор. После принятия Судом Постановления три заявительницы, выигравшие дело в Конституционном Суде, были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилье, но в очереди на получение жилья перед ними находится более 40 тысяч человек <3>. Постановление Суда о необходимости постановки на учет для обеспечения жилыми помещениями детей репрессированных, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, без соблюдения условий, установленных жилищным законодательством, учитывается правоприменительными органами не в полной мере. В некоторых субъектах РФ просьбу таких лиц о постановке на жилищный учет удовлетворяют <4>, в других - им отказывают <5>. Учитывая преклонный возраст ожидающих переезда в места, где их репрессированные родители проживали до применения репрессий, количество граждан, подпадающих под действие Постановления Конституционного Суда, с каждым годом уменьшается. Попытка граждан, имеющих право согласно Постановлению от 10 декабря 2019 года N 39-П получить жилье, оспорить бездействие Государственной Думы в части исполнения Постановления, закончилась не в пользу истцов: Верховный Суд вынес Определение об отказе в принятии коллективного административного искового заявления 23 лиц о возложении обязанности осуществить нормативное правовое регулирование <6>.
Статья: Роль конституционного правосудия в обеспечении благополучия человека
(Тарибо Е.В., Козленко М.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 1)Говоря о социальной сфере, нельзя не вспомнить реформу, получившую название "монетизация льгот", и регулирующий ее Федеральный закон 2004 г. <27>. Как показала эта реформа, перераспределение полномочий между уровнями публичной власти может сильно отразиться на состоянии благополучия населения, в том числе в контексте их ожиданий и процесса адаптации к новому регулированию. Конституционный Суд РФ до сих пор, даже спустя 15 лет с момента проведения реформы, сталкивается с необходимостью ее конституционной оценки в отдельных аспектах, например, в Постановлении от 10 декабря 2019 г. N 39-П, принятом по жалобе детей репрессированных граждан, желающих возвратиться в населенные пункты, где проживали их родители до применения репрессий <28>.
(Тарибо Е.В., Козленко М.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 1)Говоря о социальной сфере, нельзя не вспомнить реформу, получившую название "монетизация льгот", и регулирующий ее Федеральный закон 2004 г. <27>. Как показала эта реформа, перераспределение полномочий между уровнями публичной власти может сильно отразиться на состоянии благополучия населения, в том числе в контексте их ожиданий и процесса адаптации к новому регулированию. Конституционный Суд РФ до сих пор, даже спустя 15 лет с момента проведения реформы, сталкивается с необходимостью ее конституционной оценки в отдельных аспектах, например, в Постановлении от 10 декабря 2019 г. N 39-П, принятом по жалобе детей репрессированных граждан, желающих возвратиться в населенные пункты, где проживали их родители до применения репрессий <28>.
Нормативные акты
Закон РФ от 18.10.1991 N 1761-1
(ред. от 25.12.2023)
"О реабилитации жертв политических репрессий"Статья 8.1. По заявлениям заинтересованных лиц или общественных организаций о признании подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации лиц, указанных в статье 1.1 настоящего Закона, либо пострадавшими от политических репрессий детей, супругов, родителей репрессированных лиц, указанных в статье 2.1 настоящего Закона, органы прокуратуры и внутренних дел проверяют материалы уголовных и административных дел, составляют заключения и выдают справки о признании лиц подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации либо пострадавшими от политических репрессий или сообщают об отказе в их выдаче соответственно: органы прокуратуры - в случаях, когда репрессии осуществлялись по решениям судов и внесудебных органов; органы внутренних дел - в случаях, когда репрессии осуществлялись в административном порядке органами исполнительной власти, должностными лицами, общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями.
(ред. от 25.12.2023)
"О реабилитации жертв политических репрессий"Статья 8.1. По заявлениям заинтересованных лиц или общественных организаций о признании подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации лиц, указанных в статье 1.1 настоящего Закона, либо пострадавшими от политических репрессий детей, супругов, родителей репрессированных лиц, указанных в статье 2.1 настоящего Закона, органы прокуратуры и внутренних дел проверяют материалы уголовных и административных дел, составляют заключения и выдают справки о признании лиц подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации либо пострадавшими от политических репрессий или сообщают об отказе в их выдаче соответственно: органы прокуратуры - в случаях, когда репрессии осуществлялись по решениям судов и внесудебных органов; органы внутренних дел - в случаях, когда репрессии осуществлялись в административном порядке органами исполнительной власти, должностными лицами, общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями.