Дисциплинарная ответственность лиц, замещающих государственные должности
Подборка наиболее важных документов по запросу Дисциплинарная ответственность лиц, замещающих государственные должности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 27.09.2022 N 88-17628/2022
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: О признании незаконным решения о привлечении к дисциплинарной ответственности.
Обстоятельства: Установлено допущение лицом нарушения требований к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов; рекомендовано применить к государственному служащему меру ответственности в виде предупреждения о неполном должностном соответствии.
Решение: Отказано.Ссылку истца на то, что лично он никакой выгоды не получил в результате проведения ремонтных работ в здании миграционного пункта, суд апелляционной инстанции признал не свидетельствующей о незаконном привлечении его к дисциплинарной ответственности, так как для целей, установленных частью 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", данное обстоятельство не свидетельствует об отсутствии конфликта интересов, поскольку осуществление лицом, замещающим должность государственной гражданской службы, действий в интересах иных лиц, связанных с ним имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями, также является личной заинтересованностью, о возникновении которой должно быть направлено соответствующее уведомление.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: О признании незаконным решения о привлечении к дисциплинарной ответственности.
Обстоятельства: Установлено допущение лицом нарушения требований к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов; рекомендовано применить к государственному служащему меру ответственности в виде предупреждения о неполном должностном соответствии.
Решение: Отказано.Ссылку истца на то, что лично он никакой выгоды не получил в результате проведения ремонтных работ в здании миграционного пункта, суд апелляционной инстанции признал не свидетельствующей о незаконном привлечении его к дисциплинарной ответственности, так как для целей, установленных частью 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", данное обстоятельство не свидетельствует об отсутствии конфликта интересов, поскольку осуществление лицом, замещающим должность государственной гражданской службы, действий в интересах иных лиц, связанных с ним имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями, также является личной заинтересованностью, о возникновении которой должно быть направлено соответствующее уведомление.
Апелляционное определение Омского областного суда от 12.05.2022 по делу N 33-2809/2022
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: О признании незаконным решения о привлечении к дисциплинарной ответственности.
Обстоятельства: Установлено допущение лицом нарушения требований к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов; рекомендовано применить к государственному служащему меру ответственности в виде предупреждения о неполном должностном соответствии.
Решение: Отказано.Ссылка истца на то, что лично он никакой выгоды не получил в результате проведения ремонтных работ в здании миграционного пункта, не свидетельствует о незаконном привлечении его к дисциплинарной ответственности, так как для целей, установленных частью 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", данное обстоятельство не свидетельствует об отсутствии конфликта интересов, поскольку осуществление лицом, замещающим должность государственной гражданской службы, действий в интересах иных лиц, связанных с ним имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями, также является личной заинтересованностью, о возникновении которой должно быть направлено соответствующее уведомление.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: О признании незаконным решения о привлечении к дисциплинарной ответственности.
Обстоятельства: Установлено допущение лицом нарушения требований к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов; рекомендовано применить к государственному служащему меру ответственности в виде предупреждения о неполном должностном соответствии.
Решение: Отказано.Ссылка истца на то, что лично он никакой выгоды не получил в результате проведения ремонтных работ в здании миграционного пункта, не свидетельствует о незаконном привлечении его к дисциплинарной ответственности, так как для целей, установленных частью 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", данное обстоятельство не свидетельствует об отсутствии конфликта интересов, поскольку осуществление лицом, замещающим должность государственной гражданской службы, действий в интересах иных лиц, связанных с ним имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями, также является личной заинтересованностью, о возникновении которой должно быть направлено соответствующее уведомление.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Изменения законодательства о противодействии коррупции: что день грядущий нам готовит
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2020, N 5)Нужно сказать, что привлечение к дисциплинарной ответственности и, в частности, увольнение (освобождение от должности) лиц, замещающих государственные должности, хотя и предусматривается Законом о противодействии коррупции, на практике сопряжено с большими трудностями.
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2020, N 5)Нужно сказать, что привлечение к дисциплинарной ответственности и, в частности, увольнение (освобождение от должности) лиц, замещающих государственные должности, хотя и предусматривается Законом о противодействии коррупции, на практике сопряжено с большими трудностями.
Статья: Реестр лиц, уволенных с государственной и муниципальной службы в связи с утратой доверия: вопросы эффективности
(Пресняков М.В., Чаннов С.Е.)
("Журнал российского права", 2020, N 10)Ключевые слова: противодействие коррупции, утрата доверия, дисциплинарная ответственность, эффективность ответственности, лишение права замещать должности государственной и муниципальной службы, реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия.
(Пресняков М.В., Чаннов С.Е.)
("Журнал российского права", 2020, N 10)Ключевые слова: противодействие коррупции, утрата доверия, дисциплинарная ответственность, эффективность ответственности, лишение права замещать должности государственной и муниципальной службы, реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 04.07.2022 N 27-П
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 17 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", пункта 5 статьи 4 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве" и пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Е.И. Коровицкой"4.3. Как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2016 года N 26-П, предусмотренная Федеральным законом "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" система контроля за соблюдением государственным (муниципальным) служащим возложенных на него запретов и ограничений обусловлена презумпцией незаконности доходов, на которые было приобретено перечисленное в части 1 статьи 4 и статье 17 этого Федерального закона имущество, если стоимость такого имущества превышает общий доход служащего и его супруги (супруга) за три года, предшествующих отчетному периоду. В рамках этой системы подлежат обязательной проверке достоверность и полнота представляемых служащим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а их непредставление или представление недостоверных сведений является основанием для привлечения лица к дисциплинарной ответственности (статья 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"). И если общая сумма сделок по приобретению определенного законом имущества превышает общий доход служащего и его супруги (супруга) за три года, предшествующих отчетному периоду, на него ложится также обязанность представить сведения о расходах, а их непредставление или представление недостоверных сведений образует основание дисциплинарной ответственности (статья 8.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" и статья 3 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам"). Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации указывал, что порядок обращения по решению суда в доход государства имущества, доказательства приобретения которого на законные доходы не представлены, не предполагает лишения лица, в отношении которого разрешается этот вопрос, права представлять в суде любые допустимые доказательства в подтверждение законного происхождения средств, затраченных на приобретение того или иного имущества, в том числе относительно законных доходов, не отраженных в представленных государственным (муниципальным) служащим сведениях о доходах (Постановление от 29 ноября 2016 года N 26-П; определения от 6 июня 2017 года N 1163-О, от 18 июля 2017 года N 1736-О и др.).
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 17 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", пункта 5 статьи 4 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве" и пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Е.И. Коровицкой"4.3. Как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2016 года N 26-П, предусмотренная Федеральным законом "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" система контроля за соблюдением государственным (муниципальным) служащим возложенных на него запретов и ограничений обусловлена презумпцией незаконности доходов, на которые было приобретено перечисленное в части 1 статьи 4 и статье 17 этого Федерального закона имущество, если стоимость такого имущества превышает общий доход служащего и его супруги (супруга) за три года, предшествующих отчетному периоду. В рамках этой системы подлежат обязательной проверке достоверность и полнота представляемых служащим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а их непредставление или представление недостоверных сведений является основанием для привлечения лица к дисциплинарной ответственности (статья 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"). И если общая сумма сделок по приобретению определенного законом имущества превышает общий доход служащего и его супруги (супруга) за три года, предшествующих отчетному периоду, на него ложится также обязанность представить сведения о расходах, а их непредставление или представление недостоверных сведений образует основание дисциплинарной ответственности (статья 8.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" и статья 3 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам"). Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации указывал, что порядок обращения по решению суда в доход государства имущества, доказательства приобретения которого на законные доходы не представлены, не предполагает лишения лица, в отношении которого разрешается этот вопрос, права представлять в суде любые допустимые доказательства в подтверждение законного происхождения средств, затраченных на приобретение того или иного имущества, в том числе относительно законных доходов, не отраженных в представленных государственным (муниципальным) служащим сведениях о доходах (Постановление от 29 ноября 2016 года N 26-П; определения от 6 июня 2017 года N 1163-О, от 18 июля 2017 года N 1736-О и др.).
"Обзор практики по рассмотрению в 2012 - 2013 годах дел по спорам, связанным с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.07.2014)Правовую основу привлечения государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности в связи с совершением коррупционных проступков составляют Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", другие нормативные правовые акты, устанавливающие правовое положение (статус) государственных и муниципальных служащих, а также основания и порядок применения к ним мер дисциплинарной ответственности.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.07.2014)Правовую основу привлечения государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности в связи с совершением коррупционных проступков составляют Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", другие нормативные правовые акты, устанавливающие правовое положение (статус) государственных и муниципальных служащих, а также основания и порядок применения к ним мер дисциплинарной ответственности.