Дисциплинарная ответственность осужденных
Подборка наиболее важных документов по запросу Дисциплинарная ответственность осужденных (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 78 "Изменение вида исправительного учреждения" УИК РФ"По смыслу закона и в соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2014 года N 9 "О практике назначения и изменения судами видов исправительных учреждений", в случаях, предусмотренных ст. 78 УИК РФ, суду надлежит проверить соблюдение предусмотренных ст. 116 УИК РФ условий и процедуры признания лица злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. При этом, решая вопрос об изменении вида исправительного учреждения, суд не проверяет законность взысканий, наложенных на осужденного, поскольку действия администрации исправительного учреждения, связанные с привлечением к дисциплинарной ответственности, обжалуются в порядке гражданского судопроизводства."
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 4 "Административные ограничения, устанавливаемые при административном надзоре" Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы""В обоснование заявленных требований исправительным учреждением указано, что Т. осужден за совершение особо тяжкого преступления при опасном рецидиве, срок отбывания наказания исчисляется с 26 мая 2014 года. Из имеющихся в материалах личного дела характеристики и справки о поощрениях и взысканиях на осужденного Т., последний, находясь в следственном изоляторе, неоднократно допускал нарушения режима содержания, привлекался к дисциплинарной ответственности. В ФКУ ИК-7 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области неоднократно допускал нарушения режима, за что был признал злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, имеет 60 взысканий, два поощрения. Также административным истцом указано, что осужденный Т. женат, имеет неполное среднее образование, до помещения в места лишения свободы работал бетонщиком в ООО "СМО Содружество". Исправительное учреждение ходатайствовало об установлении Т. административного надзора со следующими административными ограничениями, предусмотренными статьей 4 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы": в виде запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в ночное время суток, обязательной явки один раз в месяц в органы внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Коллизионные вопросы применения административных наказаний в отношении осужденных
(Гришин Д.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)О возможности и необходимости пролонгации срока, назначенного судом уголовного наказания осужденным, признанным злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, систематически нарушающим распорядок дня исправительного учреждения, посредством незачета в срок наказания срока содержания в штрафном (дисциплинарном) изоляторе, неоднократно высказывались практические работники органов и учреждений уголовно-исполнительной системы. По их мнению, данная мера могла бы иметь высокий сдерживающий и воспитательный потенциал для осужденных отрицательной направленности, активно противодействующих законным требованиям администрации пенитенциарного учреждения и дестабилизирующих тем самым нормальную оперативную обстановку в учреждении УИС. Решение данной проблемы путем внесения соответствующего изменения в УИК РФ сегодня, с учетом положений уголовно-исполнительного законодательства, закрепляющих самостоятельный институт дисциплинарной ответственности осужденных с определенными видами применяемых к осужденным-правонарушителям мер взыскания (выговор; дисциплинарный штраф в размере до двухсот рублей; водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор на срок до 15 суток; перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, содержащихся в исправительных колониях общего и строгого режимов, в помещения камерного типа, а в исправительных колониях особого режима - в одиночные камеры на срок до шести месяцев; перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в единые помещения камерного типа на срок до одного года; перевод осужденных женщин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в помещения камерного типа на срок до трех месяцев), является проблематичным по причине того, что складывающиеся в процессе отбывания уголовного наказания общественные отношения независимо от их предметного содержания (регулятивные либо охранительные, т.е. связанные с применением мер государственного принуждения) носят характер уголовно-исполнительных, с четко определенным приговором суда временными рамками их действия. И продление на основании постановления начальника исправительного учреждения данных правоотношений невозможно. Стоит отметить, что в процессе отбывания осужденным уголовного наказания могут возникать охранительные правовые отношения иной отраслевой принадлежности (уголовно-правовые, административно-деликтные), обусловленные совершенным осужденным преступлением либо административным проступком, течение которых может и должно прерывать и в определенных случаях приостанавливать течение уголовно-исполнительных правоотношений. В этом случае можно говорить о продлении для правонарушителя срока назначенного судом первоначального уголовного наказания. Подобная практика всегда применяется при совершении осужденным преступления в период отбывания уголовного наказания, что же касается административного правонарушения, то их совершение сегодня на срок наказания не влияет, так как большинство деяний, обладающих признаками административного правонарушения, совершаемых осужденными в период отбывания наказания, рассматриваются правоприменителем в качестве нарушений режима отбывания наказания с назначением виновному определенной пенитенциарным законодательством меры взыскания. С учетом обозначенных выше предложений, направленных на установление особенностей административной ответственности осужденных, предлагается принципиально новый подход к практическому применению норм административно-деликтного законодательства к лицам, содержащимся в пенитенциарных учреждениях, предусматривающий определенное расширение сферы применения нового КоАП РФ в отношении спецконтингента с сохранением института пенитенциарной ответственности и соблюдением следующего принципа: "За совершение всех правонарушений, совершаемых в период отбывания наказания, осужденные подлежат уголовно-исполнительной ответственности, за исключением отдельных, прямо предусмотренных КоАП РФ случаев". Данные случаи в виде конкретных составов административных правонарушений должны быть закреплены в новом КоАП РФ с сохранением предусмотренного административно-процессуального порядка их назначения и исполнения.
(Гришин Д.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)О возможности и необходимости пролонгации срока, назначенного судом уголовного наказания осужденным, признанным злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, систематически нарушающим распорядок дня исправительного учреждения, посредством незачета в срок наказания срока содержания в штрафном (дисциплинарном) изоляторе, неоднократно высказывались практические работники органов и учреждений уголовно-исполнительной системы. По их мнению, данная мера могла бы иметь высокий сдерживающий и воспитательный потенциал для осужденных отрицательной направленности, активно противодействующих законным требованиям администрации пенитенциарного учреждения и дестабилизирующих тем самым нормальную оперативную обстановку в учреждении УИС. Решение данной проблемы путем внесения соответствующего изменения в УИК РФ сегодня, с учетом положений уголовно-исполнительного законодательства, закрепляющих самостоятельный институт дисциплинарной ответственности осужденных с определенными видами применяемых к осужденным-правонарушителям мер взыскания (выговор; дисциплинарный штраф в размере до двухсот рублей; водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор на срок до 15 суток; перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, содержащихся в исправительных колониях общего и строгого режимов, в помещения камерного типа, а в исправительных колониях особого режима - в одиночные камеры на срок до шести месяцев; перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в единые помещения камерного типа на срок до одного года; перевод осужденных женщин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в помещения камерного типа на срок до трех месяцев), является проблематичным по причине того, что складывающиеся в процессе отбывания уголовного наказания общественные отношения независимо от их предметного содержания (регулятивные либо охранительные, т.е. связанные с применением мер государственного принуждения) носят характер уголовно-исполнительных, с четко определенным приговором суда временными рамками их действия. И продление на основании постановления начальника исправительного учреждения данных правоотношений невозможно. Стоит отметить, что в процессе отбывания осужденным уголовного наказания могут возникать охранительные правовые отношения иной отраслевой принадлежности (уголовно-правовые, административно-деликтные), обусловленные совершенным осужденным преступлением либо административным проступком, течение которых может и должно прерывать и в определенных случаях приостанавливать течение уголовно-исполнительных правоотношений. В этом случае можно говорить о продлении для правонарушителя срока назначенного судом первоначального уголовного наказания. Подобная практика всегда применяется при совершении осужденным преступления в период отбывания уголовного наказания, что же касается административного правонарушения, то их совершение сегодня на срок наказания не влияет, так как большинство деяний, обладающих признаками административного правонарушения, совершаемых осужденными в период отбывания наказания, рассматриваются правоприменителем в качестве нарушений режима отбывания наказания с назначением виновному определенной пенитенциарным законодательством меры взыскания. С учетом обозначенных выше предложений, направленных на установление особенностей административной ответственности осужденных, предлагается принципиально новый подход к практическому применению норм административно-деликтного законодательства к лицам, содержащимся в пенитенциарных учреждениях, предусматривающий определенное расширение сферы применения нового КоАП РФ в отношении спецконтингента с сохранением института пенитенциарной ответственности и соблюдением следующего принципа: "За совершение всех правонарушений, совершаемых в период отбывания наказания, осужденные подлежат уголовно-исполнительной ответственности, за исключением отдельных, прямо предусмотренных КоАП РФ случаев". Данные случаи в виде конкретных составов административных правонарушений должны быть закреплены в новом КоАП РФ с сохранением предусмотренного административно-процессуального порядка их назначения и исполнения.
Статья: Обязательная геномная регистрация осужденных (проблемы практики)
(Босак Е.Е., Холопова Е.Н.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2023, N 1)Псковская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Псковской области <4> выявила нарушения в деятельности администрации ФКУ ИК-3 УФСИН России по Псковской области, которой ранее неоднократно допускалось освобождение осужденных без проведения обязательной геномной регистрации. В 2017 г. было освобождено сорок семь таких осужденных, в 2018 г. - трое осужденных, в 2019 г. - без проведения обязательной геномной регистрации освобожден один осужденный. Так, в 2019 г. осужденный доставлялся в медицинскую часть для прохождения медицинского осмотра перед водворением в штрафной изолятор. В медицинскую часть осужденный прибыл в сопровождении начальника отряда, который в ходе медицинского осмотра предложил осужденному пройти геномную регистрацию. Однако осужденный от предложенной процедуры отказался. О факте отказа осужденного от прохождения геномной регистрации начальник отряда уведомил дежурного помощника начальника колонии, его заместителя и заместителя начальника колонии. В дальнейшем осужденный в нарушение требований ст. 115 УИК РФ за отказ от выполнения законных требований администрации не был привлечен к дисциплинарной ответственности. Доставление осужденного на забор биоматериала для геномной регистрации осуществлялось без сотрудника отдела безопасности. Сверка личности осужденного, его опрос по материалам личного дела сотрудником оперативного отдела и специального учета не проводились. В журнал по учету лиц, подлежащих обязательной геномной регистрации, сотрудниками медицинской части запись о ее прохождении осужденным не вносилась. Перед освобождением осужденного было необходимо провести сверку с указанным журналом. Если бы проведение геномной регистрации осужденному осуществлялось в соответствии с внутренним приказом исправительного учреждения, то должностные лица, отвечающие за организацию и проведение геномной регистрации, были бы осведомлены в день отказа. Процедура по забору биоматериала осужденного для проведения геномной регистрации была начата непосредственно перед окончанием срока отбывания наказания.
(Босак Е.Е., Холопова Е.Н.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2023, N 1)Псковская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Псковской области <4> выявила нарушения в деятельности администрации ФКУ ИК-3 УФСИН России по Псковской области, которой ранее неоднократно допускалось освобождение осужденных без проведения обязательной геномной регистрации. В 2017 г. было освобождено сорок семь таких осужденных, в 2018 г. - трое осужденных, в 2019 г. - без проведения обязательной геномной регистрации освобожден один осужденный. Так, в 2019 г. осужденный доставлялся в медицинскую часть для прохождения медицинского осмотра перед водворением в штрафной изолятор. В медицинскую часть осужденный прибыл в сопровождении начальника отряда, который в ходе медицинского осмотра предложил осужденному пройти геномную регистрацию. Однако осужденный от предложенной процедуры отказался. О факте отказа осужденного от прохождения геномной регистрации начальник отряда уведомил дежурного помощника начальника колонии, его заместителя и заместителя начальника колонии. В дальнейшем осужденный в нарушение требований ст. 115 УИК РФ за отказ от выполнения законных требований администрации не был привлечен к дисциплинарной ответственности. Доставление осужденного на забор биоматериала для геномной регистрации осуществлялось без сотрудника отдела безопасности. Сверка личности осужденного, его опрос по материалам личного дела сотрудником оперативного отдела и специального учета не проводились. В журнал по учету лиц, подлежащих обязательной геномной регистрации, сотрудниками медицинской части запись о ее прохождении осужденным не вносилась. Перед освобождением осужденного было необходимо провести сверку с указанным журналом. Если бы проведение геномной регистрации осужденному осуществлялось в соответствии с внутренним приказом исправительного учреждения, то должностные лица, отвечающие за организацию и проведение геномной регистрации, были бы осведомлены в день отказа. Процедура по забору биоматериала осужденного для проведения геномной регистрации была начата непосредственно перед окончанием срока отбывания наказания.