Дискриминация по национальному признаку

Подборка наиболее важных документов по запросу Дискриминация по национальному признаку (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 309 "Особенности налогообложения иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получающих доходы от источников в Российской Федерации" главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")
Решением единственного акционера общества - иностранного юридического лица нераспределенная прибыль прошлых лет была направлена на увеличение уставного капитала общества. При этом каких-либо выплат в денежной форме общество своему единственному акционеру - иностранному юридическому лицу не производило. По мнению налогового органа, акционер получил от общества дивиденды, которые направил на увеличение уставного капитала общества. Соответственно, общество должно было выполнить обязанности налогового агента по налогу на прибыль организаций и уплатить налог в бюджетную систему. Налоговый орган доначислил обществу налог на прибыль организаций с дохода, выплаченного иностранному юридическому лицу в виде дивидендов от российской организации, а также привлек его к ответственности по п. 1 ст. 123 НК РФ. Верховный Суд РФ признал решение налогового органа неправомерным. Верховный Суд РФ указал, что в силу подп. 15 п. 1 ст. 251 НК РФ российская организация, являющаяся единственным акционером другой российской организации и принявшая решение о направлении нераспределенной прибыли прошлых лет на увеличение уставного капитала этой другой российской организации, освобождалась бы от уплаты налога на прибыль организаций. В ст. 309 НК РФ, определяющей порядок налогообложения доходов иностранных организаций, аналогичное положение или отсылка к подп. 15 п. 1 ст. 251 НК РФ отсутствует. В то же время п. 1 ст. 24 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Иран от 06.03.1998 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал" содержит запрет дискриминации в сфере налогообложения по признаку национальной принадлежности. Поскольку выгода российской организации - акционера от прироста стоимости капитала акционерного общества в размере, соответствующем увеличению уставного капитала за счет нераспределенной прибыли, не рассматривается законодателем в качестве подлежащего налогообложению дохода, то не имеется оснований подвергать более обременительному налогообложению в рассматриваемой части иностранного акционера, сохранившего капитализацию российской организации. Следовательно, иностранное юридическое лицо - акционер, с учетом п. 1 ст. 24 Соглашения от 06.03.1998, могло применять в рассматриваемой ситуации подп. 15 п. 1 ст. 251 НК РФ, а у общества как налогового агента отсутствовала обязанность уплачивать налог на прибыль.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Современные проблемы реализации государственной национальной политики Российской Федерации: правовой аспект
(Андриченко Л.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 6)
Одним из эффективных инструментов гражданского общества является общественный контроль. В связи с этим представляется, что было бы правильно расширить законодательно установленные цели и задачи общественного контроля <17>, в частности указать в них на такие задачи, как укрепление гражданского единства на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов России, предупреждение и пресечение дискриминации по национальному признаку, обеспечение межнационального и межрелигиозного мира и согласия. Необходимость решения данных задач с помощью институтов гражданского общества напрямую вытекает из принципов государственной национальной политики, закрепленных в Стратегии государственной национальной политики РФ, и, более того, в определенной степени уже осуществляется национально-культурными организациями граждан Российской Федерации.
Статья: Искусственный интеллект и управление документами: основные риски
(Храмцовская Н.А.)
("Делопроизводство", 2023, N 2)
"Имеющаяся информация подтверждает косвенную дискриминацию по национальному признаку, при этом некоторые национальности, в том числе греки, болгары, румыны и албанцы, непропорционально часто не проходят отбор. Судя по всему, отсутствует ручная проверка случаев принятия алгоритмом негативных решений. Если это подтвердится, использование инструмента будет считаться незаконным и не будет соответствовать собственной политике Министерства внутренних дел. Отказ Министерства внутренних дел обеспечить прозрачность в отношении инструмента отбора также может нарушать обязательства по защите персональных данных".

Нормативные акты

Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)
43) осуществления в пределах своих полномочий мер по обеспечению государственных гарантий равенства прав, свобод и законных интересов человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, предотвращению любых форм ограничения прав и дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; осуществления мер, направленных на поддержку, сохранение, развитие и изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации, языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, а также иных мер, направленных на укрепление гражданского единства, межнационального и межконфессионального согласия, сохранение этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, защиту прав национальных меньшинств, социальную и культурную адаптацию и интеграцию иностранных граждан (мигрантов), профилактику и предупреждение экстремизма и межнациональных (межэтнических) конфликтов, достижение межнационального и межконфессионального согласия;
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)
5) допущение главой муниципального образования, местной администрацией, иными органами и должностными лицами местного самоуправления муниципального образования и подведомственными организациями массового нарушения государственных гарантий равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, ограничения прав и дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, если это повлекло нарушение межнационального и межконфессионального согласия и способствовало возникновению межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных конфликтов;