Дизайн авторское право
Подборка наиболее важных документов по запросу Дизайн авторское право (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Дизайнерские услуги
(КонсультантПлюс, 2024)Произведение дизайна как объект авторского права подлежит правовой защите вне зависимости от того, зарегистрировано оно как товарный знак (промышленный образец) или нет
(КонсультантПлюс, 2024)Произведение дизайна как объект авторского права подлежит правовой защите вне зависимости от того, зарегистрировано оно как товарный знак (промышленный образец) или нет
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 256 "Амортизируемое имущество" главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган пришел к выводу, что налогоплательщик неправомерно, в нарушение положений п. 1 ст. 256, п. 3 ст. 257 НК РФ отнес приобретенные у иностранной компании исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (дизайн бренда) к амортизируемому имуществу, учтя расходы в составе нематериальных активов. Налоговый орган указал, что исключительное право на товарный знак может быть признано нематериальным активом после получения свидетельства о регистрации данного товарного знака, а налогоплательщик не располагал свидетельством о регистрации товарного знака, кроме того, налогоплательщик не использовал в производственной деятельности результат оказания услуги (этикетки соответствующего дизайна). Суд установил, что иностранная организация оказала налогоплательщику услуги - создала дизайн упаковки для специй и пряностей и передала налогоплательщику исключительные права на полученный результат интеллектуальной деятельности, налогоплательщик принял объект к учету как нематериальный актив. Неисключительные права на использование данного дизайна упаковки налогоплательщик передал своему контрагенту за вознаграждение. Суд пришел к выводу, что налогоплательщиком соблюдены все необходимые условия для учета спорных расходов, он правомерно отразил в составе нематериальных активов исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (дизайн упаковки), полученные в рамках договора с иностранной компанией. Суд отметил, что для признания спорного объекта нематериальным активом наличие свидетельства о регистрации товарного знака не требуется, поскольку в рассматриваемом случае спорный нематериальный актив не является товарным знаком, а является объектом дизайна, государственная регистрация которого не предусмотрена, так как в силу п. 1 ст. 1259 ГК РФ объекты дизайна являются объектами авторских прав, для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган пришел к выводу, что налогоплательщик неправомерно, в нарушение положений п. 1 ст. 256, п. 3 ст. 257 НК РФ отнес приобретенные у иностранной компании исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (дизайн бренда) к амортизируемому имуществу, учтя расходы в составе нематериальных активов. Налоговый орган указал, что исключительное право на товарный знак может быть признано нематериальным активом после получения свидетельства о регистрации данного товарного знака, а налогоплательщик не располагал свидетельством о регистрации товарного знака, кроме того, налогоплательщик не использовал в производственной деятельности результат оказания услуги (этикетки соответствующего дизайна). Суд установил, что иностранная организация оказала налогоплательщику услуги - создала дизайн упаковки для специй и пряностей и передала налогоплательщику исключительные права на полученный результат интеллектуальной деятельности, налогоплательщик принял объект к учету как нематериальный актив. Неисключительные права на использование данного дизайна упаковки налогоплательщик передал своему контрагенту за вознаграждение. Суд пришел к выводу, что налогоплательщиком соблюдены все необходимые условия для учета спорных расходов, он правомерно отразил в составе нематериальных активов исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (дизайн упаковки), полученные в рамках договора с иностранной компанией. Суд отметил, что для признания спорного объекта нематериальным активом наличие свидетельства о регистрации товарного знака не требуется, поскольку в рассматриваемом случае спорный нематериальный актив не является товарным знаком, а является объектом дизайна, государственная регистрация которого не предусмотрена, так как в силу п. 1 ст. 1259 ГК РФ объекты дизайна являются объектами авторских прав, для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О содержании понятия формы в авторском и патентном праве
(Близнец И.А., Витко В.С.)
("Хозяйство и право", 2022, N 3)При этом общее воззрение, основанное на указании закона об охране произведения дизайна авторским правом (п. 1 ст. 1259 ГК РФ) и приравнивании внешнего вида изделия к произведению дизайна, склоняется к тому, что по действующему законодательству дизайнерское решение (внешний вид изделия) может одновременно охраняться как объект авторского права (произведение дизайна), так и объект патентного права (промышленный образец) <5>. Тем самым решение внешнего вида изделия производства и дизайн - это один и тот же объект интеллектуальной деятельности. Так, по взгляду А.П. Сергеева, "единственное, что отличает рассматриваемые объекты друг от друга, - это то, что режим промышленного образца решение внешнего вида изделия приобретает в официальном порядке по результатам патентной экспертизы на соответствие заявленного объекта установленным в законе требованиям. До того, как объект будет признан промышленным образцом, он охраняется в качестве объекта авторского права" <6>. По его мнению, в таком положении "нет ничего ненормального, ибо авторское право охраняет любые творческие результаты, воплощенные в объективную форму" <7>. Такую же позицию занимают, к примеру, такие ученые, как И.А. Близнец и К.Б. Леонтьев <8>. А.В. Генис, придерживаясь представления, что произведение дизайна представляет собой решение внешнего вида изделия, полученное при осуществлении творческой деятельности по художественному конструированию (дизайну), выраженное в объективной форме, заключает, что произведения дизайна по своей сущности и выполняемой роли весьма схожи с промышленными образцами <9>.
(Близнец И.А., Витко В.С.)
("Хозяйство и право", 2022, N 3)При этом общее воззрение, основанное на указании закона об охране произведения дизайна авторским правом (п. 1 ст. 1259 ГК РФ) и приравнивании внешнего вида изделия к произведению дизайна, склоняется к тому, что по действующему законодательству дизайнерское решение (внешний вид изделия) может одновременно охраняться как объект авторского права (произведение дизайна), так и объект патентного права (промышленный образец) <5>. Тем самым решение внешнего вида изделия производства и дизайн - это один и тот же объект интеллектуальной деятельности. Так, по взгляду А.П. Сергеева, "единственное, что отличает рассматриваемые объекты друг от друга, - это то, что режим промышленного образца решение внешнего вида изделия приобретает в официальном порядке по результатам патентной экспертизы на соответствие заявленного объекта установленным в законе требованиям. До того, как объект будет признан промышленным образцом, он охраняется в качестве объекта авторского права" <6>. По его мнению, в таком положении "нет ничего ненормального, ибо авторское право охраняет любые творческие результаты, воплощенные в объективную форму" <7>. Такую же позицию занимают, к примеру, такие ученые, как И.А. Близнец и К.Б. Леонтьев <8>. А.В. Генис, придерживаясь представления, что произведение дизайна представляет собой решение внешнего вида изделия, полученное при осуществлении творческой деятельности по художественному конструированию (дизайну), выраженное в объективной форме, заключает, что произведения дизайна по своей сущности и выполняемой роли весьма схожи с промышленными образцами <9>.
Статья: Коммерческая концессия и франчайзинг - соотношение понятий
(Демедюк Ю.А.)
("Юрист", 2024, N 10)В подпункте (a) п. 3 ст. 1 Регламента N 4087/88 Европейского союза дается следующее определение: "Франшиза" - это совокупность прав промышленной (интеллектуальной) собственности, которые относятся к товарным знакам, фирменным наименованиям, вывескам магазинов, дизайну, авторскому праву, ноу-хау, изобретениям или полезным моделям, которые применяются и используются как для обыкновенной перепродажи товаров, так и для оказания услуг конечным потребителям" <5>.
(Демедюк Ю.А.)
("Юрист", 2024, N 10)В подпункте (a) п. 3 ст. 1 Регламента N 4087/88 Европейского союза дается следующее определение: "Франшиза" - это совокупность прав промышленной (интеллектуальной) собственности, которые относятся к товарным знакам, фирменным наименованиям, вывескам магазинов, дизайну, авторскому праву, ноу-хау, изобретениям или полезным моделям, которые применяются и используются как для обыкновенной перепродажи товаров, так и для оказания услуг конечным потребителям" <5>.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики рассмотрения гражданских дел, связанных с нарушением авторских и смежных прав в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)В соответствии с пунктом 1 статьи 1259 ГК РФ произведения дизайна являются объектами авторских прав.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)В соответствии с пунктом 1 статьи 1259 ГК РФ произведения дизайна являются объектами авторских прав.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)В соответствии с п. 1 ст. 1259 ГК РФ произведения дизайна являются объектами авторских прав.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)В соответствии с п. 1 ст. 1259 ГК РФ произведения дизайна являются объектами авторских прав.