Добросовестность налоговых органов
Подборка наиболее важных документов по запросу Добросовестность налоговых органов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 213.28 "Завершение расчетов с кредиторами и освобождение гражданина от обязательств" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Судом установлено, что задолженность по налогам у предпринимателя возникла в результате отражения недостоверных сведений в декларации по НДС. Обстоятельств, исключающих вину предпринимателя, а равно его добросовестного заблуждения, неосторожности, неосмотрительности, налоговым органом по итогам налоговой проверки не выявлено.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Судом установлено, что задолженность по налогам у предпринимателя возникла в результате отражения недостоверных сведений в декларации по НДС. Обстоятельств, исключающих вину предпринимателя, а равно его добросовестного заблуждения, неосторожности, неосмотрительности, налоговым органом по итогам налоговой проверки не выявлено.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 75 "Пеня" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил НДС и пени, сделав вывод о неправомерном применении налогоплательщиком предусмотренной подп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ льготы по НДС, поскольку оказываемые обществом транспортные услуги, связанные с предоставлением автомашин скорой помощи, не являются медицинскими. Суд признал доначисление НДС правомерным, однако указал на неправомерность начисления пеней. Суд отметил, что налоговый орган по месту учета налогоплательщика в 2016 году в ответ на обращение налогоплательщика сообщил о возможности освобождения от НДС оказываемых налогоплательщиком услуг, связанных с предоставлением машин. С учетом писем Минфина России от 27.06.2013 N 03-07-07/24502 и ФНС России от 06.07.2005 N 03-1-03/1170/13 суд сделал вывод, что налоговый орган ошибочно трактовал правовые нормы, допустив противоречие с имеющейся ведомственной правовой позицией. Поскольку налогоплательщик выполнял данные ему разъяснения налогового органа, суд признал неправомерным начисление пеней, так как оно обусловлено незаконными действиями самого налогового органа, несовместимо с принципами (требованиями) добросовестности налогового администрирования, поддержания доверия к закону и действиям государства.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил НДС и пени, сделав вывод о неправомерном применении налогоплательщиком предусмотренной подп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ льготы по НДС, поскольку оказываемые обществом транспортные услуги, связанные с предоставлением автомашин скорой помощи, не являются медицинскими. Суд признал доначисление НДС правомерным, однако указал на неправомерность начисления пеней. Суд отметил, что налоговый орган по месту учета налогоплательщика в 2016 году в ответ на обращение налогоплательщика сообщил о возможности освобождения от НДС оказываемых налогоплательщиком услуг, связанных с предоставлением машин. С учетом писем Минфина России от 27.06.2013 N 03-07-07/24502 и ФНС России от 06.07.2005 N 03-1-03/1170/13 суд сделал вывод, что налоговый орган ошибочно трактовал правовые нормы, допустив противоречие с имеющейся ведомственной правовой позицией. Поскольку налогоплательщик выполнял данные ему разъяснения налогового органа, суд признал неправомерным начисление пеней, так как оно обусловлено незаконными действиями самого налогового органа, несовместимо с принципами (требованиями) добросовестности налогового администрирования, поддержания доверия к закону и действиям государства.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ9.1. Добросовестное исполнение банком своих обязанностей как обстоятельство, смягчающее ответственность за неисполнение решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика
Готовое решение: Как проявить должную осмотрительность и подтвердить обоснованность налоговой выгоды
(КонсультантПлюс, 2025)По умолчанию налогоплательщик всегда считается добросовестным (презумпция добросовестности). Если налоговая инспекция заявляет о каких-то действиях или бездействии со стороны налогоплательщика, которые характеризуют его как недобросовестного, то она должна это доказать (п. 7 ст. 3, п. 5 ст. 82 НК РФ, п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53, Письмо ФНС России от 24.07.2019 N ЕД-19-2/201).
(КонсультантПлюс, 2025)По умолчанию налогоплательщик всегда считается добросовестным (презумпция добросовестности). Если налоговая инспекция заявляет о каких-то действиях или бездействии со стороны налогоплательщика, которые характеризуют его как недобросовестного, то она должна это доказать (п. 7 ст. 3, п. 5 ст. 82 НК РФ, п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53, Письмо ФНС России от 24.07.2019 N ЕД-19-2/201).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2(2015)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2015)
(Извлечение)Получение физическим лицом доходов, облагаемых НДФЛ, должен доказать налоговый орган в силу принципа добросовестности налогоплательщика, презумпции его невиновности (п. 6 ст. 108 НК РФ).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2015)
(Извлечение)Получение физическим лицом доходов, облагаемых НДФЛ, должен доказать налоговый орган в силу принципа добросовестности налогоплательщика, презумпции его невиновности (п. 6 ст. 108 НК РФ).
"Актуальная судебно-арбитражная практика по налогам за 2024 год"
(Головкин А.)
("Филинъ", 2025)- в силу принципа презумпции добросовестности налогоплательщика именно на налоговом органе, оспаривающем реальность совершенных налогоплательщиком операций и обоснованность полученной в связи с этим налоговой выгоды, лежит бремя доказывания того, что приобретение товаров (работ, услуг) налогоплательщиком не имело места в действительности либо спорный товар (работы, услуги) хотя и был получен налогоплательщиком, но фактически поставлен иными лицами;
(Головкин А.)
("Филинъ", 2025)- в силу принципа презумпции добросовестности налогоплательщика именно на налоговом органе, оспаривающем реальность совершенных налогоплательщиком операций и обоснованность полученной в связи с этим налоговой выгоды, лежит бремя доказывания того, что приобретение товаров (работ, услуг) налогоплательщиком не имело места в действительности либо спорный товар (работы, услуги) хотя и был получен налогоплательщиком, но фактически поставлен иными лицами;
Статья: Принцип добросовестности налогового администрирования. Сравнительно-правовой анализ концепций России и ОЭСР
(Кукушкин Д.С.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 1)<21> См.: Паленов Е.С. Добросовестность налогового органа. Ч. I "Слабая сторона". URL: https://zakon.ru/blog/2021/12/2/dobrosovestnost_nalogovogo_organachi_clabaya_storona?ysclid=lu9ugj8ft3865944835 (дата обращения: 15.02.2024).
(Кукушкин Д.С.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 1)<21> См.: Паленов Е.С. Добросовестность налогового органа. Ч. I "Слабая сторона". URL: https://zakon.ru/blog/2021/12/2/dobrosovestnost_nalogovogo_organachi_clabaya_storona?ysclid=lu9ugj8ft3865944835 (дата обращения: 15.02.2024).
"Проблемы реализации принципов гражданского судопроизводства в правоприменительной деятельности: монография"
(отв. ред. В.М. Жуйков, С.С. Завриев)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В судебной практике ВС РФ, ВАС РФ неоднократно подчеркивалось наличие как принципа, так и презумпции добросовестности. Как отмечал ВАС РФ, "судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны" <1>. В то же время ВС РФ отмечает: "Получение физическим лицом доходов, облагаемых НДФЛ, должен доказать налоговый орган в силу принципа добросовестности налогоплательщика, презумпции его невиновности (п. 6 ст. 108 НК РФ)" <2>.
(отв. ред. В.М. Жуйков, С.С. Завриев)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В судебной практике ВС РФ, ВАС РФ неоднократно подчеркивалось наличие как принципа, так и презумпции добросовестности. Как отмечал ВАС РФ, "судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны" <1>. В то же время ВС РФ отмечает: "Получение физическим лицом доходов, облагаемых НДФЛ, должен доказать налоговый орган в силу принципа добросовестности налогоплательщика, презумпции его невиновности (п. 6 ст. 108 НК РФ)" <2>.
Статья: Понятие и система принципов налогового администрирования
(Кукушкин Д.С.)
("Финансовое право", 2024, N 11)Верховный Суд РФ, а также нижестоящие суды активно используют это понятие в своих решениях, в частности при оценке добросовестности деятельности налоговых органов <5>. В актах Конституционного Суда РФ также встречается упоминание этого понятия в контексте эффективности взимания налогов и сборов <6>.
(Кукушкин Д.С.)
("Финансовое право", 2024, N 11)Верховный Суд РФ, а также нижестоящие суды активно используют это понятие в своих решениях, в частности при оценке добросовестности деятельности налоговых органов <5>. В актах Конституционного Суда РФ также встречается упоминание этого понятия в контексте эффективности взимания налогов и сборов <6>.
Статья: Прекращение юридических лиц и правовая политика: от анализа данных к прогнозированию последствий
(Болдырев В.А., Бодункова С.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 2)<24> Шабанова И.Н. К вопросу о добросовестности налоговых органов // Налоги. 2020. N 2. С. 17 - 20.
(Болдырев В.А., Бодункова С.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 2)<24> Шабанова И.Н. К вопросу о добросовестности налоговых органов // Налоги. 2020. N 2. С. 17 - 20.
Статья: Перспективы развития налогового мониторинга в Российской Федерации
(Сафохина Е.А.)
("Финансы", 2024, N 11)Крупные компании высоко оценили пользу налогового мониторинга, включая предсказуемость налоговых обязательств, оперативное взаимодействие с налоговыми органами и получение конструктивной обратной связи по вопросам налоговых платежей. Так, за 2022 г. ФНС России предоставила 189 мотивированных мнений (отношение и позиция, которые формирует налоговый орган относительно добросовестности налоговых выплат, а также верности предоставляемых отчетов), урегулированная сумма налогов составила 282,7 млрд руб. В 2023 г. количество мотивированных мнений составило 66, урегулированная сумма налогов составила 4 211 млн руб. Большинство компаний приняли позицию и внесли соответствующие изменения в свою деятельность. Не было ни одной проверки со стороны налоговых органов из-за неисполнения мотивированных мнений [2]. По итогам I квартала 2024 г. урегулированная сумма налога составляет 265 млн руб., при этом было представлено 6 мотивированных мнений <2>.
(Сафохина Е.А.)
("Финансы", 2024, N 11)Крупные компании высоко оценили пользу налогового мониторинга, включая предсказуемость налоговых обязательств, оперативное взаимодействие с налоговыми органами и получение конструктивной обратной связи по вопросам налоговых платежей. Так, за 2022 г. ФНС России предоставила 189 мотивированных мнений (отношение и позиция, которые формирует налоговый орган относительно добросовестности налоговых выплат, а также верности предоставляемых отчетов), урегулированная сумма налогов составила 282,7 млрд руб. В 2023 г. количество мотивированных мнений составило 66, урегулированная сумма налогов составила 4 211 млн руб. Большинство компаний приняли позицию и внесли соответствующие изменения в свою деятельность. Не было ни одной проверки со стороны налоговых органов из-за неисполнения мотивированных мнений [2]. По итогам I квартала 2024 г. урегулированная сумма налога составляет 265 млн руб., при этом было представлено 6 мотивированных мнений <2>.
Статья: Разрывы по НДС и тонкости перехода на новый режим налогообложения
(Адян О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 14)Тщательная проверка контрагентов позволяет подтвердить добросовестность компании перед налоговыми органами, исключая обвинения в участии в сомнительных схемах, контроль над которыми полностью невозможен.
(Адян О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 14)Тщательная проверка контрагентов позволяет подтвердить добросовестность компании перед налоговыми органами, исключая обвинения в участии в сомнительных схемах, контроль над которыми полностью невозможен.
"Адвокат-налогоплательщик"
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)Такой подход ученого и судьи, носящий универсальный характер, в целом заслуживает поддержки, так как позволяет распространить требование добросовестности на должностные лица налогового органа.
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)Такой подход ученого и судьи, носящий универсальный характер, в целом заслуживает поддержки, так как позволяет распространить требование добросовестности на должностные лица налогового органа.
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)В своих целях и задачах налоговые органы обозначают изменение своего подхода к работе с налогоплательщиками на сервисное обслуживание, чтобы создать доступность для граждан к информации, находящейся в распоряжении налоговых органов в отношении самих налогоплательщиков, без необходимости посещения налоговых инспекций, а именно: об их имуществе, наличии задолженности по уплате налогов, возможности уплатить налоги, подать декларацию, подтвердить сведения о наличии имущества или направить уведомление о недостоверности таких сведений; получать сведения для проверки лиц, с которыми они планируют заключать контракты на предмет их регистрации, отсутствии процедуры ликвидации, реорганизации, достоверности адреса регистрации, своевременности предоставления бухгалтерской отчетности, полномочий единоличных исполнительных органов, дисквалификации физических лиц, адресах массовой регистрации, т.е. реализации требований законодательства о проверке добросовестности налогоплательщика. Все перечисленное делает процесс общения между налоговыми органами и налогоплательщиками прозрачным и доверительным, поскольку можно без посещения налоговых органов и стояния в очереди в любой момент получить нужную информацию.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)В своих целях и задачах налоговые органы обозначают изменение своего подхода к работе с налогоплательщиками на сервисное обслуживание, чтобы создать доступность для граждан к информации, находящейся в распоряжении налоговых органов в отношении самих налогоплательщиков, без необходимости посещения налоговых инспекций, а именно: об их имуществе, наличии задолженности по уплате налогов, возможности уплатить налоги, подать декларацию, подтвердить сведения о наличии имущества или направить уведомление о недостоверности таких сведений; получать сведения для проверки лиц, с которыми они планируют заключать контракты на предмет их регистрации, отсутствии процедуры ликвидации, реорганизации, достоверности адреса регистрации, своевременности предоставления бухгалтерской отчетности, полномочий единоличных исполнительных органов, дисквалификации физических лиц, адресах массовой регистрации, т.е. реализации требований законодательства о проверке добросовестности налогоплательщика. Все перечисленное делает процесс общения между налоговыми органами и налогоплательщиками прозрачным и доверительным, поскольку можно без посещения налоговых органов и стояния в очереди в любой момент получить нужную информацию.
Статья: Судебная доктрина "добросовестного налогового администрирования" как способ защиты процессуальных прав налогоплательщиков
(Крохина Ю.А.)
("Адвокатская практика", 2025, N 4)Как показывает практика, достижение баланса между публичными интересами и законными интересами налогоплательщика возможно без ущемления интересов последнего, если применять подходы, основанные на добросовестности со стороны налоговых органов. В юридической науке такой подход получил название "принцип добросовестного налогового администрирования", охватывающий совокупность правил поведения налогового органа в части соблюдения процедур, справедливости и уважения к правам налогоплательщика <1>.
(Крохина Ю.А.)
("Адвокатская практика", 2025, N 4)Как показывает практика, достижение баланса между публичными интересами и законными интересами налогоплательщика возможно без ущемления интересов последнего, если применять подходы, основанные на добросовестности со стороны налоговых органов. В юридической науке такой подход получил название "принцип добросовестного налогового администрирования", охватывающий совокупность правил поведения налогового органа в части соблюдения процедур, справедливости и уважения к правам налогоплательщика <1>.