Добыча подземных вод без лицензии
Подборка наиболее важных документов по запросу Добыча подземных вод без лицензии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Крайняя необходимость как обстоятельство, исключающее производство по делу об административном правонарушении
(КонсультантПлюс, 2024)Признается действием в состоянии крайней необходимости добыча подземных вод без лицензии, если лицо является единственным поставщиком воды, а выдача лицензии задержана не по его вине
(КонсультантПлюс, 2024)Признается действием в состоянии крайней необходимости добыча подземных вод без лицензии, если лицо является единственным поставщиком воды, а выдача лицензии задержана не по его вине
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 2.7 "Крайняя необходимость" КоАП РФ"Доводы предприятия о том, что оно предприняло все необходимые меры для получения лицензии на пользование недрами, добыча подземных вод без лицензии являлась вынужденной мерой, предприятие действовало в состоянии крайней необходимости, поскольку получение лицензии требует больших временных затрат, тогда как спорные скважины являются единственным источником подачи воды на территории Усть-Лабинского муниципального района, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и правомерно отклонены, поскольку обстоятельства совершения заявителем административного правонарушения и его действия не отвечают признакам и условиям, при наличии которых согласно статье 2.7 КоАП РФ возникает состояние крайней необходимости, позволяющее освободить заявителя от ответственности. Кроме того, данный факт сам по себе не может служить основанием для освобождения предприятия от административной ответственности. Предприятие, являясь профессиональным участником гражданского оборота, при осуществлении деятельности по распределению воды для питьевых и промышленных нужд, должно знать порядок получения лицензии, состав необходимых документов и сроки получения такой лицензии и осознавать все возможные риски, связанные с эксплуатацией водозаборных скважин в отсутствие лицензии на пользование недрами в целях добычи подземных вод. Материалы дела не содержат доказательств, из которых следовал бы вывод о том, что нарушение допущено по причинам, препятствующим заявителю своевременно исполнить соответствующую обязанность."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовой статус водозаборных скважин
(Кузнецов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Статья 11 Закона N 2395-1 и п. 2.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением ВС РФ от 15.07.1992 N 3314-1, устанавливают, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий. Тем самым добыча подземных вод без лицензии либо с нарушением требований, предусмотренных лицензией, может повлечь привлечение к административной ответственности по ч. 1 или 2 ст. 7.3 КоАП РФ (п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11).
(Кузнецов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Статья 11 Закона N 2395-1 и п. 2.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением ВС РФ от 15.07.1992 N 3314-1, устанавливают, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий. Тем самым добыча подземных вод без лицензии либо с нарушением требований, предусмотренных лицензией, может повлечь привлечение к административной ответственности по ч. 1 или 2 ст. 7.3 КоАП РФ (п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11).
Статья: Надзор за исполнением законодательства в экологической сфере
(Куницына Е.А., Трудников А.В.)
("Законность", 2024, N 6)Осуществляется надзор за исполнением законодательства в сфере охраны и использования недр, почв. Пресечены нарушения при проведении экспертизы проектной документации в сфере недропользования и запасов полезных ископаемых, факты добычи полезных ископаемых, подземных вод без лицензии, снятия плодородного слоя почв при незаконном недропользовании.
(Куницына Е.А., Трудников А.В.)
("Законность", 2024, N 6)Осуществляется надзор за исполнением законодательства в сфере охраны и использования недр, почв. Пресечены нарушения при проведении экспертизы проектной документации в сфере недропользования и запасов полезных ископаемых, факты добычи полезных ископаемых, подземных вод без лицензии, снятия плодородного слоя почв при незаконном недропользовании.
Нормативные акты
"Обзор практики применения судами положений главы 8 Уголовного кодекса Российской Федерации об обстоятельствах, исключающих преступность деяния"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.05.2019)В кассационной жалобе осужденный Ш., в частности, утверждал, что сама по себе добыча воды к предпринимательской деятельности не относится, реализация добытой воды потребителям лицензированию не подлежит, деятельность МУП по обеспечению водой населения и социально значимых объектов являлась жизненно необходимой и осуществлялась в интересах граждан и других потребителей. Ее прекращение могло повлечь гораздо более тяжкие последствия, чем добыча пресных подземных вод без лицензии. При этом суд не учел длительность и сложность процедуры получения лицензии на право пользования недрами.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.05.2019)В кассационной жалобе осужденный Ш., в частности, утверждал, что сама по себе добыча воды к предпринимательской деятельности не относится, реализация добытой воды потребителям лицензированию не подлежит, деятельность МУП по обеспечению водой населения и социально значимых объектов являлась жизненно необходимой и осуществлялась в интересах граждан и других потребителей. Ее прекращение могло повлечь гораздо более тяжкие последствия, чем добыча пресных подземных вод без лицензии. При этом суд не учел длительность и сложность процедуры получения лицензии на право пользования недрами.
Постановление Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11
(ред. от 04.03.2021)
"О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"2. Для решения вопроса о квалификации административного правонарушения, заключающегося в осуществлении добычи подземных вод (использовании водозаборных скважин) без соответствующей лицензии, судам следует учитывать, что добыча подземных вод (использование водозаборных скважин) является одним из видов пользования недрами (часть 3 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации, преамбула к Закону Российской Федерации "О недрах" (далее - Закон о недрах)).
(ред. от 04.03.2021)
"О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"2. Для решения вопроса о квалификации административного правонарушения, заключающегося в осуществлении добычи подземных вод (использовании водозаборных скважин) без соответствующей лицензии, судам следует учитывать, что добыча подземных вод (использование водозаборных скважин) является одним из видов пользования недрами (часть 3 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации, преамбула к Закону Российской Федерации "О недрах" (далее - Закон о недрах)).