Добыча полезных ископаемых для собственных нужд
Подборка наиболее важных документов по запросу Добыча полезных ископаемых для собственных нужд (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 340 "Порядок оценки стоимости добытых полезных ископаемых при определении налоговой базы" главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Суд установил, что налогоплательщик арендовал земельный участок, находящийся в государственной собственности, на котором осуществлял добычу полезного ископаемого "песок строительный", которое использовалось им для собственных нужд. Поскольку реализация песка не производилась, налоговая база должна определяться в соответствии с п. 4 ст. 340 НК РФ, то есть исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых. Суд признал обоснованным вывод налогового органа о занижении налогоплательщиком базы для исчисления НДПИ в связи с необоснованным исключением при определении расчетной стоимости полезного ископаемого расходов в виде арендной платы, расходов по оплате труда водителей спецтехники, работающей на добыче песка, отчислений от заработной платы водителей спецтехники, работающей на добыче песка, расходов в виде начисленной налоговой амортизации основных средств, задействованных при добыче песка, расходов на бензин, дизельное топливо, масла, израсходованные задействованными при добыче песка машинами, так как эти расходы непосредственно связаны с добычей песка.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Суд установил, что налогоплательщик арендовал земельный участок, находящийся в государственной собственности, на котором осуществлял добычу полезного ископаемого "песок строительный", которое использовалось им для собственных нужд. Поскольку реализация песка не производилась, налоговая база должна определяться в соответствии с п. 4 ст. 340 НК РФ, то есть исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых. Суд признал обоснованным вывод налогового органа о занижении налогоплательщиком базы для исчисления НДПИ в связи с необоснованным исключением при определении расчетной стоимости полезного ископаемого расходов в виде арендной платы, расходов по оплате труда водителей спецтехники, работающей на добыче песка, отчислений от заработной платы водителей спецтехники, работающей на добыче песка, расходов в виде начисленной налоговой амортизации основных средств, задействованных при добыче песка, расходов на бензин, дизельное топливо, масла, израсходованные задействованными при добыче песка машинами, так как эти расходы непосредственно связаны с добычей песка.
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 340 "Порядок оценки стоимости добытых полезных ископаемых при определении налоговой базы" главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению ИФНС, налогоплательщиком при исчислении НДПИ занижена расчетная стоимость добытого полезного ископаемого, которое использовалось им для собственных нужд (п. 4 ст. 340 НК РФ).
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению ИФНС, налогоплательщиком при исчислении НДПИ занижена расчетная стоимость добытого полезного ископаемого, которое использовалось им для собственных нужд (п. 4 ст. 340 НК РФ).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Тематический выпуск: Налогообложение доходов физических лиц и страховые взносы: сложные вопросы исчисления и уплаты
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 9)Суд, признавая позицию налогоплательщика необоснованной, указал, что оснований для исключения общераспространенных полезных ископаемых, добытых для собственных нужд, из налоговой базы по НДПИ не имеется в силу ст. 334, 336 НК РФ, т.к. такие полезные ископаемые являются объектом обложения НДПИ.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 9)Суд, признавая позицию налогоплательщика необоснованной, указал, что оснований для исключения общераспространенных полезных ископаемых, добытых для собственных нужд, из налоговой базы по НДПИ не имеется в силу ст. 334, 336 НК РФ, т.к. такие полезные ископаемые являются объектом обложения НДПИ.
Статья: Оформление прав на публичные земельные участки для целей разработки месторождений полезных ископаемых: практические аспекты
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2024, N 5)При этом недра находятся в исключительной федеральной собственности (субъектам РФ переданы лишь полномочия по распоряжению участками недр местного значения), а земельные участки могут находиться во всех формах собственности (государственной в виде федеральной, собственности субъектов РФ, неразграниченной собственности; муниципальной и частной). Правами на недропользование и правами на земельный участок, находящийся в публичной собственности, распоряжаются различные органы власти. Наличие прав на земельный участок не влечет за собой никаких преференций с точки зрения получения права недропользования, за исключением случая, предусмотренного ст. 19 Закона о недрах <5>, согласно которой правообладатели земельных участков могут осуществлять без проведения взрывных работ использование (в статье фигурирует именно термин "использование", а не "добыча") для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод (при многочисленных ограничениях, перечисленных в данной норме), строительство подземных сооружений на глубину до 5 метров. Наличие же у пользователя недр лицензии означает лишь то, что обладатель лицензионного участка может получить права на публичный земельный участок без аукциона. При этом права на земельный участок недропользователь оформляет самостоятельно, без какого бы то ни было участия органа власти, уполномоченного на распоряжения правами на участки недр. Однако далеко не все пользователи недр отдают себе отчет в том, с какими трудностями они могут столкнуться. До сих пор многие из них неверно трактуют термин "исключительное право", содержащийся в ст. 7 Закона о недрах, путая его с аналогичным термином ст. 39.20 Земельного кодекса (ЗК) РФ, ранее содержащимся в ст. 36 ЗК РФ, который означает, что собственник здания, сооружения обладает исключительным правом на оформление прав на земельный участок, занятый этим зданием, сооружением. Например, в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа <6> анализируется ситуация, когда общество обжаловало судебные решения нижестоящих судов, полагая, что пользователь недр вместе с получением лицензии на право добычи полезных ископаемых приобретает право на приобретение без проведения торгов титула на земельный участок. По мнению истца, таким образом законодателем обеспечено исключительное право недропользователя, чем гарантированы стабильность и последовательность развития предпринимательской деятельности.
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2024, N 5)При этом недра находятся в исключительной федеральной собственности (субъектам РФ переданы лишь полномочия по распоряжению участками недр местного значения), а земельные участки могут находиться во всех формах собственности (государственной в виде федеральной, собственности субъектов РФ, неразграниченной собственности; муниципальной и частной). Правами на недропользование и правами на земельный участок, находящийся в публичной собственности, распоряжаются различные органы власти. Наличие прав на земельный участок не влечет за собой никаких преференций с точки зрения получения права недропользования, за исключением случая, предусмотренного ст. 19 Закона о недрах <5>, согласно которой правообладатели земельных участков могут осуществлять без проведения взрывных работ использование (в статье фигурирует именно термин "использование", а не "добыча") для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод (при многочисленных ограничениях, перечисленных в данной норме), строительство подземных сооружений на глубину до 5 метров. Наличие же у пользователя недр лицензии означает лишь то, что обладатель лицензионного участка может получить права на публичный земельный участок без аукциона. При этом права на земельный участок недропользователь оформляет самостоятельно, без какого бы то ни было участия органа власти, уполномоченного на распоряжения правами на участки недр. Однако далеко не все пользователи недр отдают себе отчет в том, с какими трудностями они могут столкнуться. До сих пор многие из них неверно трактуют термин "исключительное право", содержащийся в ст. 7 Закона о недрах, путая его с аналогичным термином ст. 39.20 Земельного кодекса (ЗК) РФ, ранее содержащимся в ст. 36 ЗК РФ, который означает, что собственник здания, сооружения обладает исключительным правом на оформление прав на земельный участок, занятый этим зданием, сооружением. Например, в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа <6> анализируется ситуация, когда общество обжаловало судебные решения нижестоящих судов, полагая, что пользователь недр вместе с получением лицензии на право добычи полезных ископаемых приобретает право на приобретение без проведения торгов титула на земельный участок. По мнению истца, таким образом законодателем обеспечено исключительное право недропользователя, чем гарантированы стабильность и последовательность развития предпринимательской деятельности.
Нормативные акты
Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1
(ред. от 08.08.2024)
"О недрах"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)Пользователи недр, осуществляющие разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых или по совмещенной лицензии разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, разведку и добычу таких полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с настоящим Законом участков недр имеют право на основании утвержденного технического проекта для собственных производственных и технологических нужд осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых в порядке, установленном соответствующими исполнительными органами субъектов Российской Федерации.
(ред. от 08.08.2024)
"О недрах"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)Пользователи недр, осуществляющие разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых или по совмещенной лицензии разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, разведку и добычу таких полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с настоящим Законом участков недр имеют право на основании утвержденного технического проекта для собственных производственных и технологических нужд осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых в порядке, установленном соответствующими исполнительными органами субъектов Российской Федерации.