Добыча воды без лицензии
Подборка наиболее важных документов по запросу Добыча воды без лицензии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Крайняя необходимость как обстоятельство, исключающее производство по делу об административном правонарушении
(КонсультантПлюс, 2024)Признается действием в состоянии крайней необходимости добыча подземных вод без лицензии, если лицо является единственным поставщиком воды, а выдача лицензии задержана не по его вине
(КонсультантПлюс, 2024)Признается действием в состоянии крайней необходимости добыча подземных вод без лицензии, если лицо является единственным поставщиком воды, а выдача лицензии задержана не по его вине
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 7.3 "Пользование недрами без лицензии на пользование недрами либо нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденных в установленном порядке технических проектов" КоАП РФ"Исходя из изложенного, суд пришел к выводу, что для забора воды из недр обществу следовало оформить специальное разрешение в виде лицензии; так как общество осуществляло добычу воды без лицензии, в его действиях наличествует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, а поэтому суд отказал обществу в удовлетворении его требования."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовой статус водозаборных скважин
(Кузнецов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Статья 11 Закона N 2395-1 и п. 2.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением ВС РФ от 15.07.1992 N 3314-1, устанавливают, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий. Тем самым добыча подземных вод без лицензии либо с нарушением требований, предусмотренных лицензией, может повлечь привлечение к административной ответственности по ч. 1 или 2 ст. 7.3 КоАП РФ (п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11).
(Кузнецов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Статья 11 Закона N 2395-1 и п. 2.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением ВС РФ от 15.07.1992 N 3314-1, устанавливают, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий. Тем самым добыча подземных вод без лицензии либо с нарушением требований, предусмотренных лицензией, может повлечь привлечение к административной ответственности по ч. 1 или 2 ст. 7.3 КоАП РФ (п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11).
Статья: Надзор за исполнением законодательства в экологической сфере
(Куницына Е.А., Трудников А.В.)
("Законность", 2024, N 6)Осуществляется надзор за исполнением законодательства в сфере охраны и использования недр, почв. Пресечены нарушения при проведении экспертизы проектной документации в сфере недропользования и запасов полезных ископаемых, факты добычи полезных ископаемых, подземных вод без лицензии, снятия плодородного слоя почв при незаконном недропользовании.
(Куницына Е.А., Трудников А.В.)
("Законность", 2024, N 6)Осуществляется надзор за исполнением законодательства в сфере охраны и использования недр, почв. Пресечены нарушения при проведении экспертизы проектной документации в сфере недропользования и запасов полезных ископаемых, факты добычи полезных ископаемых, подземных вод без лицензии, снятия плодородного слоя почв при незаконном недропользовании.
Нормативные акты
Постановление Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11
(ред. от 04.03.2021)
"О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"2. Для решения вопроса о квалификации административного правонарушения, заключающегося в осуществлении добычи подземных вод (использовании водозаборных скважин) без соответствующей лицензии, судам следует учитывать, что добыча подземных вод (использование водозаборных скважин) является одним из видов пользования недрами (часть 3 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации, преамбула к Закону Российской Федерации "О недрах" (далее - Закон о недрах)).
(ред. от 04.03.2021)
"О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"2. Для решения вопроса о квалификации административного правонарушения, заключающегося в осуществлении добычи подземных вод (использовании водозаборных скважин) без соответствующей лицензии, судам следует учитывать, что добыча подземных вод (использование водозаборных скважин) является одним из видов пользования недрами (часть 3 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации, преамбула к Закону Российской Федерации "О недрах" (далее - Закон о недрах)).
"Обзор практики применения судами положений главы 8 Уголовного кодекса Российской Федерации об обстоятельствах, исключающих преступность деяния"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.05.2019)В кассационной жалобе осужденный Ш., в частности, утверждал, что сама по себе добыча воды к предпринимательской деятельности не относится, реализация добытой воды потребителям лицензированию не подлежит, деятельность МУП по обеспечению водой населения и социально значимых объектов являлась жизненно необходимой и осуществлялась в интересах граждан и других потребителей. Ее прекращение могло повлечь гораздо более тяжкие последствия, чем добыча пресных подземных вод без лицензии. При этом суд не учел длительность и сложность процедуры получения лицензии на право пользования недрами.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.05.2019)В кассационной жалобе осужденный Ш., в частности, утверждал, что сама по себе добыча воды к предпринимательской деятельности не относится, реализация добытой воды потребителям лицензированию не подлежит, деятельность МУП по обеспечению водой населения и социально значимых объектов являлась жизненно необходимой и осуществлялась в интересах граждан и других потребителей. Ее прекращение могло повлечь гораздо более тяжкие последствия, чем добыча пресных подземных вод без лицензии. При этом суд не учел длительность и сложность процедуры получения лицензии на право пользования недрами.