Договор купли-продажи не зарегистрирован в бти

Подборка наиболее важных документов по запросу Договор купли-продажи не зарегистрирован в бти (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Недвижимость: проблемы включения в правовое поле
(Шеметова Н.Ю.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2014, N 9)
С практической точки зрения этот вопрос разрешается судами более-менее определенно: суды признают сделки в отношении недвижимого имущества, заключенные в тот период времени, права, возникшие тогда, полноценными, если заинтересованными лицами (стороной в сделке купли-продажи, гражданами, приватизировавшими тогда жилье) была осуществлена регистрация этих сделок, прав в органах БТИ, земельных комитетах и т.д. (см. текст акта, приведенного ранее). Этого достаточно, чтобы признать жилье приватизированным, договор купли-продажи и произошедший на основании его переход прав совершенным. Намного сложнее решался этот вопрос для участников гражданского оборота, не обратившихся в то время в соответствующие организации (скажем, не зарегистрировали договор купли-продажи, удостоверенный нотариально, в БТИ, не смогли или не успели это сделать потому, что, например, один из участников сделки умер). По сей день в судах рассматривается множество дел относительно прав на недвижимое имущество, возникших в тот промежуток времени, заинтересованным лицам приходится доказывать законность своих прав на имущество, опираясь на действовавшие тогда законодательные акты (Постановление N 237 - один из них). Нормы принятых в то время актов судами могут толковаться по-разному, различаются и жизненные коллизии участников судебных процессов по таким спорам. Соответственно, исход каждого процесса зависит и от того, и от другого. В тот период были заключены тысячи договоров приватизации, тысячи других сделок, действовавшее тогда законодательство для их участников отнюдь не является отжившим артефактом, ведь от этого зависит, будут ли они иметь права на имущество.
Статья: Недвижимость: особенности правового режима
(Шеметова Н.Ю.)
("Право и экономика", 2014, N 5)
Законодательство о недвижимом имуществе изменяется, и в периоды реформ в законодательстве выявляются те аспекты правового регулирования этой категории имущества, которые в другое время выявить было бы невозможно. Подобно тому, как во время землетрясения поднимается земная кора, обнажая слои, которые до этого были не видны, так и в законодательстве происходящие в нем изменения выявляют много проблем, заставляют задуматься над теми аспектами, которые в другом случае остались бы без внимания. К тому же эти изменения в законодательстве могут иметь долговременный эффект для правоприменения, даже если сами эти акты уже отменены. Например, Постановлением Правительства РФ от 21 февраля 1998 г. N 237 (Постановление действовало в период с момента вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" вплоть до создания в регионах учреждений юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним) "Об установлении централизуемой доли средств, получаемых в виде платы за регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах" установлено, что: "До создания в субъектах Российской Федерации учреждений юстиции по государственной регистрации прав централизуемая доля средств за регистрацию перечисляется: органами технической инвентаризации и жилищными органами - на счет Государственного Комитета РФ по жилищной и строительной политике; на счет Государственного Комитета РФ по земельным ресурсам - органами по земельным ресурсам и землеустройству; органами по управлению государственным и муниципальным имуществом - на счет Министерства государственного имущества РФ" (п. 2) <1>. Из названного документа представляется не вполне ясным, какую именно регистрацию на том историческом отрезке времени (прав, сделок или все-таки регистрацию самих объектов) в 1997 - 1998 гг. (а затем и в промежуток времени с 31 января 1998 г. по январь 2000 г.) имел в виду законодатель. Вопрос далеко не праздный по причине отсутствия в тот период времени других государственных учреждений, которые занимались бы государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Автор неслучайно считает необходимым воспроизвести нормы этого документа, казалось бы, давно отмененного и не имеющего практического значения в настоящее время. Данный нормативный акт был принят с целью решить проблему, которая возникла после вступления в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Разработчики проекта Федерального закона изначально исходили из того, что момент вступления Закона в действие и границы времени на создание системы учреждений по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним не совпадут. Федеральный закон вступил в силу 31 января 1998 г., с 31 января 1998 г. по 1 января 2000 г. в субъектах Российской Федерации должны были быть созданы учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Иными словами, образовался промежуток времени, в течение которого в регионах Российской Федерации, муниципальных образованиях данные учреждения еще не были созданы. При этом Федеральный закон уже действовал. Значит, все это время субъекты гражданского оборота обязаны были зарегистрировать свое право на недвижимое имущество, сделку с ним в соответствующем учреждении юстиции, но не могли это сделать по причине отсутствия таковых в их регионе, городе, районе. Возможно, для жителей столицы само существование этой проблемы станет открытием, однако тысячи граждан, особенно в отдаленных регионах, в тот период оказались в непростой ситуации. Упоминаемый нормативный акт (Постановление Правительства N 237) был принят, когда Федеральный закон уже действовал. Этот и другие подзаконные акты преследовали целью разрешить образовавшуюся в законодательстве коллизию, разъяснить, какие учреждения осуществляли регистрацию прав в этом переходном промежутке времени. На практике эти функции осуществляли несколько категорий учреждений: органы БТИ, земельные комитеты, комитеты по управлению имуществом (называем наиболее распространенные названия этих учреждений, в регионах они могли несколько отличаться). Федеральный законодатель не ответил на вопрос: какова правовая природа регистрации, которую осуществляли тогда эти организации? Была ли осуществляемая ими регистрация государственной регистрацией прав в том смысле слова, как этого требует Федеральный закон? С практической точки зрения этот вопрос разрешается судами более-менее определенно: суды признают сделки в отношении недвижимого имущества, заключенные в тот период времени, права, возникшие тогда, полноценными, если заинтересованными лицами (стороной в сделке купли-продажи, гражданами, приватизировавшими тогда жилье) была осуществлена регистрация этих сделок, прав в органах БТИ, земельных комитетах и т.д. Этого достаточно, чтобы признать жилье приватизированным, договор купли-продажи и произошедший на основании его переход прав совершенным. Намного сложнее, если участники гражданского оборота не обратились тогда в эти организации, например, не зарегистрировали договор купли-продажи, удостоверенный нотариально, в БТИ, не смогли, не успели это сделать, например, один из участников сделки умер. По сей день в судах рассматривается множество дел относительно прав на недвижимое имущество, возникших в тот промежуток времени, заинтересованным лицам приходится доказывать законность своих прав на имущество, опираясь на законодательство, действовавшее в тот период времени. Вышеупомянутый акт - один из них. Толкования этих актов могут различаться, как различаются и жизненные коллизии участников таких судебных процессов, исход процессов зависит от того и от другого. В тот период времени были заключены тысячи договоров приватизации, тысячи других сделок, действовавшее тогда законодательство для их участников отнюдь не является отжившим артефактом, ведь от этого зависят их права на имущество.

Нормативные акты

<Письмо> Госналогслужбы РФ от 04.08.1993 N НИ-6-04/255
"О Примерной программе проверок по государственной пошлине"
Для определения правильности размера государственной пошлины могут быть использованы прилагаемые к договорам купли - продажи, дарения, мены, залога, раздела, а также доверенностям справки об оценке строений, заключения об оценке автомобилей и другие документы.
Письмо ГНИ по г. Москве от 29.12.1997 N 34-13/34538
<О Декларации о доходах гражданина и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности>
(вместе с "Рекомендациями по заполнению Декларации о доходах гражданина и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности"
Стоимость жилых домов, квартир, дач, капитальных гаражей (исключая металлические типа "ракушка") и иного недвижимого имущества (например, садовых домиков), находящегося в собственности, указывается по инвентаризационной (бюро технической инвентаризации) оценке или рыночной стоимости (например, определенной в договоре купли - продажи такого имущества); земельных участков - по оценке, определенной местными комитетами по земельным ресурсам и землеустройству или по рыночной стоимости (например, определенной в договоре купли - продажи такого участка). Если имущество находится в совместной собственности (без выделения долей), указывается лицо, совместно с которым декларант владеет собственностью; если имущество находится в долевой собственности, то указывается только доля декларанта. Если стоимость недвижимого имущества заявляется на основании официальных документов (договоров купли - продажи, актов бюро технической инвентаризации, справок ЖСК, гаражных и дачных кооперативов и т.п.), то обязательно указываются реквизиты этих документов (вид, организация, дата, номер).