Договор о совместном создании произведения
Подборка наиболее важных документов по запросу Договор о совместном создании произведения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Институт соавторства в России и Германии: общее и особенное
(Блинова Ю.В., Дворянкин Г.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 1)В статье проанализированы положения российского и немецкого законодательства, посвященные регулированию отношений соавторства. В результате исследования выявлены следующие особенности. В силу ГК РФ совместное творчество нескольких лиц может осуществляться в режиме как раздельного, так и нераздельного соавторства, включая промежуточные режимы, выделяемые доктринально; немецкий законодатель называет только нераздельное соавторство в качестве основания для появления соавторов, все иные случаи покрываются режимом связанных произведений. Соавторство может возникнуть только при наличии совместного творческого труда, который предполагает наличие понимания соавторов, что они работают совместно (субъективный критерий), а также единый промежуток времени, нахождение на одной "стадии производства", наличие соглашения между соавторами и др. (объективный критерий). Немецкая судебная практика уточняет: соавторство не исключается в случае поэтапного вклада, но оно предполагает, что каждый участник внес свой творческий вклад, подчиненный общей идее. Не требуется, чтобы соавторы одновременно участвовали во всех стадиях разработки произведения. Соответственно, возможно так называемое вертикальное разделение труда, при котором соавторы опираются на уже созданные предварительные версии произведения, а также горизонтальное разделение труда, когда соавторы параллельно создают отдельные части произведения, сливающиеся затем в единое произведение. Действующая в России презумпция равного вклада соавторов в создание общего произведения применяется в Германии субсидиарно, если объективно невозможно определить этот вклад. Основными регуляторами прав соавторов (авторов) в России и Германии являются закон и договор, иногда - судебное решение. Использование произведения, созданного соавторами, осуществляется совместно с учетом принципа добросовестности, который эксплицитно присутствует в немецком законе и следует из системного толкования ГК РФ.
(Блинова Ю.В., Дворянкин Г.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 1)В статье проанализированы положения российского и немецкого законодательства, посвященные регулированию отношений соавторства. В результате исследования выявлены следующие особенности. В силу ГК РФ совместное творчество нескольких лиц может осуществляться в режиме как раздельного, так и нераздельного соавторства, включая промежуточные режимы, выделяемые доктринально; немецкий законодатель называет только нераздельное соавторство в качестве основания для появления соавторов, все иные случаи покрываются режимом связанных произведений. Соавторство может возникнуть только при наличии совместного творческого труда, который предполагает наличие понимания соавторов, что они работают совместно (субъективный критерий), а также единый промежуток времени, нахождение на одной "стадии производства", наличие соглашения между соавторами и др. (объективный критерий). Немецкая судебная практика уточняет: соавторство не исключается в случае поэтапного вклада, но оно предполагает, что каждый участник внес свой творческий вклад, подчиненный общей идее. Не требуется, чтобы соавторы одновременно участвовали во всех стадиях разработки произведения. Соответственно, возможно так называемое вертикальное разделение труда, при котором соавторы опираются на уже созданные предварительные версии произведения, а также горизонтальное разделение труда, когда соавторы параллельно создают отдельные части произведения, сливающиеся затем в единое произведение. Действующая в России презумпция равного вклада соавторов в создание общего произведения применяется в Германии субсидиарно, если объективно невозможно определить этот вклад. Основными регуляторами прав соавторов (авторов) в России и Германии являются закон и договор, иногда - судебное решение. Использование произведения, созданного соавторами, осуществляется совместно с учетом принципа добросовестности, который эксплицитно присутствует в немецком законе и следует из системного толкования ГК РФ.
"Юридические факты и иные жизненные обстоятельства: цивилистический очерк: монография"
(Соломин С.К., Соломина Н.Г.)
("Юстицинформ", 2022)Значение некоторых юридических поступков не ограничивается тем функционалом, которым его наделяет позитивное право. Так, квалификация действия, связанного с созданием произведения науки, литературы и искусства, в отечественной цивилистической доктрине уже на протяжении нескольких десятилетий не вызывает каких-либо сложностей: все в один голос утверждают, что перед нами пример юридического поступка <46>. Данная модель поведения ярко просматривается в ситуации, когда произведение создается единолично гражданином, необремененным обязанностью по его созданию, руководствующимся исключительно внутренним творческим порывом: авторское (абсолютное) правоотношение возникает при отсутствии взаимодействия с лицами, которые в указанном правоотношении займут место обязанной стороны и будут противостоять автору произведения в качестве лиц, не являющихся авторами. Однако произведение может быть создано в соавторстве, а также в рамках исполнения договора авторского заказа. Окажет ли это влияние на квалификацию совершенного действия? Очевидно, что нет. В предложенных ситуациях произведение создается автором (соавторами) при отсутствии взаимодействия с лицами, которые в авторском правоотношении займут сторону "не авторов". Вместе с тем произведение, созданное в соавторстве, предполагает наличие соглашения граждан, которые собираются создать произведение совместным творческим трудом. То есть речь идет о договоре, порождающем некое организационное правоотношение, целью которого будет выступать, например, написание монографии. Соответственно, в динамике данного договора факту написания монографии отведена роль основания прекращения договора в силу достижения его цели, то есть роль юридического факта: им будет погашена правовая связь, а именно, договорное организационное правоотношение. При этом существо юридического факта (написание монографии) остается тем же - создание произведения как юридический поступок. В предложенной ситуации наглядно показано, что один и тот же юридический факт может иметь разное назначение: относительно авторского правоотношения создание произведения выступает основанием его возникновения, а относительно договорного организационного правоотношения - основанием его прекращения <47>.
(Соломин С.К., Соломина Н.Г.)
("Юстицинформ", 2022)Значение некоторых юридических поступков не ограничивается тем функционалом, которым его наделяет позитивное право. Так, квалификация действия, связанного с созданием произведения науки, литературы и искусства, в отечественной цивилистической доктрине уже на протяжении нескольких десятилетий не вызывает каких-либо сложностей: все в один голос утверждают, что перед нами пример юридического поступка <46>. Данная модель поведения ярко просматривается в ситуации, когда произведение создается единолично гражданином, необремененным обязанностью по его созданию, руководствующимся исключительно внутренним творческим порывом: авторское (абсолютное) правоотношение возникает при отсутствии взаимодействия с лицами, которые в указанном правоотношении займут место обязанной стороны и будут противостоять автору произведения в качестве лиц, не являющихся авторами. Однако произведение может быть создано в соавторстве, а также в рамках исполнения договора авторского заказа. Окажет ли это влияние на квалификацию совершенного действия? Очевидно, что нет. В предложенных ситуациях произведение создается автором (соавторами) при отсутствии взаимодействия с лицами, которые в авторском правоотношении займут сторону "не авторов". Вместе с тем произведение, созданное в соавторстве, предполагает наличие соглашения граждан, которые собираются создать произведение совместным творческим трудом. То есть речь идет о договоре, порождающем некое организационное правоотношение, целью которого будет выступать, например, написание монографии. Соответственно, в динамике данного договора факту написания монографии отведена роль основания прекращения договора в силу достижения его цели, то есть роль юридического факта: им будет погашена правовая связь, а именно, договорное организационное правоотношение. При этом существо юридического факта (написание монографии) остается тем же - создание произведения как юридический поступок. В предложенной ситуации наглядно показано, что один и тот же юридический факт может иметь разное назначение: относительно авторского правоотношения создание произведения выступает основанием его возникновения, а относительно договорного организационного правоотношения - основанием его прекращения <47>.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики рассмотрения гражданских дел, связанных с нарушением авторских и смежных прав в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)Суд апелляционной инстанции оставил без изменения решение суда первой инстанции, указав также, что соглашение авторов о совместном использовании музыкальных произведений - песен в суд не представлено. Лицензионные договоры, заключенные между Г. и авторами текстов песен об использовании текста, свидетельствуют о том, что каждый из авторов текста и музыки мог распорядиться своей частью созданного в соавторстве произведения.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)Суд апелляционной инстанции оставил без изменения решение суда первой инстанции, указав также, что соглашение авторов о совместном использовании музыкальных произведений - песен в суд не представлено. Лицензионные договоры, заключенные между Г. и авторами текстов песен об использовании текста, свидетельствуют о том, что каждый из авторов текста и музыки мог распорядиться своей частью созданного в соавторстве произведения.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2011 N 251н
"Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.05.2011 N 20835)Должностные обязанности. Создает авторские произведения хореографического искусства, осуществляет выпуск новых и капитально возобновляемых балетных спектаклей, хореографических сцен в представлениях других жанров в количестве, определяемом трудовым договором, обеспечивает их художественный уровень. Представляет руководству организации исполнительских искусств предложения о составах постановочных групп в осуществляемых им постановках. Представляет совместно с художником-постановщиком на утверждение руководству или художественному совету организации эскизы и макеты сценического оформления осуществляемой им постановки. Проводит репетиции, руководит работой постановочной группы и работниками художественно-постановочной части, участвующими в репетициях. Осуществляет плановые, срочные и экстренные вводы новых исполнителей в поставленные ранее балетные спектакли (номера). Обеспечивает соблюдение производственной и творческой дисциплины во время проведения балетных спектаклей, репетиций, занятий. В порядке, установленном в организации, дежурит на спектаклях (концертах, представлениях). Принимает непосредственное участие в организации и проведении мероприятий по повышению профессионального мастерства творческих работников организации, в работе по пропаганде хореографического, исполнительских искусств, направленной на расширение зрительской аудитории.
"Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.05.2011 N 20835)Должностные обязанности. Создает авторские произведения хореографического искусства, осуществляет выпуск новых и капитально возобновляемых балетных спектаклей, хореографических сцен в представлениях других жанров в количестве, определяемом трудовым договором, обеспечивает их художественный уровень. Представляет руководству организации исполнительских искусств предложения о составах постановочных групп в осуществляемых им постановках. Представляет совместно с художником-постановщиком на утверждение руководству или художественному совету организации эскизы и макеты сценического оформления осуществляемой им постановки. Проводит репетиции, руководит работой постановочной группы и работниками художественно-постановочной части, участвующими в репетициях. Осуществляет плановые, срочные и экстренные вводы новых исполнителей в поставленные ранее балетные спектакли (номера). Обеспечивает соблюдение производственной и творческой дисциплины во время проведения балетных спектаклей, репетиций, занятий. В порядке, установленном в организации, дежурит на спектаклях (концертах, представлениях). Принимает непосредственное участие в организации и проведении мероприятий по повышению профессионального мастерства творческих работников организации, в работе по пропаганде хореографического, исполнительских искусств, направленной на расширение зрительской аудитории.