Договор о стационарном социальном обслуживании
Подборка наиболее важных документов по запросу Договор о стационарном социальном обслуживании (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 149 "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил НДС, сделав вывод о необоснованном применении налогоплательщиком освобождения от налогообложения в отношении услуг, связанных с проживанием и питанием в пансионате. Суд установил, что налогоплательщик заключал договоры о предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, а также договоры возмездного оказания комплекса услуг, связанных с проживанием постояльцев в пансионате и обеспечением их питанием. Суд указал, что для применения освобождения от налогообложения по НДС на основании подп. 3 п. 2 ст. 149 НК РФ налогоплательщик должен доказать факт оказания услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, представить заключения компетентных организаций о необходимости ухода за такими лицами. Оказание таких услуг должно быть обусловлено необходимостью ухода за больными, инвалидами и престарелыми. Вместе с тем в представленных обществом в качестве доказательств договорах не было предусмотрено оказание услуг по уходу за больными, инвалидами, престарелыми. В договорах отсутствовали ссылки на документы, определяющие положение постояльца как больного, инвалида или престарелого. Общество представило акты оказания услуг по договорам, согласно которым постояльцам был оказан комплекс услуг по пребыванию в пансионате, в них были указаны количество суток пребывания и стоимость. При этом в актах отсутствовала расшифровка комплекса оказанных услуг, в том числе содержащихся в приложении социальных услуг. Доказательства в виде справок, подтверждающих факт установления инвалидности ряду постояльцев, также не содержали заключений о необходимости предоставления инвалидам услуг по уходу и были представлены без выписок из актов освидетельствования граждан, признанных инвалидами, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы. Предъявленные суду индивидуальные программы реабилитации или абилитации инвалида также не были признаны свидетельствующими о признании гражданина нуждающимся в уходе. Суд указал, что эти документы не являются заключением компетентного органа, подтверждающим необходимость ухода. Индивидуальные программы предоставления социальных услуг относились лишь к договорам о предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания. В отношении договоров возмездного оказания услуг соответствующие индивидуальные программы предоставления социальных услуг представлены не были. Исходя из совокупности обстоятельств, суд признал обоснованным вывод инспекции о возможности применения освобождения от налогообложения НДС согласно подп. 14.1 п. 2 ст. 149 НК РФ в части реализации услуг по договорам о предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания и о необоснованности применения освобождения в отношении предоставления услуг по проживанию и питанию в пансионате на основании договоров возмездного оказания услуг.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил НДС, сделав вывод о необоснованном применении налогоплательщиком освобождения от налогообложения в отношении услуг, связанных с проживанием и питанием в пансионате. Суд установил, что налогоплательщик заключал договоры о предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, а также договоры возмездного оказания комплекса услуг, связанных с проживанием постояльцев в пансионате и обеспечением их питанием. Суд указал, что для применения освобождения от налогообложения по НДС на основании подп. 3 п. 2 ст. 149 НК РФ налогоплательщик должен доказать факт оказания услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, представить заключения компетентных организаций о необходимости ухода за такими лицами. Оказание таких услуг должно быть обусловлено необходимостью ухода за больными, инвалидами и престарелыми. Вместе с тем в представленных обществом в качестве доказательств договорах не было предусмотрено оказание услуг по уходу за больными, инвалидами, престарелыми. В договорах отсутствовали ссылки на документы, определяющие положение постояльца как больного, инвалида или престарелого. Общество представило акты оказания услуг по договорам, согласно которым постояльцам был оказан комплекс услуг по пребыванию в пансионате, в них были указаны количество суток пребывания и стоимость. При этом в актах отсутствовала расшифровка комплекса оказанных услуг, в том числе содержащихся в приложении социальных услуг. Доказательства в виде справок, подтверждающих факт установления инвалидности ряду постояльцев, также не содержали заключений о необходимости предоставления инвалидам услуг по уходу и были представлены без выписок из актов освидетельствования граждан, признанных инвалидами, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы. Предъявленные суду индивидуальные программы реабилитации или абилитации инвалида также не были признаны свидетельствующими о признании гражданина нуждающимся в уходе. Суд указал, что эти документы не являются заключением компетентного органа, подтверждающим необходимость ухода. Индивидуальные программы предоставления социальных услуг относились лишь к договорам о предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания. В отношении договоров возмездного оказания услуг соответствующие индивидуальные программы предоставления социальных услуг представлены не были. Исходя из совокупности обстоятельств, суд признал обоснованным вывод инспекции о возможности применения освобождения от налогообложения НДС согласно подп. 14.1 п. 2 ст. 149 НК РФ в части реализации услуг по договорам о предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания и о необоснованности применения освобождения в отношении предоставления услуг по проживанию и питанию в пансионате на основании договоров возмездного оказания услуг.
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 13.10.2022 по делу N 88-22516/2022
Категория спора: Возмездное оказание услуг.
Требования заказчика: 1) О расторжении договора; 2) О признании предоставления социальных услуг в стационарной форме прекращенным.
Обстоятельства: Истица является инвалидом с детства, в связи со сложными жизненными обстоятельствами была направлена в учреждение социальной защиты, там ее постоянно навещали родители и другие члены семьи. Позднее родственники умерли, в связи с их смертью в интересах истицы были инициированы судебные процессы в защиту наследственных прав. Руководство учреждения, ранее неоднократно подтверждавшее ее дееспособность и положительную динамику, в период пандемии оформило новый паспорт и обратилось в суд, чтобы признать ее недееспособной.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Вступившим в законную силу решением Бутырского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления ГБУ <адрес> "Научно-практический реабилитационный центр" о признании ФИО1 недееспособной отказано. Оценив представленные по делу доказательства, руководствуясь нормами статей 421, 450.1, 779, 782 ГК РФ, статей 44 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N -П, суд пришел к выводу о том, что требования истца о расторжении договора о стационарном социальном обслуживании обоснованы и подлежат удовлетворению.
Категория спора: Возмездное оказание услуг.
Требования заказчика: 1) О расторжении договора; 2) О признании предоставления социальных услуг в стационарной форме прекращенным.
Обстоятельства: Истица является инвалидом с детства, в связи со сложными жизненными обстоятельствами была направлена в учреждение социальной защиты, там ее постоянно навещали родители и другие члены семьи. Позднее родственники умерли, в связи с их смертью в интересах истицы были инициированы судебные процессы в защиту наследственных прав. Руководство учреждения, ранее неоднократно подтверждавшее ее дееспособность и положительную динамику, в период пандемии оформило новый паспорт и обратилось в суд, чтобы признать ее недееспособной.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Вступившим в законную силу решением Бутырского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления ГБУ <адрес> "Научно-практический реабилитационный центр" о признании ФИО1 недееспособной отказано. Оценив представленные по делу доказательства, руководствуясь нормами статей 421, 450.1, 779, 782 ГК РФ, статей 44 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N -П, суд пришел к выводу о том, что требования истца о расторжении договора о стационарном социальном обслуживании обоснованы и подлежат удовлетворению.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Механизм межотраслевого взаимодействия норм о договоре института социального обслуживания и общих положений о договоре гражданского права
(Казакова М.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 2)Пример того, в каком порядке должно происходить межотраслевое взаимодействие, демонстрирует Верховный Суд РФ. В период с 2021 по 2023 г. Верховный Суд РФ рассмотрел несколько дел и отменил судебные решения нижестоящих судов Северо-Западного федерального округа по искам получателей социальных услуг о взыскании неосновательного обогащения со стационарных учреждений социального обслуживания, с которыми граждане состояли в договорных отношениях. В качестве основания для взыскания денежных средств истцы ссылались на незаконное изменение учреждением существенных условий договора о предоставлении социальных услуг в части оплаты в сторону ее увеличения и, как следствие - неправомерное получение ответчиком денежных средств в качестве оплаты за оказанные услуги. Суды отказывали в удовлетворении требований, руководствуясь нормами Федерального закона N 442-ФЗ о порядке расчета размера оплаты за услуги. Верховный Суд РФ, отменяя судебные решения, посчитал, что в оспариваемых случаях, где имели место длящиеся правоотношения, применению подлежала ч. 2 ст. 35 Закона. Далее, признав изменение условий договора не соответствующими требованиям закона, Верховный Суд РФ указал на необходимость обращения к нормам гражданского законодательства, регулирующим последствия признания сделок недействительными и обязательства вследствие неосновательного обогащения, то есть фактически исходил из комплексного правового регулирования сложившихся правоотношений и координационных (то есть причинно-следственных) связей отраслевых норм <13>.
(Казакова М.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 2)Пример того, в каком порядке должно происходить межотраслевое взаимодействие, демонстрирует Верховный Суд РФ. В период с 2021 по 2023 г. Верховный Суд РФ рассмотрел несколько дел и отменил судебные решения нижестоящих судов Северо-Западного федерального округа по искам получателей социальных услуг о взыскании неосновательного обогащения со стационарных учреждений социального обслуживания, с которыми граждане состояли в договорных отношениях. В качестве основания для взыскания денежных средств истцы ссылались на незаконное изменение учреждением существенных условий договора о предоставлении социальных услуг в части оплаты в сторону ее увеличения и, как следствие - неправомерное получение ответчиком денежных средств в качестве оплаты за оказанные услуги. Суды отказывали в удовлетворении требований, руководствуясь нормами Федерального закона N 442-ФЗ о порядке расчета размера оплаты за услуги. Верховный Суд РФ, отменяя судебные решения, посчитал, что в оспариваемых случаях, где имели место длящиеся правоотношения, применению подлежала ч. 2 ст. 35 Закона. Далее, признав изменение условий договора не соответствующими требованиям закона, Верховный Суд РФ указал на необходимость обращения к нормам гражданского законодательства, регулирующим последствия признания сделок недействительными и обязательства вследствие неосновательного обогащения, то есть фактически исходил из комплексного правового регулирования сложившихся правоотношений и координационных (то есть причинно-следственных) связей отраслевых норм <13>.
Вопрос: О подтверждении необходимости ухода за престарелыми и инвалидами в целях применения освобождения от НДС при оказании услуг по такому уходу.
(Письмо Минфина России от 09.03.2023 N 03-07-07/19880)Вопрос: Общество с ограниченной ответственностью осуществляет в негосударственном пансионате для пожилых деятельность по предоставлению платных услуг по уходу за престарелыми и инвалидами в форме стационарного социального обслуживания на основании заключенных с получателями услуг договоров о предоставлении социальных услуг.
(Письмо Минфина России от 09.03.2023 N 03-07-07/19880)Вопрос: Общество с ограниченной ответственностью осуществляет в негосударственном пансионате для пожилых деятельность по предоставлению платных услуг по уходу за престарелыми и инвалидами в форме стационарного социального обслуживания на основании заключенных с получателями услуг договоров о предоставлении социальных услуг.
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020)19. Поставщики социальных услуг в субъекте Российской Федерации, предоставляющие гражданам на основании договора социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания, в рамках длящихся правоотношений, возникших до 1 января 2015 года, не вправе увеличивать размер ежемесячной платы за эти услуги по сравнению с тем, каким он был для этих граждан по состоянию на 31 декабря 2014 года, а также ухудшать условия предоставления социальных услуг по сравнению с теми, которые были установлены до введения с 1 января 2015 года нового правового регулирования отношений в сфере социального обслуживания.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020)19. Поставщики социальных услуг в субъекте Российской Федерации, предоставляющие гражданам на основании договора социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания, в рамках длящихся правоотношений, возникших до 1 января 2015 года, не вправе увеличивать размер ежемесячной платы за эти услуги по сравнению с тем, каким он был для этих граждан по состоянию на 31 декабря 2014 года, а также ухудшать условия предоставления социальных услуг по сравнению с теми, которые были установлены до введения с 1 января 2015 года нового правового регулирования отношений в сфере социального обслуживания.
Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ
(ред. от 29.05.2024)
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)Жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда, занимаемое инвалидом по договору социального найма, при помещении инвалида в организацию социального обслуживания, предоставляющую социальные услуги в стационарной форме, сохраняется за ним в течение шести месяцев.
(ред. от 29.05.2024)
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)Жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда, занимаемое инвалидом по договору социального найма, при помещении инвалида в организацию социального обслуживания, предоставляющую социальные услуги в стационарной форме, сохраняется за ним в течение шести месяцев.