Договор с физическим лицом по 44-ФЗ
Подборка наиболее важных документов по запросу Договор с физическим лицом по 44-ФЗ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Арбитражный процесс: Аудиозапись как доказательство в арбитражном процессе
(КонсультантПлюс, 2025)Суды установили, что в материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства заключения муниципального контракта на выполнение спорных работ с соблюдением конкурентных процедур в соответствии с порядком, установленным Законом N 44-ФЗ...
(КонсультантПлюс, 2025)Суды установили, что в материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства заключения муниципального контракта на выполнение спорных работ с соблюдением конкурентных процедур в соответствии с порядком, установленным Законом N 44-ФЗ...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие особенности установлены Законом N 44-ФЗ для заключения контракта с физическим лицом
(КонсультантПлюс, 2025)1. На каком основании можно заключить гражданско-правовой договор (контракт) с физлицом по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)1. На каком основании можно заключить гражданско-правовой договор (контракт) с физлицом по Закону N 44-ФЗ
Готовое решение: Как рассчитать совокупный годовой объем закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Включаются ли в расчет СГОЗ по Закону N 44-ФЗ гражданско-правовые договоры с физлицами (в том числе суммы налогов и взносов в фонды)
(КонсультантПлюс, 2025)Включаются ли в расчет СГОЗ по Закону N 44-ФЗ гражданско-правовые договоры с физлицами (в том числе суммы налогов и взносов в фонды)
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)4) участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с пунктом 15 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в Российской Федерации (далее - офшорная компания), либо юридического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением физического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием";
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)4) участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с пунктом 15 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в Российской Федерации (далее - офшорная компания), либо юридического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением физического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием";
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Наряду с получением разрешения на строительство ст. 6 Закона N 246-ФЗ определяет перечень обязательных мероприятий, проведение которых необходимо для создания искусственного земельного участка, в том числе выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации и документации по планировке территории в планируемых границах искусственного земельного участка. Порядок проведения этих работ зависит от источника финансирования: при создании участка за счет бюджета следует руководствоваться Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <1>. Решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций принимается в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ <2>. Если создание искусственного земельного участка финансируется юридическими или физическими лицами, работы по созданию участка проводятся на основании договора, заключаемого на открытом аукционе, в порядке, предусмотренном ст. 7, 8 Закона N 246-ФЗ, за исключением случаев, когда договор заключается без аукциона на основании распоряжения Президента РФ или Правительства либо решения о строительстве или расширении морского порта. Уполномоченный орган также вправе принять решение о заключении договора без аукциона с собственником или арендатором земельного участка, расположенного в границах речного или морского порта, при условии, что существующий и создаваемый участки будут иметь общую границу и на искусственном земельном участке планируется размещение объекта капитального строительства, технологически связанного с объектом капитального строительства, размещенным на земельном участке в границах порта, либо планируется размещение объекта капитального строительства, предназначенного для осуществления деятельности в речном или морском порту, одновременно на земельном участке в границах речного или морского порта и искусственном земельном участке.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Наряду с получением разрешения на строительство ст. 6 Закона N 246-ФЗ определяет перечень обязательных мероприятий, проведение которых необходимо для создания искусственного земельного участка, в том числе выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации и документации по планировке территории в планируемых границах искусственного земельного участка. Порядок проведения этих работ зависит от источника финансирования: при создании участка за счет бюджета следует руководствоваться Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <1>. Решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций принимается в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ <2>. Если создание искусственного земельного участка финансируется юридическими или физическими лицами, работы по созданию участка проводятся на основании договора, заключаемого на открытом аукционе, в порядке, предусмотренном ст. 7, 8 Закона N 246-ФЗ, за исключением случаев, когда договор заключается без аукциона на основании распоряжения Президента РФ или Правительства либо решения о строительстве или расширении морского порта. Уполномоченный орган также вправе принять решение о заключении договора без аукциона с собственником или арендатором земельного участка, расположенного в границах речного или морского порта, при условии, что существующий и создаваемый участки будут иметь общую границу и на искусственном земельном участке планируется размещение объекта капитального строительства, технологически связанного с объектом капитального строительства, размещенным на земельном участке в границах порта, либо планируется размещение объекта капитального строительства, предназначенного для осуществления деятельности в речном или морском порту, одновременно на земельном участке в границах речного или морского порта и искусственном земельном участке.
Статья: О рассмотрении заявок участников закупки на предмет соответствия дополнительным требованиям
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 7)Пример. В подтверждение своего соответствия дополнительному требованию, предусмотренному поз. 9 приложения к ПП РФ N 2571, участник закупки представил договор на выполнение работ по строительству одноэтажного жилого дома, заключенный с физическим лицом. Заявка была отклонена на том основании, что представленный договор не является контрактом по Закону N 44-ФЗ или договором по Закону N 223-ФЗ.
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 7)Пример. В подтверждение своего соответствия дополнительному требованию, предусмотренному поз. 9 приложения к ПП РФ N 2571, участник закупки представил договор на выполнение работ по строительству одноэтажного жилого дома, заключенный с физическим лицом. Заявка была отклонена на том основании, что представленный договор не является контрактом по Закону N 44-ФЗ или договором по Закону N 223-ФЗ.
Статья: Репетиторство в образовательных учреждениях в 2024 году
(Артемова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2024, N 11)Заключение контракта на оказание преподавательских услуг физическими лицами может осуществляться указанными учреждениями с единственным подрядчиком без проведения конкурентных процедур (п. 33 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). Таким образом, для оказания репетиторских услуг учреждения могут привлекать не только собственные кадры, но и других преподавателей по договору (контракту).
(Артемова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2024, N 11)Заключение контракта на оказание преподавательских услуг физическими лицами может осуществляться указанными учреждениями с единственным подрядчиком без проведения конкурентных процедур (п. 33 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). Таким образом, для оказания репетиторских услуг учреждения могут привлекать не только собственные кадры, но и других преподавателей по договору (контракту).
Статья: Административная практика
("Вестник Института госзакупок", 2021, N 11)Кроме того, согласно ч. 1 ст. 103 Закона N 44-ФЗ в реестр контрактов не включается информация о контрактах, заключенных по пунктам 4 и 5 (за исключением контрактов, заключенных в соответствии с ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ), пунктам 23, 42, 44, 45, 46 (в части контрактов с физическими лицами) и п. 52 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, а в соответствии с ч. 3 ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ в реестр договоров не вносятся сведения и документы, которые в соответствии с указанным Законом не подлежат размещению в ЕИС. В частности, заказчик вправе не размещать сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тыс. рублей, а если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд рублей, заказчик вправе не размещать сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 500 тыс. рублей.
("Вестник Института госзакупок", 2021, N 11)Кроме того, согласно ч. 1 ст. 103 Закона N 44-ФЗ в реестр контрактов не включается информация о контрактах, заключенных по пунктам 4 и 5 (за исключением контрактов, заключенных в соответствии с ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ), пунктам 23, 42, 44, 45, 46 (в части контрактов с физическими лицами) и п. 52 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, а в соответствии с ч. 3 ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ в реестр договоров не вносятся сведения и документы, которые в соответствии с указанным Законом не подлежат размещению в ЕИС. В частности, заказчик вправе не размещать сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тыс. рублей, а если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд рублей, заказчик вправе не размещать сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 500 тыс. рублей.
Статья: Компетенция судов и подсудность гражданских дел
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Как указано в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.12.2019 N 53 "О выполнении судами Российской Федерации функций содействия и контроля в отношении третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража", федеральным законом должны быть прямо установлены иные споры, не подлежащие передаче на рассмотрение третейского суда (ч. 2 ст. 22.1 ГПК РФ, ч. 2 ст. 33 АПК РФ). Например, согласно п. 22 ст. 4.1 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" не могут быть переданы на рассмотрение третейского суда споры по договорам, заключенным форекс-дилерами с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Как указано в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.12.2019 N 53 "О выполнении судами Российской Федерации функций содействия и контроля в отношении третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража", федеральным законом должны быть прямо установлены иные споры, не подлежащие передаче на рассмотрение третейского суда (ч. 2 ст. 22.1 ГПК РФ, ч. 2 ст. 33 АПК РФ). Например, согласно п. 22 ст. 4.1 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" не могут быть переданы на рассмотрение третейского суда споры по договорам, заключенным форекс-дилерами с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
Статья: О типовых ошибках, допускаемых органами местного самоуправления при применении действующего законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции
(Щепачев В.А.)
("Местное право", 2025, N 3)1.3. В закупках товаров, работ и услуг для муниципальных нужд в качестве поставщика товаров работ и услуг выступает юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) или физическое лицо (в рамках договоров ГПХ), указанное в части 2 статьи 10 Закона N 273-ФЗ.
(Щепачев В.А.)
("Местное право", 2025, N 3)1.3. В закупках товаров, работ и услуг для муниципальных нужд в качестве поставщика товаров работ и услуг выступает юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) или физическое лицо (в рамках договоров ГПХ), указанное в части 2 статьи 10 Закона N 273-ФЗ.
Статья: Налоговые последствия участия физических лиц в государственных и муниципальных закупках в Российской Федерации
(Кикавец В.В.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 2)Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ), равно как и Закон N 44-ФЗ, предусматривает возможность участия в государственных и муниципальных закупках физических лиц <1>. Физические лица могут исполнять договоры, заключенные с ними по итогам проведения конкурентных (конкурсы, аукционы, запросы предложения и запросы котировок) и неконкурентных (закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)) закупок. Принимая во внимание ряд изменений в действующее законодательство Российской Федерации, в том числе в части порядка исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), заключение и исполнение государственного (муниципального) контракта либо договора гражданско-правового характера с физическим лицом представляет значительный интерес.
(Кикавец В.В.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 2)Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ), равно как и Закон N 44-ФЗ, предусматривает возможность участия в государственных и муниципальных закупках физических лиц <1>. Физические лица могут исполнять договоры, заключенные с ними по итогам проведения конкурентных (конкурсы, аукционы, запросы предложения и запросы котировок) и неконкурентных (закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)) закупок. Принимая во внимание ряд изменений в действующее законодательство Российской Федерации, в том числе в части порядка исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), заключение и исполнение государственного (муниципального) контракта либо договора гражданско-правового характера с физическим лицом представляет значительный интерес.
"Годовой отчет для учреждений образования - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)6. Заключается договор энергоснабжения или договор купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии (п. 29 ч. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ).
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)6. Заключается договор энергоснабжения или договор купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии (п. 29 ч. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ).
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Пункты 26 и 27 введены в ч. 1 комментируемой статьи с 18 марта 2018 г. Федеральным законом от 7 марта 2018 г. N 44-ФЗ <104>, принятым в целях обеспечения возможности получения выполняющими свои обязанности за пределами территории России физическими лицами-резидентами выплат в иностранной валюте по заключенным с резидентами-работодателями трудовым договорам (служебным контрактам) путем перечисления на счета (вклады), открытые таким физическим лицам-резидентам в уполномоченных банках на территории России, а также выплаты заработной платы в иностранной валюте сотрудникам филиалов юридических лиц-резидентов, находящихся за пределами территории России, через счета таких филиалов, открытые в банках за рубежом.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Пункты 26 и 27 введены в ч. 1 комментируемой статьи с 18 марта 2018 г. Федеральным законом от 7 марта 2018 г. N 44-ФЗ <104>, принятым в целях обеспечения возможности получения выполняющими свои обязанности за пределами территории России физическими лицами-резидентами выплат в иностранной валюте по заключенным с резидентами-работодателями трудовым договорам (служебным контрактам) путем перечисления на счета (вклады), открытые таким физическим лицам-резидентам в уполномоченных банках на территории России, а также выплаты заработной платы в иностранной валюте сотрудникам филиалов юридических лиц-резидентов, находящихся за пределами территории России, через счета таких филиалов, открытые в банках за рубежом.
Статья: Реализация с согласия учредителя недвижимого имущества учреждения
(Мухин С.)
("Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)В соответствии со ст. 6 Закона N 135-ФЗ Российская Федерация, субъекты РФ или муниципальные образования, физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов на основаниях и условиях, предусмотренных данным Законом. При этом договор об оценке имущества должен быть заключен в силу требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
(Мухин С.)
("Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)В соответствии со ст. 6 Закона N 135-ФЗ Российская Федерация, субъекты РФ или муниципальные образования, физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов на основаниях и условиях, предусмотренных данным Законом. При этом договор об оценке имущества должен быть заключен в силу требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".