Договор транспортной экспедиции жд
Подборка наиболее важных документов по запросу Договор транспортной экспедиции жд (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиция ВАС РФ: Экспедитор, обязанный подавать вагоны на основании заявок на перевозку, несет ответственность за невыполнение заявок, если не докажет отсутствие своей вины
Постановление Президиума ВАС РФ от 21.12.2010 N 11612/10 по делу N А40-64411/09-55-506
Применимые нормы: п. 1 ст. 401, ст. 803 ГК РФ, ст. 94 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗЭкспедитор, который является грузоотправителем по железнодорожным накладным и в то же время обязан подавать вагоны под загрузку на основании заявок на перевозку, в случае невыполнения таких заявок должен доказать отсутствие своей вины. Если необходимые доказательства не представлены, нет оснований для того, чтобы возложить расходы в виде штрафа за невыполнение принятых заявок, уплаченного железной дороге, на клиента по договору транспортной экспедиции.
Постановление Президиума ВАС РФ от 21.12.2010 N 11612/10 по делу N А40-64411/09-55-506
Применимые нормы: п. 1 ст. 401, ст. 803 ГК РФ, ст. 94 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗЭкспедитор, который является грузоотправителем по железнодорожным накладным и в то же время обязан подавать вагоны под загрузку на основании заявок на перевозку, в случае невыполнения таких заявок должен доказать отсутствие своей вины. Если необходимые доказательства не представлены, нет оснований для того, чтобы возложить расходы в виде штрафа за невыполнение принятых заявок, уплаченного железной дороге, на клиента по договору транспортной экспедиции.
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 148 "Место реализации работ (услуг)" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество оказало услуги по предоставлению железнодорожных вагонов для грузоперевозок железнодорожным транспортом по маршруту со станциями отправления и назначения в Республике Казахстан. Полагая, что данные операции не облагаются НДС, поскольку местом реализации является Республика Казахстан, налогоплательщик не включил стоимость данных услуг в налоговую базу. Инспекция доначислила НДС. Суд признал доначисление правомерным. Сославшись на Договор о Евразийском экономическом союзе, суд указал, что место реализации для целей взимания косвенных налогов при оказании услуг по аренде, лизингу и предоставлению в пользование на иных основаниях транспортных средств определяется по стране налогоплательщика, оказывающего эти услуги. В данном случае услуги оказывались российской организацией, соответственно, местом реализации должна признаваться Российская Федерация. Суд отклонил довод общества о том, в данном случае услуги должны облагаться по ставке 0 процентов как услуги по международным перевозкам, услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления международных перевозок, транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. Суд отметил, что применение нулевой ставки НДС при оказании таких услуг российским исполнителем в пределах одного государства (в данном случае - Республики Казахстан) налоговым законодательством не предусмотрено.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество оказало услуги по предоставлению железнодорожных вагонов для грузоперевозок железнодорожным транспортом по маршруту со станциями отправления и назначения в Республике Казахстан. Полагая, что данные операции не облагаются НДС, поскольку местом реализации является Республика Казахстан, налогоплательщик не включил стоимость данных услуг в налоговую базу. Инспекция доначислила НДС. Суд признал доначисление правомерным. Сославшись на Договор о Евразийском экономическом союзе, суд указал, что место реализации для целей взимания косвенных налогов при оказании услуг по аренде, лизингу и предоставлению в пользование на иных основаниях транспортных средств определяется по стране налогоплательщика, оказывающего эти услуги. В данном случае услуги оказывались российской организацией, соответственно, местом реализации должна признаваться Российская Федерация. Суд отклонил довод общества о том, в данном случае услуги должны облагаться по ставке 0 процентов как услуги по международным перевозкам, услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления международных перевозок, транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. Суд отметил, что применение нулевой ставки НДС при оказании таких услуг российским исполнителем в пределах одного государства (в данном случае - Республики Казахстан) налоговым законодательством не предусмотрено.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу о юридической конструкции договора транспортной экспедиции
(Сапега В.А.)
("Право и экономика", 2022, N 3)Так, в связи с реформированием транспортной отрасли, наряду с перевозчиками появились владельцы транспортных инфраструктур, которые являются самостоятельными субъектами и на основании договоров на оказание услуг по предоставлению транспортной инфраструктуры в пользование вступают с перевозчиками в обязательственные правоотношения. Возникает закономерный вопрос: следует ли к числу транспортно-экспедиционных услуг относить услуги по предоставлению транспортной инфраструктуры в пользование и услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава? Если направленность договора транспортной экспедиции определять как выполнение или организацию выполнения любых услуг, связанных с перевозкой грузов, то ответ должен быть положительным, поскольку данные услуги связаны с перевозкой. Если до реформы транспортной отрасли было очевидно, что связь услуги должна проявляться в отношении именно договора перевозки груза, то сейчас ситуация коренным образом поменялась. Без подвижного состава и транспортной инфраструктуры перевозка не состоится. Связь с перевозкой здесь жесткая и неразрывная. Однако наличия такой связи, на наш взгляд, недостаточно. Требуется, чтобы при оказании транспортно-экспедиционных услуг именно клиент освобождался от несвойственных ему забот. Потребителем же услуги, связанной с предоставлением транспортной инфраструктуры в пользование, является перевозчик, а не клиент. Поэтому, несмотря на наличие неразрывной связи с перевозкой груза, данная услуга не может входить в предмет договора транспортной экспедиции <20>.
(Сапега В.А.)
("Право и экономика", 2022, N 3)Так, в связи с реформированием транспортной отрасли, наряду с перевозчиками появились владельцы транспортных инфраструктур, которые являются самостоятельными субъектами и на основании договоров на оказание услуг по предоставлению транспортной инфраструктуры в пользование вступают с перевозчиками в обязательственные правоотношения. Возникает закономерный вопрос: следует ли к числу транспортно-экспедиционных услуг относить услуги по предоставлению транспортной инфраструктуры в пользование и услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава? Если направленность договора транспортной экспедиции определять как выполнение или организацию выполнения любых услуг, связанных с перевозкой грузов, то ответ должен быть положительным, поскольку данные услуги связаны с перевозкой. Если до реформы транспортной отрасли было очевидно, что связь услуги должна проявляться в отношении именно договора перевозки груза, то сейчас ситуация коренным образом поменялась. Без подвижного состава и транспортной инфраструктуры перевозка не состоится. Связь с перевозкой здесь жесткая и неразрывная. Однако наличия такой связи, на наш взгляд, недостаточно. Требуется, чтобы при оказании транспортно-экспедиционных услуг именно клиент освобождался от несвойственных ему забот. Потребителем же услуги, связанной с предоставлением транспортной инфраструктуры в пользование, является перевозчик, а не клиент. Поэтому, несмотря на наличие неразрывной связи с перевозкой груза, данная услуга не может входить в предмет договора транспортной экспедиции <20>.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2017)Поскольку в настоящем деле условия договора транспортной экспедиции предусматривали только обязанности экспедитора согласовать планы железнодорожной перевозки и осуществить расчеты с перевозчиком, но не обеспечить доставку груза, вывод суда первой инстанции со ссылкой на положения статей 803, 805 ГК РФ о том, что экспедитор является ответственным за утрату груза вне зависимости от того, что перевозка груза исполнялась третьим лицом, является ошибочным.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2017)Поскольку в настоящем деле условия договора транспортной экспедиции предусматривали только обязанности экспедитора согласовать планы железнодорожной перевозки и осуществить расчеты с перевозчиком, но не обеспечить доставку груза, вывод суда первой инстанции со ссылкой на положения статей 803, 805 ГК РФ о том, что экспедитор является ответственным за утрату груза вне зависимости от того, что перевозка груза исполнялась третьим лицом, является ошибочным.
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2024)транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основе договора транспортной экспедиции при организации услуг по перевозке или транспортировке железнодорожным транспортом товаров, порожнего железнодорожного подвижного состава или контейнеров, перемещаемых через территорию Российской Федерации с территории иностранного государства, не являющегося членом Евразийского экономического союза, в том числе через территорию государства - члена Евразийского экономического союза, или с территории государства - члена Евразийского экономического союза на территорию другого иностранного государства, в том числе являющегося членом Евразийского экономического союза.
(ред. от 08.08.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2024)транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основе договора транспортной экспедиции при организации услуг по перевозке или транспортировке железнодорожным транспортом товаров, порожнего железнодорожного подвижного состава или контейнеров, перемещаемых через территорию Российской Федерации с территории иностранного государства, не являющегося членом Евразийского экономического союза, в том числе через территорию государства - члена Евразийского экономического союза, или с территории государства - члена Евразийского экономического союза на территорию другого иностранного государства, в том числе являющегося членом Евразийского экономического союза.