Долговая политика российской федерации
Подборка наиболее важных документов по запросу Долговая политика российской федерации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Реструктуризация "квазисуверенного" долга: международно-правовой дискурс
(Радченко Ю.А.)
("Правосудие", 2023, N 2)Термин "квазисуверенный" чаще встречается в финансово-экономической научной литературе, нежели в строго юридической. В международном праве отсутствует его официальная дефиниция, тем не менее данный термин периодически применяется в отдельных правовых актах, на основании чего можно сделать вывод, что он относится к некой специфической группе кредитно-долговых правоотношений. Например, в Глобальном кодексе валютного рынка (своде глобальных принципов добросовестной практики валютного рынка), принятом в 2017 г. Рабочей группой при Банке международных расчетов, в числе участников рынка при работе на валютном рынке указаны квазисуверенные и наднациональные организации <1>. Согласно документу Министерства финансов России "Рекомендации по проведению субъектами Российской Федерации ответственной заемной/долговой политики" от 18 декабря 2015 г. "в целях уменьшения затрат и рисков в средне- и долгосрочной перспективе управляющие долгом принимают меры, направленные на то, чтобы заявленная ими стратегия и проводимые операции способствовали бы становлению и развитию локального рынка квазисуверенных (государственных) ценных бумаг" <2>. Таким образом, по смыслу этого документа данные ценные бумаги выпускаются государством или от имени государства, но при этом не являются суверенными долговыми обязательствами, из чего можно сделать вывод, что Минфином России под квазисуверенным долгом понимаются долговые обязательства субъектов Российской Федерации.
(Радченко Ю.А.)
("Правосудие", 2023, N 2)Термин "квазисуверенный" чаще встречается в финансово-экономической научной литературе, нежели в строго юридической. В международном праве отсутствует его официальная дефиниция, тем не менее данный термин периодически применяется в отдельных правовых актах, на основании чего можно сделать вывод, что он относится к некой специфической группе кредитно-долговых правоотношений. Например, в Глобальном кодексе валютного рынка (своде глобальных принципов добросовестной практики валютного рынка), принятом в 2017 г. Рабочей группой при Банке международных расчетов, в числе участников рынка при работе на валютном рынке указаны квазисуверенные и наднациональные организации <1>. Согласно документу Министерства финансов России "Рекомендации по проведению субъектами Российской Федерации ответственной заемной/долговой политики" от 18 декабря 2015 г. "в целях уменьшения затрат и рисков в средне- и долгосрочной перспективе управляющие долгом принимают меры, направленные на то, чтобы заявленная ими стратегия и проводимые операции способствовали бы становлению и развитию локального рынка квазисуверенных (государственных) ценных бумаг" <2>. Таким образом, по смыслу этого документа данные ценные бумаги выпускаются государством или от имени государства, но при этом не являются суверенными долговыми обязательствами, из чего можно сделать вывод, что Минфином России под квазисуверенным долгом понимаются долговые обязательства субъектов Российской Федерации.
Статья: Современные проблемы правового регулирования муниципального долга
(Санченко И.Д.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 4)На проблему высокого уровня закредитованности местных и региональных бюджетов Министерство финансов Российской Федерации обратило внимание еще в 2015 г., когда были опубликованы Рекомендации по проведению субъектами Российской Федерации ответственной заемной/долговой политики. В числе основных рисков финансовым органом выделяется проблема роста объема краткосрочных заимствований в структуре регионального и муниципального долга <3>. Объяснить данную тенденцию можно тем, что процент по краткосрочному коммерческому кредиту ниже, чем по среднесрочным и долгосрочным заимствованиям у коммерческих кредитных организаций. В то же время такая политика не позволяет осуществлять эффективное долгосрочное планирование в сфере управления муниципальным долгом. Ставки по краткосрочным коммерческим кредитам на сегодняшний день имеют тенденцию к росту по причине повышения Центральным банком ключевой ставки. Это приводит к тому, что муниципальные образования в целях рефинансирования существующих долговых обязательств привлекают новые заимствования по повышенной ставке, что приводит к дополнительным расходам местного бюджета по обслуживанию муниципального долга. Такие действия в конечном итоге могут привести к неисполнению муниципальным образованием взятых на себя долговых обязательств, особенно в свете уменьшения доходов местного бюджета, вызванного замедлением темпов роста национальной экономики.
(Санченко И.Д.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 4)На проблему высокого уровня закредитованности местных и региональных бюджетов Министерство финансов Российской Федерации обратило внимание еще в 2015 г., когда были опубликованы Рекомендации по проведению субъектами Российской Федерации ответственной заемной/долговой политики. В числе основных рисков финансовым органом выделяется проблема роста объема краткосрочных заимствований в структуре регионального и муниципального долга <3>. Объяснить данную тенденцию можно тем, что процент по краткосрочному коммерческому кредиту ниже, чем по среднесрочным и долгосрочным заимствованиям у коммерческих кредитных организаций. В то же время такая политика не позволяет осуществлять эффективное долгосрочное планирование в сфере управления муниципальным долгом. Ставки по краткосрочным коммерческим кредитам на сегодняшний день имеют тенденцию к росту по причине повышения Центральным банком ключевой ставки. Это приводит к тому, что муниципальные образования в целях рефинансирования существующих долговых обязательств привлекают новые заимствования по повышенной ставке, что приводит к дополнительным расходам местного бюджета по обслуживанию муниципального долга. Такие действия в конечном итоге могут привести к неисполнению муниципальным образованием взятых на себя долговых обязательств, особенно в свете уменьшения доходов местного бюджета, вызванного замедлением темпов роста национальной экономики.
Нормативные акты
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 13.07.2024, с изм. от 30.09.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)13. Основные направления государственной долговой политики субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период (основные направления долговой политики муниципального образования на очередной финансовый год и плановый период (очередной финансовый год), которые разрабатываются высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации (местной администрацией) в целях реализации ответственной долговой политики субъекта Российской Федерации (муниципального образования) и повышения ее эффективности, подготовка которых предусмотрена настоящим Кодексом, должны содержать следующие положения:
(ред. от 13.07.2024, с изм. от 30.09.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)13. Основные направления государственной долговой политики субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период (основные направления долговой политики муниципального образования на очередной финансовый год и плановый период (очередной финансовый год), которые разрабатываются высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации (местной администрацией) в целях реализации ответственной долговой политики субъекта Российской Федерации (муниципального образования) и повышения ее эффективности, подготовка которых предусмотрена настоящим Кодексом, должны содержать следующие положения: