Долговая устойчивость
Подборка наиболее важных документов по запросу Долговая устойчивость (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Информация: О совершенствовании инструмента макропруденциальных лимитов для ограничения системных рисков в розничном кредитовании
("Официальный сайт Банка России", 2024)Банк России совершенствует инструментарий макропруденциальной политики, чтобы предотвращать накопление системных рисков, чрезмерный рост долговой нагрузки граждан и обеспечивать устойчивость финансового сектора. С 2023 г. для купирования рисков в необеспеченном потребительском кредитовании Банк России использует макропруденциальные лимиты (МПЛ) - количественные ограничения доли кредитов с рискованными характеристиками (например, с показателем долговой нагрузки заемщика (ПДН) более 80%) в общем объеме предоставленных и выкупленных банком в течение квартала кредитов.
("Официальный сайт Банка России", 2024)Банк России совершенствует инструментарий макропруденциальной политики, чтобы предотвращать накопление системных рисков, чрезмерный рост долговой нагрузки граждан и обеспечивать устойчивость финансового сектора. С 2023 г. для купирования рисков в необеспеченном потребительском кредитовании Банк России использует макропруденциальные лимиты (МПЛ) - количественные ограничения доли кредитов с рискованными характеристиками (например, с показателем долговой нагрузки заемщика (ПДН) более 80%) в общем объеме предоставленных и выкупленных банком в течение квартала кредитов.
Статья: Бюджетные кредиты на пополнение остатка средств на едином счете бюджета. Особенности предоставления бюджетного кредита муниципальным образованиям
(Армасова Е.Р.)
("Хозяйство и право", 2025, N 9)Есть ряд особенностей, устанавливаемых исключительно для муниципальных образований. Так, при принятии решения о предоставлении бюджетного кредита муниципальному образованию учитываются размер получаемых им дотаций и уровень долговой устойчивости <12>.
(Армасова Е.Р.)
("Хозяйство и право", 2025, N 9)Есть ряд особенностей, устанавливаемых исключительно для муниципальных образований. Так, при принятии решения о предоставлении бюджетного кредита муниципальному образованию учитываются размер получаемых им дотаций и уровень долговой устойчивости <12>.
Нормативные акты
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 107.1. Оценка долговой устойчивости субъекта Российской Федерации (муниципального образования)
(ред. от 31.07.2025)Статья 107.1. Оценка долговой устойчивости субъекта Российской Федерации (муниципального образования)
Решение Высшего Евразийского экономического совета от 25.12.2023 N 26
"Об основных ориентирах макроэкономической политики государств - членов Евразийского экономического союза на 2024 - 2025 годы"В сфере глобальных финансов основные риски связаны с наращиванием объемов заимствований в сочетании с ужесточением доступа к финансированию и высокими процентными ставками, что усилит факторы макроэкономической уязвимости и может оказать негативное влияние на бюджетную и долговую устойчивость в странах с высоким уровнем долга. В государствах-членах в случае реализации рисков усиления давления на доходную составляющую государственного бюджета при сохранении высокого уровня расходов и ухудшении конъюнктуры долгового рынка может потребоваться принятие мер в сфере поддержания бюджетной сбалансированности и управления долгом, направленных в том числе на снижение стоимости заимствований.
"Об основных ориентирах макроэкономической политики государств - членов Евразийского экономического союза на 2024 - 2025 годы"В сфере глобальных финансов основные риски связаны с наращиванием объемов заимствований в сочетании с ужесточением доступа к финансированию и высокими процентными ставками, что усилит факторы макроэкономической уязвимости и может оказать негативное влияние на бюджетную и долговую устойчивость в странах с высоким уровнем долга. В государствах-членах в случае реализации рисков усиления давления на доходную составляющую государственного бюджета при сохранении высокого уровня расходов и ухудшении конъюнктуры долгового рынка может потребоваться принятие мер в сфере поддержания бюджетной сбалансированности и управления долгом, направленных в том числе на снижение стоимости заимствований.
Статья: Развитие межбюджетных отношений в рамках бюджетно-налоговой политики, направленной на обеспечение финансовой устойчивости субъектов Российской Федерации
(Рябова Е.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 7)Федеральное правительство, проводящее бюджетно-налоговую политику, направленную на обеспечение финансовой устойчивости субъектов РФ, воздействует на соответствующие общественные отношения административными и экономическими способами. Административное воздействие заключается в установлении на федеральном уровне предельных значений дефицита регионального бюджета <5>, долговой устойчивости субъекта РФ <6>, объема заимствований <7>, расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ, доходности по государственным ценным бумагам субъекта РФ <8>, ограничений в осуществлении внешних заимствований <9> и проч., экономическое - в уменьшении или увеличении нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов, увеличении или уменьшении объемов межбюджетных трансфертов, расширении или сужении оснований их предоставления, снижении или повышении процентов по межбюджетным кредитам и проч.
(Рябова Е.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 7)Федеральное правительство, проводящее бюджетно-налоговую политику, направленную на обеспечение финансовой устойчивости субъектов РФ, воздействует на соответствующие общественные отношения административными и экономическими способами. Административное воздействие заключается в установлении на федеральном уровне предельных значений дефицита регионального бюджета <5>, долговой устойчивости субъекта РФ <6>, объема заимствований <7>, расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ, доходности по государственным ценным бумагам субъекта РФ <8>, ограничений в осуществлении внешних заимствований <9> и проч., экономическое - в уменьшении или увеличении нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов, увеличении или уменьшении объемов межбюджетных трансфертов, расширении или сужении оснований их предоставления, снижении или повышении процентов по межбюджетным кредитам и проч.
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- долговая устойчивость - состояние, структура и сумма задолженности, позволяющие заемщику в полном объеме выполнять обязательства по погашению и обслуживанию этой задолженности, исключающие нанесение ущерба социально-экономическому развитию и необходимость ее списания и (или) реструктуризации;
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- долговая устойчивость - состояние, структура и сумма задолженности, позволяющие заемщику в полном объеме выполнять обязательства по погашению и обслуживанию этой задолженности, исключающие нанесение ущерба социально-экономическому развитию и необходимость ее списания и (или) реструктуризации;
Статья: Структура системы бюджетного права в условиях цифровой реальности
(Леонов А.Н.)
("Финансовое право", 2023, N 3)Внедрение цифровых технологий в сферу регулирования бюджетных правоотношений обогащает бюджетное право не только новыми институтами, но и значительно увеличивает понятийный аппарат. В частности, ст. 6 Бюджетного кодекса РФ была дополнена такими категориями, относящимися к новым институтам бюджетного права (институту государственного (муниципального) долга, институту казначейского обслуживания; институту казначейского сопровождения), как целевой иностранный кредит; государственный (муниципальный) долг; государственный (муниципальный) внутренний долг; государственный (муниципальный) внешний долг; долговая устойчивость; казначейский счет; единый казначейский счет; единый счет бюджета; казначейское обслуживание; бюджетный мониторинг в системе казначейских платежей; участник казначейского сопровождения; казначейское сопровождение; получатель средств из бюджета; главный администратор доходов бюджета; временный кассовый разрыв; временно свободные средства; денежные обязательства перед публично-правовым образованием; налоговые расходы публично-правового образования.
(Леонов А.Н.)
("Финансовое право", 2023, N 3)Внедрение цифровых технологий в сферу регулирования бюджетных правоотношений обогащает бюджетное право не только новыми институтами, но и значительно увеличивает понятийный аппарат. В частности, ст. 6 Бюджетного кодекса РФ была дополнена такими категориями, относящимися к новым институтам бюджетного права (институту государственного (муниципального) долга, институту казначейского обслуживания; институту казначейского сопровождения), как целевой иностранный кредит; государственный (муниципальный) долг; государственный (муниципальный) внутренний долг; государственный (муниципальный) внешний долг; долговая устойчивость; казначейский счет; единый казначейский счет; единый счет бюджета; казначейское обслуживание; бюджетный мониторинг в системе казначейских платежей; участник казначейского сопровождения; казначейское сопровождение; получатель средств из бюджета; главный администратор доходов бюджета; временный кассовый разрыв; временно свободные средства; денежные обязательства перед публично-правовым образованием; налоговые расходы публично-правового образования.
Статья: Современные проблемы правового регулирования муниципального долга
(Санченко И.Д.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 4)Необходимость обеспечения устойчивости бюджетной системы явилась причиной принятия в 2019 г. поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования правового регулирования муниципальных заимствований. Законодательные новеллы предусматривают два основных механизма улучшения системы управления муниципальным долгом. Во-первых, речь идет об инструменте оценки долговой устойчивости муниципального образования. Такая оценка производится финансовым органом субъекта РФ. Одним из основных показателей долговой устойчивости, исходя из толкования ст. 107.1 БК РФ, следует признать долю краткосрочных обязательств в общем объеме долга. По результатам оценки муниципальное образование подлежит отнесению к одной из групп заемщиков: с высоким, средним или низким уровнем долговой устойчивости. В зависимости от группы варьируется степень регуляторного воздействия. Так, муниципальные образования с низким и средним уровнем долговой устойчивости обязаны предоставлять в финансовый орган субъекта РФ программу муниципальных внутренних и внешних заимствований и иные документы, предусмотренные статьей 107.1 БК РФ. Следует положительно оценить данную новеллу, так как она соответствует требованиям риск-ориентированного подхода к управлению публичными финансами, устанавливая взаимосвязь между степенью регуляторного воздействия и уровнем долговой устойчивости муниципального образования.
(Санченко И.Д.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 4)Необходимость обеспечения устойчивости бюджетной системы явилась причиной принятия в 2019 г. поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования правового регулирования муниципальных заимствований. Законодательные новеллы предусматривают два основных механизма улучшения системы управления муниципальным долгом. Во-первых, речь идет об инструменте оценки долговой устойчивости муниципального образования. Такая оценка производится финансовым органом субъекта РФ. Одним из основных показателей долговой устойчивости, исходя из толкования ст. 107.1 БК РФ, следует признать долю краткосрочных обязательств в общем объеме долга. По результатам оценки муниципальное образование подлежит отнесению к одной из групп заемщиков: с высоким, средним или низким уровнем долговой устойчивости. В зависимости от группы варьируется степень регуляторного воздействия. Так, муниципальные образования с низким и средним уровнем долговой устойчивости обязаны предоставлять в финансовый орган субъекта РФ программу муниципальных внутренних и внешних заимствований и иные документы, предусмотренные статьей 107.1 БК РФ. Следует положительно оценить данную новеллу, так как она соответствует требованиям риск-ориентированного подхода к управлению публичными финансами, устанавливая взаимосвязь между степенью регуляторного воздействия и уровнем долговой устойчивости муниципального образования.
Статья: Финализированный подход стал обязательным. Что необходимо учесть с вступлением в силу Инструкции N 220-И
(Старикова А.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2025, N 8)- дифференцированные риск-веса по кредитам субъектов РФ и муниципальных образований в зависимости от уровня рейтинга российских КРА, а при его отсутствии - от уровня долговой устойчивости по оценке Минфина России;
(Старикова А.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2025, N 8)- дифференцированные риск-веса по кредитам субъектов РФ и муниципальных образований в зависимости от уровня рейтинга российских КРА, а при его отсутствии - от уровня долговой устойчивости по оценке Минфина России;
Информация: Заседание Президиума Госсовета по вопросу развития инфраструктуры для жизни
("Официальный сайт Президента РФ", 2025)У застройщиков растут долги, что угрожает устойчивости бизнеса, вплоть до ухода с рынка, и может привести к сокращению занятости в отрасли, негативно сказаться на всей экономике. Очевидно, что Правительству совместно с Банком России необходимо принимать адекватные ситуации меры.
("Официальный сайт Президента РФ", 2025)У застройщиков растут долги, что угрожает устойчивости бизнеса, вплоть до ухода с рынка, и может привести к сокращению занятости в отрасли, негативно сказаться на всей экономике. Очевидно, что Правительству совместно с Банком России необходимо принимать адекватные ситуации меры.