Доплата при переселении из аварийного жилья
Подборка наиболее важных документов по запросу Доплата при переселении из аварийного жилья (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Архангельского областного суда от 16.06.2022 N 33-3492/2022 по делу N 2-274/2021
Категория: Споры с органами власти в сфере строительства и жилищных отношений.
Требования: Об обязании предоставить жилое помещение.
Обстоятельства: Истец полагает, что ответчик обязан предоставить в собственность жилое помещение с установленным уровнем благоустройства взамен изымаемого.
Решение: Удовлетворено в части.Доводы стороны истца о том, что Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" также не содержит указаний о доплате со стороны собственника, в случае переселения из аварийного жилищного фонда, судебная коллегия находит не обоснованными, поскольку положения указанного закона устанавливают общий порядок осуществления деятельности Фондом реформирования жилищно-коммунального хозяйства, но не конкретные положения отдельно взятой региональной программы переселения граждан. Более того, отсутствие в указанном законе положений, предполагающих необходимость возмещения гражданином или гражданину разницу стоимости между изымаемым и предоставляемым ему жилыми помещениям, само по себе не исключает возможность урегулирования этого вопроса положениями отдельной адресной программы.
Категория: Споры с органами власти в сфере строительства и жилищных отношений.
Требования: Об обязании предоставить жилое помещение.
Обстоятельства: Истец полагает, что ответчик обязан предоставить в собственность жилое помещение с установленным уровнем благоустройства взамен изымаемого.
Решение: Удовлетворено в части.Доводы стороны истца о том, что Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" также не содержит указаний о доплате со стороны собственника, в случае переселения из аварийного жилищного фонда, судебная коллегия находит не обоснованными, поскольку положения указанного закона устанавливают общий порядок осуществления деятельности Фондом реформирования жилищно-коммунального хозяйства, но не конкретные положения отдельно взятой региональной программы переселения граждан. Более того, отсутствие в указанном законе положений, предполагающих необходимость возмещения гражданином или гражданину разницу стоимости между изымаемым и предоставляемым ему жилыми помещениям, само по себе не исключает возможность урегулирования этого вопроса положениями отдельной адресной программы.
Апелляционное определение Архангельского областного суда от 09.06.2022 N 33-3262/2022 по делу N 2-3320/2021
Категория спора: Защита прав на жилое помещение.
Требования физического лица: Об обязании предоставить в собственность во внеочередном порядке жилое помещение взамен изымаемой доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение без возмещения разницы в цене между изымаемым и предоставляемым жилыми помещениями.
Обстоятельства: Проживание истца в принадлежащем ему жилом помещении создает для него опасность, поэтому ответчик обязан предоставить жилое помещение немедленно, до наступления срока, установленного региональной программой; положения ч. 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса РФ не подлежат применению к отношениям между сторонами.
Решение: Удовлетворено в части.Доводы стороны истца о том, что Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" также не содержит указаний о доплате со стороны собственника, в случае переселения из аварийного жилищного фонда, судебная коллегия находит не обоснованными, поскольку положения указанного закона устанавливают общий порядок осуществления деятельности Фондом реформирования жилищно-коммунального хозяйства, но не конкретные положения отдельно взятой региональной программы переселения граждан. Более того, отсутствие в указанном законе положений, предполагающих необходимость возмещения гражданином или гражданину разницы стоимости между изымаемым и предоставляемым ему жилыми помещениями, само по себе не исключает возможность урегулирования этого вопроса положениями отдельной адресной программы.
Категория спора: Защита прав на жилое помещение.
Требования физического лица: Об обязании предоставить в собственность во внеочередном порядке жилое помещение взамен изымаемой доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение без возмещения разницы в цене между изымаемым и предоставляемым жилыми помещениями.
Обстоятельства: Проживание истца в принадлежащем ему жилом помещении создает для него опасность, поэтому ответчик обязан предоставить жилое помещение немедленно, до наступления срока, установленного региональной программой; положения ч. 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса РФ не подлежат применению к отношениям между сторонами.
Решение: Удовлетворено в части.Доводы стороны истца о том, что Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" также не содержит указаний о доплате со стороны собственника, в случае переселения из аварийного жилищного фонда, судебная коллегия находит не обоснованными, поскольку положения указанного закона устанавливают общий порядок осуществления деятельности Фондом реформирования жилищно-коммунального хозяйства, но не конкретные положения отдельно взятой региональной программы переселения граждан. Более того, отсутствие в указанном законе положений, предполагающих необходимость возмещения гражданином или гражданину разницы стоимости между изымаемым и предоставляемым ему жилыми помещениями, само по себе не исключает возможность урегулирования этого вопроса положениями отдельной адресной программы.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Снос домов и компенсации. Анализ споров
(Сиражетдинова О.)
("Жилищное право", 2020, N 5)Более того, согласно правовой позиции Верховного Суда РФ (Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 г.) в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав. Федеральным законодательством не установлена доплата гражданами, переселяемыми из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, разницы между стоимостью изымаемого жилого помещения и вновь предоставляемого. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ в Определении от 25 июня 2019 г. N 1-КГ19-10 указала на обязанность нижестоящих судов исследовать вопрос, содержит ли региональное законодательство положения, предусматривающие возможность приобретения жилых помещений за счет средств граждан, переселяемых из аварийного жилья. В случае отсутствия таких положений требования органа публичной власти доплатить за жилое помещение, предоставляемое взамен изымаемого, незаконны. По другому Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ в Определении от 18 сентября 2018 г. N 81-КГ18-14 указала на ошибочность вывода суда апелляционной инстанции о том, что согласно региональной адресной программе по переселению граждан из многоквартирных домов правом на предоставление другого жилого помещения взамен изымаемого обладают исключительно собственники, которые непосредственно проживают в жилых помещениях в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, и не имеющие в собственности иное жилое помещение. Также Верховный Суд указал следующее разъяснение жилищного законодательства РФ по вопросу переселения граждан из аварийного жилищного фонда: отсутствие в региональном законодательстве предусмотренного объема финансирования на выкуп изымаемых жилых помещений в признанном аварийном многоквартирном жилом доме не может служить основанием для лишения собственника права на получение стоимости изымаемого имущества (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 июля 2016 г. N 14-КГ16-13).
(Сиражетдинова О.)
("Жилищное право", 2020, N 5)Более того, согласно правовой позиции Верховного Суда РФ (Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 г.) в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав. Федеральным законодательством не установлена доплата гражданами, переселяемыми из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, разницы между стоимостью изымаемого жилого помещения и вновь предоставляемого. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ в Определении от 25 июня 2019 г. N 1-КГ19-10 указала на обязанность нижестоящих судов исследовать вопрос, содержит ли региональное законодательство положения, предусматривающие возможность приобретения жилых помещений за счет средств граждан, переселяемых из аварийного жилья. В случае отсутствия таких положений требования органа публичной власти доплатить за жилое помещение, предоставляемое взамен изымаемого, незаконны. По другому Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ в Определении от 18 сентября 2018 г. N 81-КГ18-14 указала на ошибочность вывода суда апелляционной инстанции о том, что согласно региональной адресной программе по переселению граждан из многоквартирных домов правом на предоставление другого жилого помещения взамен изымаемого обладают исключительно собственники, которые непосредственно проживают в жилых помещениях в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, и не имеющие в собственности иное жилое помещение. Также Верховный Суд указал следующее разъяснение жилищного законодательства РФ по вопросу переселения граждан из аварийного жилищного фонда: отсутствие в региональном законодательстве предусмотренного объема финансирования на выкуп изымаемых жилых помещений в признанном аварийном многоквартирном жилом доме не может служить основанием для лишения собственника права на получение стоимости изымаемого имущества (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 июля 2016 г. N 14-КГ16-13).
Ситуация: Каков порядок предоставления жилых помещений при сносе аварийных многоквартирных домов?
("Электронный журнал "Азбука права", 2024)Особенности предоставления жилых помещений собственникам взамен изымаемых в аварийных домах, не включенных в региональную адресную программу переселения граждан, в общем случае устанавливаются соглашением с уполномоченным органом. В указанном случае предоставление жилого помещения взамен изымаемого является по сути заменой денежного возмещения с доплатой той или иной стороной разницы между стоимостью предоставляемого жилого помещения и размером указанного возмещения (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ; Письмо Минстроя России от 17.04.2020 N 15026-МЕ/06).
("Электронный журнал "Азбука права", 2024)Особенности предоставления жилых помещений собственникам взамен изымаемых в аварийных домах, не включенных в региональную адресную программу переселения граждан, в общем случае устанавливаются соглашением с уполномоченным органом. В указанном случае предоставление жилого помещения взамен изымаемого является по сути заменой денежного возмещения с доплатой той или иной стороной разницы между стоимостью предоставляемого жилого помещения и размером указанного возмещения (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ; Письмо Минстроя России от 17.04.2020 N 15026-МЕ/06).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019)12. Ни федеральным законодательством, ни региональной адресной программой не установлена доплата гражданами, переселяемыми из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, разницы между стоимостью изымаемого жилого помещения и вновь предоставляемого.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019)12. Ни федеральным законодательством, ни региональной адресной программой не установлена доплата гражданами, переселяемыми из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, разницы между стоимостью изымаемого жилого помещения и вновь предоставляемого.
<Письмо> Госкорпорации "Фонд содействия реформированию ЖКХ" от 12.11.2021 N ОР-07/2451
<О проведении оценки стоимости жилого помещения, расположенного в аварийном многоквартирном доме>Фонд полагает, что указанный правовой механизм, предусматривающий возможность освобождать граждан в установленных субъектами Российской Федерации или органами местного самоуправления случаях от доплаты разницы между стоимостью предоставляемого и изымаемого аварийного жилья, позволяет обеспечить жилищные права граждан, переселяемых из аварийного жилищного фонда, и одновременно обеспечить адресность предоставляемых дополнительных мер поддержки.
<О проведении оценки стоимости жилого помещения, расположенного в аварийном многоквартирном доме>Фонд полагает, что указанный правовой механизм, предусматривающий возможность освобождать граждан в установленных субъектами Российской Федерации или органами местного самоуправления случаях от доплаты разницы между стоимостью предоставляемого и изымаемого аварийного жилья, позволяет обеспечить жилищные права граждан, переселяемых из аварийного жилищного фонда, и одновременно обеспечить адресность предоставляемых дополнительных мер поддержки.