Допрос в рамках камеральной налоговой проверки
Подборка наиболее важных документов по запросу Допрос в рамках камеральной налоговой проверки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 90 НК РФМожет ли инспекция допрашивать свидетелей в рамках камеральной проверки?
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 88 "Камеральная налоговая проверка" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Предприниматель обратился в суд с заявлением о признании проверки деятельности предпринимателя выездной налоговой проверкой, проведенной под видом камеральной налоговой проверки, и потребовал признать данные действия налогового органа незаконными. Предприниматель указал, что налоговый орган запросил значительный объем информации, использовал документы, предоставленные налогоплательщиком до подачи декларации, а также провел допрос свидетелей. Суд отметил, что запрос значительного объема документов не свидетельствует о проведении в отношении налогоплательщика выездной проверки под видом камеральной, а предприниматель не заявлял о значительном объеме истребованных документов и о невозможности представления их в срок. Налоговый орган в ходе камеральной проверки вправе проводить допросы свидетелей. Суд отказал в удовлетворении требований предпринимателя, поскольку все осуществленные налоговым органом контрольные мероприятия могли осуществляться в рамках камеральной налоговой проверки.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Предприниматель обратился в суд с заявлением о признании проверки деятельности предпринимателя выездной налоговой проверкой, проведенной под видом камеральной налоговой проверки, и потребовал признать данные действия налогового органа незаконными. Предприниматель указал, что налоговый орган запросил значительный объем информации, использовал документы, предоставленные налогоплательщиком до подачи декларации, а также провел допрос свидетелей. Суд отметил, что запрос значительного объема документов не свидетельствует о проведении в отношении налогоплательщика выездной проверки под видом камеральной, а предприниматель не заявлял о значительном объеме истребованных документов и о невозможности представления их в срок. Налоговый орган в ходе камеральной проверки вправе проводить допросы свидетелей. Суд отказал в удовлетворении требований предпринимателя, поскольку все осуществленные налоговым органом контрольные мероприятия могли осуществляться в рамках камеральной налоговой проверки.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Комментарий к Постановлению Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2023 N 18АП-8806/2023 <О признании недействительным поручения, а также признании незаконными действий налогового органа по его исполнению>
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 21)Мысли служителей Фемиды из комментируемого вердикта по поводу широких возможностей инспекторов в части допроса свидетелей вписываются в тенденцию последних лет. Яркий пример судебного акта со схожими суждениями - Постановление АС Московского округа от 12.12.2022 N Ф05-30236/2022, оставленное в силе Определением ВС РФ от 21.03.2023 N 305-ЭС23-2809. Отклонен довод предприятия, что допросы являются недопустимыми доказательствами, поскольку протоколы составлены уже после окончания выездной проверки и допмероприятий налогового контроля. Ведь повестки о вызове свидетелей составлены в период ВНП. Плюс к тому арбитры, приняв во внимание судебную практику, отметили: Кодекс не содержит ограничений на проведение допроса свидетеля вне рамок камеральной и выездной налоговых проверок. Допрос может рассматриваться как самостоятельная форма налогового контроля.
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 21)Мысли служителей Фемиды из комментируемого вердикта по поводу широких возможностей инспекторов в части допроса свидетелей вписываются в тенденцию последних лет. Яркий пример судебного акта со схожими суждениями - Постановление АС Московского округа от 12.12.2022 N Ф05-30236/2022, оставленное в силе Определением ВС РФ от 21.03.2023 N 305-ЭС23-2809. Отклонен довод предприятия, что допросы являются недопустимыми доказательствами, поскольку протоколы составлены уже после окончания выездной проверки и допмероприятий налогового контроля. Ведь повестки о вызове свидетелей составлены в период ВНП. Плюс к тому арбитры, приняв во внимание судебную практику, отметили: Кодекс не содержит ограничений на проведение допроса свидетеля вне рамок камеральной и выездной налоговых проверок. Допрос может рассматриваться как самостоятельная форма налогового контроля.
"Как защитить свой бизнес: предпринимательские риски"
(выпуск 8)
(под общ. ред. Е.А. Муратовой)
("Редакция "Российской газеты", 2020)Допрос свидетелей может проводиться в рамках как камеральной, так и выездной налоговой проверки.
(выпуск 8)
(под общ. ред. Е.А. Муратовой)
("Редакция "Российской газеты", 2020)Допрос свидетелей может проводиться в рамках как камеральной, так и выездной налоговой проверки.
Нормативные акты
<Письмо> ФНС России от 24.10.2022 N 7-8-04/0005@
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых во втором квартале 2022 года по вопросам налогообложения>Формы проведения налогового контроля связаны, прежде всего, с камеральными и выездными налоговыми проверками (статьи 82, 87, 88 и 89 Налогового кодекса Российской Федерации). Выездная налоговая проверка, проводимая, по общему правилу, на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа (пункт 1 статьи 89 названного Кодекса), ориентирована на выявление тех нарушений налогового законодательства, которые не всегда можно обнаружить в рамках камеральной налоговой проверки, поскольку их выявление требует углубленного изучения документов бухгалтерского и налогового учета, а также проведения ряда специальных мероприятий контроля, например осмотра, выемки документов и предметов, экспертизы, участия понятых и допроса свидетелей (статьи 90, 92, 94, 95 и 98 этого Кодекса). Как правило, именно в рамках выездных налоговых проверок выявляются и нарушения, обусловленные злоупотреблениями налогоплательщика в налоговой сфере, его уклонением от налогообложения. Оценивая конституционность норм, регулирующих проведение выездных налоговых проверок, Конституционный Суд Российской Федерации отмечал, что такая проверка должна отвечать критериям необходимости, обоснованности и законности, с тем чтобы не превращаться в неправомерное обременение для налогоплательщика (Постановление от 17 марта 2009 года N 5-П; Определение от 10 марта 2016 года N 571-О).
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых во втором квартале 2022 года по вопросам налогообложения>Формы проведения налогового контроля связаны, прежде всего, с камеральными и выездными налоговыми проверками (статьи 82, 87, 88 и 89 Налогового кодекса Российской Федерации). Выездная налоговая проверка, проводимая, по общему правилу, на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа (пункт 1 статьи 89 названного Кодекса), ориентирована на выявление тех нарушений налогового законодательства, которые не всегда можно обнаружить в рамках камеральной налоговой проверки, поскольку их выявление требует углубленного изучения документов бухгалтерского и налогового учета, а также проведения ряда специальных мероприятий контроля, например осмотра, выемки документов и предметов, экспертизы, участия понятых и допроса свидетелей (статьи 90, 92, 94, 95 и 98 этого Кодекса). Как правило, именно в рамках выездных налоговых проверок выявляются и нарушения, обусловленные злоупотреблениями налогоплательщика в налоговой сфере, его уклонением от налогообложения. Оценивая конституционность норм, регулирующих проведение выездных налоговых проверок, Конституционный Суд Российской Федерации отмечал, что такая проверка должна отвечать критериям необходимости, обоснованности и законности, с тем чтобы не превращаться в неправомерное обременение для налогоплательщика (Постановление от 17 марта 2009 года N 5-П; Определение от 10 марта 2016 года N 571-О).
<Письмо> ФНС России от 29.04.2021 N КВ-4-14/5987@
<О направлении Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 1 (2021)>В ходе судебного разбирательства было установлено, что в сентябре 2019 года в рамках проведения камеральной налоговой проверки за 2 квартал 2019 года в отношении ООО "С." налоговым органом по месту учета данной организации (ИФНС) М.М.В. была допрошена по поводу осуществления деятельности данной компании и причастности М.М.В., помимо указанного общества, к другим организациям в отношении которых в ЕГРЮЛ содержатся сведения о М.М.В. как об участнике, руководителе. По результатам допроса был составлен протокол от 14.09.2019 N 168, согласно которому М.М.В. пояснила, что не имеет никакого отношения к ООО "С". Также М.М.В. отрицала свою какую-либо причастность к обществу.
<О направлении Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 1 (2021)>В ходе судебного разбирательства было установлено, что в сентябре 2019 года в рамках проведения камеральной налоговой проверки за 2 квартал 2019 года в отношении ООО "С." налоговым органом по месту учета данной организации (ИФНС) М.М.В. была допрошена по поводу осуществления деятельности данной компании и причастности М.М.В., помимо указанного общества, к другим организациям в отношении которых в ЕГРЮЛ содержатся сведения о М.М.В. как об участнике, руководителе. По результатам допроса был составлен протокол от 14.09.2019 N 168, согласно которому М.М.В. пояснила, что не имеет никакого отношения к ООО "С". Также М.М.В. отрицала свою какую-либо причастность к обществу.