Допуск в эксплуатацию электроустановок
Подборка наиболее важных документов по запросу Допуск в эксплуатацию электроустановок (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 221 "Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты" Трудового кодекса РФ"При этом нахождения работника в помещении в период дежурства не освобождает работодателя от обязанности по его обеспечению средствами индивидуальной защиты, поскольку согласно пунктам 5.16, 8.1 - 8.6 приказа Минтруда России от 15 декабря 2020 года N 903н "Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок" дежурный электромонтер может быть допущен к работе в бригаде, а также самостоятельно выполнять ряд работ в порядке текущей эксплуатации, в том числе и вне помещений объекта."
Апелляционное определение Омского областного суда от 25.09.2024 по делу N 33-5875/2024 (УИД 55RS0003-01-2024-003122-94)
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования: Об освобождении земельного участка.
Обстоятельства: Неоднократные уведомления со стороны истца ответчику о необходимости демонтировать самовольно возведенную постройку результатов не дали.
Решение: Удовлетворено.Представленные ответчиком договор, заключенный с ОАО "Омская энергосбытовая компания" на поставку электрической энергии от 30.12.2005, разрешения МУПЭП "Омскэлектро" N <...> на производство земляных работ в охраняемой зоне кабельных линий электропередач, место производства работ: <...>, акт N <...> от 29.12.2005 МУПЭП "Омскэлектро" разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, электроустановок и эксплуатационной ответственности сторон, протокол электротехнической лаборатории ООО "ПФ "ЭДС" N <...> от 10.02.2006 электрических испытаний и измерений электроустановки: голубятня <...>, акт от 16.02.2006 допуска в эксплуатацию электроустановки (т. 1, л.д. 98, 100, 102, 103-108, 109-111) не подтверждают законность размещения постройки (голубятни) применительно к требованиям земельного законодательства.
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования: Об освобождении земельного участка.
Обстоятельства: Неоднократные уведомления со стороны истца ответчику о необходимости демонтировать самовольно возведенную постройку результатов не дали.
Решение: Удовлетворено.Представленные ответчиком договор, заключенный с ОАО "Омская энергосбытовая компания" на поставку электрической энергии от 30.12.2005, разрешения МУПЭП "Омскэлектро" N <...> на производство земляных работ в охраняемой зоне кабельных линий электропередач, место производства работ: <...>, акт N <...> от 29.12.2005 МУПЭП "Омскэлектро" разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, электроустановок и эксплуатационной ответственности сторон, протокол электротехнической лаборатории ООО "ПФ "ЭДС" N <...> от 10.02.2006 электрических испытаний и измерений электроустановки: голубятня <...>, акт от 16.02.2006 допуска в эксплуатацию электроустановки (т. 1, л.д. 98, 100, 102, 103-108, 109-111) не подтверждают законность размещения постройки (голубятни) применительно к требованиям земельного законодательства.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Надо ли получать разрешение на ввод в эксплуатацию электроустановок (допуск в эксплуатацию) физическому лицу - владельцу электроустановки "трансформаторная подстанция 6/0.4 кВ до 150 кВт"?
("Официальный сайт Ростехнадзора", 2024)"Официальный сайт Ростехнадзора https://gosnadzor.ru", 2024
("Официальный сайт Ростехнадзора", 2024)"Официальный сайт Ростехнадзора https://gosnadzor.ru", 2024
Вопрос: Требуется ли получение разрешения на допуск в эксплуатацию от органов Ростехнадзора на электроустановку временного электроснабжения на уровне напряжения 6 кВ мощностью 740 кВт, или достаточно уведомительного порядка?
("Официальный сайт Ростехнадзора", 2024)"Официальный сайт Ростехнадзора https://gosnadzor.ru", 2024
("Официальный сайт Ростехнадзора", 2024)"Официальный сайт Ростехнадзора https://gosnadzor.ru", 2024
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178
(ред. от 20.11.2025)
"О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике"
(вместе с "Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", "Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике")1 - для генерирующего объекта, степень локализации по которому, определенная в соответствии с Правилами квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе использования возобновляемых источников энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2008 г. N 426 "О квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе использования возобновляемых источников энергии" (далее - Правила квалификации), превышает или равна значению целевого показателя степени локализации на территории Российской Федерации производства основного и (или) вспомогательного генерирующего оборудования, применяемого при производстве электрической энергии с использованием возобновляемых источников энергии, установленного Правительством Российской Федерации (далее - целевой показатель локализации) в отношении генерирующих объектов соответствующего вида и в отношении года, соответствующего плановой дате ввода в эксплуатацию генерирующего объекта, указанной в реестре генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, сформированном в соответствии с пунктом 274 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (для генерирующих объектов, отобранных по результатам конкурсных отборов проектов до 1 января 2024 г., - в отношении года, в котором впервые получено разрешение на ввод в эксплуатацию генерирующего объекта (разрешение на допуск в эксплуатацию электроустановки-генератора, если генерирующий объект не является объектом капитального строительства), для генерирующих объектов, в отношении которых реализовано право на изменение плановой даты ввода в эксплуатацию в соответствии с пунктом 280 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, - в отношении года, соответствующего плановой дате ввода в эксплуатацию генерирующего объекта, указанной в реестре генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, сформированном в соответствии с пунктом 274 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, в случае указания в заявлении об изменении плановой даты ввода генерирующего объекта информации о намерении выполнить целевой показатель степени локализации в отношении года, соответствующего плановой дате ввода в эксплуатацию);
(ред. от 20.11.2025)
"О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике"
(вместе с "Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", "Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике")1 - для генерирующего объекта, степень локализации по которому, определенная в соответствии с Правилами квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе использования возобновляемых источников энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2008 г. N 426 "О квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе использования возобновляемых источников энергии" (далее - Правила квалификации), превышает или равна значению целевого показателя степени локализации на территории Российской Федерации производства основного и (или) вспомогательного генерирующего оборудования, применяемого при производстве электрической энергии с использованием возобновляемых источников энергии, установленного Правительством Российской Федерации (далее - целевой показатель локализации) в отношении генерирующих объектов соответствующего вида и в отношении года, соответствующего плановой дате ввода в эксплуатацию генерирующего объекта, указанной в реестре генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, сформированном в соответствии с пунктом 274 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (для генерирующих объектов, отобранных по результатам конкурсных отборов проектов до 1 января 2024 г., - в отношении года, в котором впервые получено разрешение на ввод в эксплуатацию генерирующего объекта (разрешение на допуск в эксплуатацию электроустановки-генератора, если генерирующий объект не является объектом капитального строительства), для генерирующих объектов, в отношении которых реализовано право на изменение плановой даты ввода в эксплуатацию в соответствии с пунктом 280 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, - в отношении года, соответствующего плановой дате ввода в эксплуатацию генерирующего объекта, указанной в реестре генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, сформированном в соответствии с пунктом 274 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, в случае указания в заявлении об изменении плановой даты ввода генерирующего объекта информации о намерении выполнить целевой показатель степени локализации в отношении года, соответствующего плановой дате ввода в эксплуатацию);
Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 N 442
(ред. от 27.12.2024)
"О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии"
(вместе с "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", "Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 17.04.2025)1 - для генерирующего объекта, степень локализации по которому, определенная в соответствии с Правилами квалификации, превышает или равна значению целевого показателя степени локализации на территории Российской Федерации производства основного и (или) вспомогательного генерирующего оборудования, применяемого при производстве электрической энергии с использованием возобновляемых источников энергии, установленного Правительством Российской Федерации (далее - целевой показатель локализации) в отношении генерирующих объектов соответствующего вида и в отношении года, соответствующего плановой дате ввода в эксплуатацию генерирующего объекта, указанной в реестре генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, сформированном в соответствии с пунктом 274 настоящего документа (для генерирующих объектов, отобранных по результатам конкурсных отборов проектов до 1 января 2024 г., - в отношении года, в котором впервые получено разрешение на ввод в эксплуатацию генерирующего объекта (разрешение на допуск в эксплуатацию электроустановки-генератора, если генерирующий объект не является объектом капитального строительства), для генерирующих объектов, в отношении которых реализовано право на изменение плановой даты ввода в эксплуатацию в соответствии с пунктом 280 настоящего документа, - в отношении года, соответствующего плановой дате ввода в эксплуатацию генерирующего объекта, указанной в реестре генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, сформированном в соответствии с пунктом 274 настоящего документа, в случае указания в заявлении об изменении плановой даты ввода генерирующего объекта информации о намерении выполнить целевой показатель степени локализации в отношении года, соответствующего плановой дате ввода в эксплуатацию), а также для генерирующего объекта, в отношении которого законодательством Российской Федерации не установлен целевой показатель степени локализации;
(ред. от 27.12.2024)
"О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии"
(вместе с "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", "Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 17.04.2025)1 - для генерирующего объекта, степень локализации по которому, определенная в соответствии с Правилами квалификации, превышает или равна значению целевого показателя степени локализации на территории Российской Федерации производства основного и (или) вспомогательного генерирующего оборудования, применяемого при производстве электрической энергии с использованием возобновляемых источников энергии, установленного Правительством Российской Федерации (далее - целевой показатель локализации) в отношении генерирующих объектов соответствующего вида и в отношении года, соответствующего плановой дате ввода в эксплуатацию генерирующего объекта, указанной в реестре генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, сформированном в соответствии с пунктом 274 настоящего документа (для генерирующих объектов, отобранных по результатам конкурсных отборов проектов до 1 января 2024 г., - в отношении года, в котором впервые получено разрешение на ввод в эксплуатацию генерирующего объекта (разрешение на допуск в эксплуатацию электроустановки-генератора, если генерирующий объект не является объектом капитального строительства), для генерирующих объектов, в отношении которых реализовано право на изменение плановой даты ввода в эксплуатацию в соответствии с пунктом 280 настоящего документа, - в отношении года, соответствующего плановой дате ввода в эксплуатацию генерирующего объекта, указанной в реестре генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, сформированном в соответствии с пунктом 274 настоящего документа, в случае указания в заявлении об изменении плановой даты ввода генерирующего объекта информации о намерении выполнить целевой показатель степени локализации в отношении года, соответствующего плановой дате ввода в эксплуатацию), а также для генерирующего объекта, в отношении которого законодательством Российской Федерации не установлен целевой показатель степени локализации;
"Договоры в сфере организации снабжения электрической энергией в Российской Федерации: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Крассов Е.О.)
("НОРМА", 2025)Договор о передаче электрической энергии и договор о технологическом присоединении имеют разные предметы. Первый заключается по общему правилу лишь при наличии технологического присоединения. Договор о передаче электрической энергии обычно не включает одновременно элементы договоров возмездного оказания услуг и подряда. В нем не предусматривается выполнение сетевой организацией действий, связанных с технологическим присоединением энергопринимающих устройств потребителя к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, включая выполнение работ по созданию точки присоединения, точки поставки или иных работ, результаты которых и права на которые передаются сетевой организацией потребителю услуг по передаче электрической энергии. На основании договора о передаче электрической энергии потребитель не приобретает права пользования точкой присоединения электрической энергии. Данные права возникают у потребителя ранее согласно договору о технологическом присоединении, и он осуществляет пользование ею согласно этому договору. Из изложенного следует вывод, что договор о передаче электрической энергии обычно является договором возмездного оказания услуг. Исключение составляют случаи, когда по договору о передаче электрической энергии стороны договора обеспечивают установку и допуск в эксплуатацию приборов учета электрической энергии. В таком случае договор о передаче электрической энергии квалифицируется в качестве смешанного договора. Действия по установке приборов учета электрической энергии осуществляются в отношении энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики), которые на дату заключения договора не оборудованы приборами учета электрической энергии либо когда установленные приборы учета не соответствуют требованиям законодательства РФ. Установка приборов учета производится в соответствии с Правилами розничных рынков (подп. "д" п. 13 Правил передачи электрической энергии) <1>. Лица, устанавливающие приборы учета электрической энергии, - это сетевая организация, гарантирующий поставщик или потребитель электрической энергии. Приборы учета электрической энергии, установленные данными лицами, могут находиться в их собственности, особенно при расположении в их границах балансовой ответственности <2>. Договор о передаче электрической энергии содержит признаки договора подряда (в части условий о выполнении работ по установке приборов учета), когда потребитель услуг по передаче электрической энергии приобретает право пользования прибором учета электрической энергии, являющимся собственностью сетевой организации или гарантирующего поставщика, находящегося в границах балансовой ответственности сетевой организации. Сетевую организацию можно признать арендатором части имущества потребителя при размещении прибора учета электрической энергии в границах балансовой принадлежности потребителя, а потребитель приобретает право пользования таким прибором. Сам же договор о передаче электрической энергии в этом случае включает элементы договора аренды имущества <3> и подряда. Здесь необходимо отметить, что законодательством и договором указанные обязательственные и имущественные права ни потребителю, ни сетевой организации не предоставляются, хотя фактически вытекают из содержания законодательства и заключаемых договоров. Наконец, в ряде случаев приборы учета, установленные гарантирующим поставщиком, передаются в собственность сетевой организации на возмездной основе (п. 146 Правил розничных рынков). Такие действия признаются куплей-продажей товаров. Возможны и иные правовые конструкции в договоре о передаче электрической энергии, связанные с особенностями установки приборов учета электрической энергии.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Крассов Е.О.)
("НОРМА", 2025)Договор о передаче электрической энергии и договор о технологическом присоединении имеют разные предметы. Первый заключается по общему правилу лишь при наличии технологического присоединения. Договор о передаче электрической энергии обычно не включает одновременно элементы договоров возмездного оказания услуг и подряда. В нем не предусматривается выполнение сетевой организацией действий, связанных с технологическим присоединением энергопринимающих устройств потребителя к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, включая выполнение работ по созданию точки присоединения, точки поставки или иных работ, результаты которых и права на которые передаются сетевой организацией потребителю услуг по передаче электрической энергии. На основании договора о передаче электрической энергии потребитель не приобретает права пользования точкой присоединения электрической энергии. Данные права возникают у потребителя ранее согласно договору о технологическом присоединении, и он осуществляет пользование ею согласно этому договору. Из изложенного следует вывод, что договор о передаче электрической энергии обычно является договором возмездного оказания услуг. Исключение составляют случаи, когда по договору о передаче электрической энергии стороны договора обеспечивают установку и допуск в эксплуатацию приборов учета электрической энергии. В таком случае договор о передаче электрической энергии квалифицируется в качестве смешанного договора. Действия по установке приборов учета электрической энергии осуществляются в отношении энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики), которые на дату заключения договора не оборудованы приборами учета электрической энергии либо когда установленные приборы учета не соответствуют требованиям законодательства РФ. Установка приборов учета производится в соответствии с Правилами розничных рынков (подп. "д" п. 13 Правил передачи электрической энергии) <1>. Лица, устанавливающие приборы учета электрической энергии, - это сетевая организация, гарантирующий поставщик или потребитель электрической энергии. Приборы учета электрической энергии, установленные данными лицами, могут находиться в их собственности, особенно при расположении в их границах балансовой ответственности <2>. Договор о передаче электрической энергии содержит признаки договора подряда (в части условий о выполнении работ по установке приборов учета), когда потребитель услуг по передаче электрической энергии приобретает право пользования прибором учета электрической энергии, являющимся собственностью сетевой организации или гарантирующего поставщика, находящегося в границах балансовой ответственности сетевой организации. Сетевую организацию можно признать арендатором части имущества потребителя при размещении прибора учета электрической энергии в границах балансовой принадлежности потребителя, а потребитель приобретает право пользования таким прибором. Сам же договор о передаче электрической энергии в этом случае включает элементы договора аренды имущества <3> и подряда. Здесь необходимо отметить, что законодательством и договором указанные обязательственные и имущественные права ни потребителю, ни сетевой организации не предоставляются, хотя фактически вытекают из содержания законодательства и заключаемых договоров. Наконец, в ряде случаев приборы учета, установленные гарантирующим поставщиком, передаются в собственность сетевой организации на возмездной основе (п. 146 Правил розничных рынков). Такие действия признаются куплей-продажей товаров. Возможны и иные правовые конструкции в договоре о передаче электрической энергии, связанные с особенностями установки приборов учета электрической энергии.
Статья: Правовое регулирование технологического присоединения объектов микрогенерации к электрическим сетям: законодательная корректировка и оптимизация процедур
(Скрыпник Д.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 5)Как указано выше, в процессе организации энергоснабжения объектов микрогенерации, указанных в п. 13.2 - 13.5 Правил, сетевая организация не проводит проверку выполнения потребителем технических условий. Согласно пп. "д" п. 7 Правил результатом услуги по технологическому присоединению является обеспечение потребителю технической возможности в любое время самостоятельно подать напряжение на свой объект. Такое отсутствие проверки вызывает обеспокоенность у специалистов энергокомпаний в части соблюдения заявителями правил и норм безопасности при вводе в эксплуатацию и при работе объектов микрогенерации. Более того, органы Ростехнадзора в силу пп. "г" п. 7 Правил также не участвуют в проверке выполнения вышеуказанными заявителями технических условий и не осуществляют допуск в эксплуатацию электроустановок. На практике возникает вопрос: может ли сетевая организация вынести заявителям, указанным в п. 13.2 - 13.5 Правил, запрет на самостоятельное фактическое присоединение и подачу напряжения, если они не выполнили или ненадлежаще выполнили технические условия?
(Скрыпник Д.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 5)Как указано выше, в процессе организации энергоснабжения объектов микрогенерации, указанных в п. 13.2 - 13.5 Правил, сетевая организация не проводит проверку выполнения потребителем технических условий. Согласно пп. "д" п. 7 Правил результатом услуги по технологическому присоединению является обеспечение потребителю технической возможности в любое время самостоятельно подать напряжение на свой объект. Такое отсутствие проверки вызывает обеспокоенность у специалистов энергокомпаний в части соблюдения заявителями правил и норм безопасности при вводе в эксплуатацию и при работе объектов микрогенерации. Более того, органы Ростехнадзора в силу пп. "г" п. 7 Правил также не участвуют в проверке выполнения вышеуказанными заявителями технических условий и не осуществляют допуск в эксплуатацию электроустановок. На практике возникает вопрос: может ли сетевая организация вынести заявителям, указанным в п. 13.2 - 13.5 Правил, запрет на самостоятельное фактическое присоединение и подачу напряжения, если они не выполнили или ненадлежаще выполнили технические условия?
Статья: Контроль качества электрической энергии
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- контроль качества при допуске к эксплуатации электроустановок потребителей, ухудшающих качество электроэнергии;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- контроль качества при допуске к эксплуатации электроустановок потребителей, ухудшающих качество электроэнергии;