Дорожная карта интеллектуальная собственность
Подборка наиболее важных документов по запросу Дорожная карта интеллектуальная собственность (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Регистрация товарного знака на физическое лицо: анализ нововведений российского законодательства
(Сальникова А.В.)
("ИС. Промышленная собственность", 2022, N 10)Проект принятого федерального закона разработан по предложению Минэкономразвития РФ в рамках дорожной карты "Трансформация делового климата" в сфере интеллектуальной собственности [5]. Необходимость внесения изменений была обоснована следующими причинами. Прежде всего это несоответствие норм гражданского законодательства, которые, с одной стороны, устанавливают правовое ограничение на обладание исключительным правом на товарный знак юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (ст. 1478 ГК РФ), а с другой стороны, предоставляют гражданину право заниматься отдельными видами предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 23 ГК РФ и Федеральный закон от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" [6]). Диссонанс возник в 2018 году после расширения круга субъектов предпринимательской деятельности за счет самозанятых граждан. Такое противоречие, по мнению законодателя, не гарантирует ни равенства участников гражданского оборота, ни оснований возникновения и порядка осуществления интеллектуальных прав [3]. Право регистрации товарного знака на физическое лицо действует в ряде зарубежных государств, среди которых Китай, США, Германия, Австрия. В связи с тем что Россией ратифицировано Мадридское соглашение, позволяющее регистрировать товарные знаки не только юридическим, но и физическим лицам, иностранные граждане имеют право регистрации товарного знака в России без подтверждения статуса, соответствующего индивидуальному предпринимателю. Возникает ситуация неравного правового положения отечественных и зарубежных граждан (заявителей). Со вступлением в законную силу Федерального закона N 193-ФЗ все российские граждане, то есть физические лица, получают право регистрировать на свое имя товарные знаки. Более всего данное нововведение перспективно для самозанятых граждан.
(Сальникова А.В.)
("ИС. Промышленная собственность", 2022, N 10)Проект принятого федерального закона разработан по предложению Минэкономразвития РФ в рамках дорожной карты "Трансформация делового климата" в сфере интеллектуальной собственности [5]. Необходимость внесения изменений была обоснована следующими причинами. Прежде всего это несоответствие норм гражданского законодательства, которые, с одной стороны, устанавливают правовое ограничение на обладание исключительным правом на товарный знак юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (ст. 1478 ГК РФ), а с другой стороны, предоставляют гражданину право заниматься отдельными видами предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 23 ГК РФ и Федеральный закон от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" [6]). Диссонанс возник в 2018 году после расширения круга субъектов предпринимательской деятельности за счет самозанятых граждан. Такое противоречие, по мнению законодателя, не гарантирует ни равенства участников гражданского оборота, ни оснований возникновения и порядка осуществления интеллектуальных прав [3]. Право регистрации товарного знака на физическое лицо действует в ряде зарубежных государств, среди которых Китай, США, Германия, Австрия. В связи с тем что Россией ратифицировано Мадридское соглашение, позволяющее регистрировать товарные знаки не только юридическим, но и физическим лицам, иностранные граждане имеют право регистрации товарного знака в России без подтверждения статуса, соответствующего индивидуальному предпринимателю. Возникает ситуация неравного правового положения отечественных и зарубежных граждан (заявителей). Со вступлением в законную силу Федерального закона N 193-ФЗ все российские граждане, то есть физические лица, получают право регистрировать на свое имя товарные знаки. Более всего данное нововведение перспективно для самозанятых граждан.
Статья: Компенсация за незаконное использование товарного знака в Российской Федерации
(Гульбин Ю.Т.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 8)Логика, изложенная в позиции Конституционного Суда в отношении индивидуальных предпринимателей, а не физических лиц без такового статуса, понятна. Согласно пункту 4 статьи 23 ГК РФ лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований о приобретении статуса индивидуального предпринимателя, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что оно не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Вместе с тем представляется, что выраженная КС РФ позиция могла бы быть предусмотрена в отношении не только индивидуальных предпринимателей, но и физических лиц, не наделенных таким статусом. Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" физические лица при применении специального налогового режима вправе вести виды деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, за исключением видов деятельности, ведение которых требует обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Кроме того, в настоящее время Министерством экономического развития Российской Федерации предложены поправки в ГК РФ в качестве "дорожной карты" трансформации делового климата в сфере интеллектуальной собственности, заключающиеся в предоставлении права регистрации товарных знаков физическим лицам <5>.
(Гульбин Ю.Т.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 8)Логика, изложенная в позиции Конституционного Суда в отношении индивидуальных предпринимателей, а не физических лиц без такового статуса, понятна. Согласно пункту 4 статьи 23 ГК РФ лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований о приобретении статуса индивидуального предпринимателя, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что оно не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Вместе с тем представляется, что выраженная КС РФ позиция могла бы быть предусмотрена в отношении не только индивидуальных предпринимателей, но и физических лиц, не наделенных таким статусом. Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" физические лица при применении специального налогового режима вправе вести виды деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, за исключением видов деятельности, ведение которых требует обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Кроме того, в настоящее время Министерством экономического развития Российской Федерации предложены поправки в ГК РФ в качестве "дорожной карты" трансформации делового климата в сфере интеллектуальной собственности, заключающиеся в предоставлении права регистрации товарных знаков физическим лицам <5>.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 18.04.2016 N 317
(ред. от 29.10.2024)
"О реализации Национальной технологической инициативы"
(вместе с "Правилами разработки и реализации планов мероприятий ("дорожных карт") Национальной технологической инициативы", "Правилами отбора проектов в целях реализации планов мероприятий ("дорожных карт") Национальной технологической инициативы", "Правилами мониторинга реализации проектов в целях реализации планов мероприятий ("дорожных карт") Национальной технологической инициативы", "Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета Фонду поддержки проектов Национальной технологической инициативы на финансовое обеспечение затрат на реализацию проектов в целях реализации планов мероприятий ("дорожных карт") Национальной технологической инициативы и на обеспечение информационной, организационно-технической и экспертно-аналитической поддержки реализации Национальной технологической инициативы")По решению межведомственной рабочей группы по разработке и реализации Национальной технологической инициативы при Правительственной комиссии по модернизации экономики и инновационному развитию России (далее - межведомственная рабочая группа) "дорожная карта", мероприятия которой обеспечивают реализацию других "дорожных карт" и направлены в том числе на создание условий и механизмов финансового обеспечения других "дорожных карт" и развитие рынка интеллектуальной собственности, может разрабатываться и направляться для одобрения в президиум Правительственной комиссии по модернизации экономики и инновационному развитию России в ином формате без использования формы, предусмотренной приложением к настоящим Правилам.
(ред. от 29.10.2024)
"О реализации Национальной технологической инициативы"
(вместе с "Правилами разработки и реализации планов мероприятий ("дорожных карт") Национальной технологической инициативы", "Правилами отбора проектов в целях реализации планов мероприятий ("дорожных карт") Национальной технологической инициативы", "Правилами мониторинга реализации проектов в целях реализации планов мероприятий ("дорожных карт") Национальной технологической инициативы", "Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета Фонду поддержки проектов Национальной технологической инициативы на финансовое обеспечение затрат на реализацию проектов в целях реализации планов мероприятий ("дорожных карт") Национальной технологической инициативы и на обеспечение информационной, организационно-технической и экспертно-аналитической поддержки реализации Национальной технологической инициативы")По решению межведомственной рабочей группы по разработке и реализации Национальной технологической инициативы при Правительственной комиссии по модернизации экономики и инновационному развитию России (далее - межведомственная рабочая группа) "дорожная карта", мероприятия которой обеспечивают реализацию других "дорожных карт" и направлены в том числе на создание условий и механизмов финансового обеспечения других "дорожных карт" и развитие рынка интеллектуальной собственности, может разрабатываться и направляться для одобрения в президиум Правительственной комиссии по модернизации экономики и инновационному развитию России в ином формате без использования формы, предусмотренной приложением к настоящим Правилам.