Дорожный знак уступи дорогу
Подборка наиболее важных документов по запросу Дорожный знак уступи дорогу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 20.01.2023 N 16-263/2023
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ за нарушение правил расположения транспорта на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона.
Решение: Судебные акты изменены.Доводы жалобы о нарушении водителем ФИО3 требований дорожного знака "Уступи дорогу" не влияют на выводы нижестоящих судебных инстанций о доказанности совершения ФИО1 вменяемого ему административного правонарушения. Более того, по смыслу статей 25.1, 26.1 и 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении судья решает вопрос о наличии вины в совершении административного правонарушения исключительно в отношении лица, которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в связи с чем постановление по делу об административном правонарушении не может содержать выводов о виновности иных лиц, производство по делу в отношении которых не осуществлялось. Судьями нижестоящих инстанций не установлено и из материалов дела не усматривается, что в действиях водителя ФИО1 имелись признаки крайней необходимости.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ за нарушение правил расположения транспорта на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона.
Решение: Судебные акты изменены.Доводы жалобы о нарушении водителем ФИО3 требований дорожного знака "Уступи дорогу" не влияют на выводы нижестоящих судебных инстанций о доказанности совершения ФИО1 вменяемого ему административного правонарушения. Более того, по смыслу статей 25.1, 26.1 и 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении судья решает вопрос о наличии вины в совершении административного правонарушения исключительно в отношении лица, которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в связи с чем постановление по делу об административном правонарушении не может содержать выводов о виновности иных лиц, производство по делу в отношении которых не осуществлялось. Судьями нижестоящих инстанций не установлено и из материалов дела не усматривается, что в действиях водителя ФИО1 имелись признаки крайней необходимости.
Решение Свердловского областного суда от 27.09.2023 по делу N 72-791/2023
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 12.13 КоАП РФ за нарушение правил проезда перекрестков.
Решение: Отказано.Данные обстоятельства подтверждаются схемой места совершения дорожно-транспортного происшествия (л. д. 51), из которой также следует, что в направлении движения автомобиля под управлением З. установлен дорожный знак 2.4 "уступи дорогу", а за перекресток установлен светофорный объект.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 12.13 КоАП РФ за нарушение правил проезда перекрестков.
Решение: Отказано.Данные обстоятельства подтверждаются схемой места совершения дорожно-транспортного происшествия (л. д. 51), из которой также следует, что в направлении движения автомобиля под управлением З. установлен дорожный знак 2.4 "уступи дорогу", а за перекресток установлен светофорный объект.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Некоторые особенности производства по уголовному делу в отношении судьи, обвиняемого в умышленном нарушении правил дорожного движения, если по неосторожности это повлекло наступление последствий, перечисленных в ст. 264 УК РФ: анализируем конкретные дела
(Колоколов Н.А.)
("Российский судья", 2022, N 8)Суд первой инстанции установил, что М., управляя автомобилем "Ауди Р5" на нерегулируемом пересечении Пятницкого шоссе с автодорогой ММК - Волоколамско-Ленинградское шоссе, не убедившись в безопасности совершаемого маневра, не предвидя наступления общественно опасных последствий своих действий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности мог и должен был их предвидеть, проигнорировав дорожный знак 2.4 "Уступи дорогу", выехал с второстепенной трассы при работе светофора в желтом мигающем режиме на указанный выше нерегулируемый перекресток, что повлекло столкновение с движущимся по главной дороге в прямом направлении со стороны Волоколамского шоссе автомобилем МАЗ с полуприцепом под управлением З. и причинение тяжкого вреда здоровью пассажира автомобиля "Ауди Р5" С. Тем самым М. нарушил требования п. 1.3, 1.5, 8.1, 13.3 и 13.9 ПДД РФ.
(Колоколов Н.А.)
("Российский судья", 2022, N 8)Суд первой инстанции установил, что М., управляя автомобилем "Ауди Р5" на нерегулируемом пересечении Пятницкого шоссе с автодорогой ММК - Волоколамско-Ленинградское шоссе, не убедившись в безопасности совершаемого маневра, не предвидя наступления общественно опасных последствий своих действий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности мог и должен был их предвидеть, проигнорировав дорожный знак 2.4 "Уступи дорогу", выехал с второстепенной трассы при работе светофора в желтом мигающем режиме на указанный выше нерегулируемый перекресток, что повлекло столкновение с движущимся по главной дороге в прямом направлении со стороны Волоколамского шоссе автомобилем МАЗ с полуприцепом под управлением З. и причинение тяжкого вреда здоровью пассажира автомобиля "Ауди Р5" С. Тем самым М. нарушил требования п. 1.3, 1.5, 8.1, 13.3 и 13.9 ПДД РФ.
Вопрос: В чем суть правила "помеха справа"?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Тем самым, если очередность проезда безрельсовых транспортных средств не оговаривается ПДД, отсутствуют дорожная разметка и (или) дорожные знаки, то водителю следует руководствоваться так называемым правилом "правой руки", "помехи справа", уступая дорогу автомобилю, если он в момент пересечения будет от водителя справа. При этом "уступить дорогу" - это требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость (п. 1.2 ПДД, п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ", далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 N 20).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Тем самым, если очередность проезда безрельсовых транспортных средств не оговаривается ПДД, отсутствуют дорожная разметка и (или) дорожные знаки, то водителю следует руководствоваться так называемым правилом "правой руки", "помехи справа", уступая дорогу автомобилю, если он в момент пересечения будет от водителя справа. При этом "уступить дорогу" - это требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость (п. 1.2 ПДД, п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ", далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 N 20).
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090
(ред. от 19.04.2024)
"О Правилах дорожного движения"
(вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения")15.1. Водители транспортных средств могут пересекать железнодорожные пути только по железнодорожным переездам, уступая дорогу поезду (локомотиву, дрезине).
(ред. от 19.04.2024)
"О Правилах дорожного движения"
(вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения")15.1. Водители транспортных средств могут пересекать железнодорожные пути только по железнодорожным переездам, уступая дорогу поезду (локомотиву, дрезине).
Решение Верховного Суда РФ от 14.06.2012 N АКПИ12-698
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца третьего пункта 13.9 Правил дорожного движения Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090>При этом абзац третий пункта 13.9 Правил не препятствует реализации иных схем организации дорожного движения на перекрестках с круговым движением, если это необходимо для обеспечения безопасности дорожного движения и (или) пропускной способности дорог. В таких случаях очередность проезда транспортных средств регламентируется соответствующими нормами Правил и техническими средствами организации дорожного движения. При отсутствии на перекрестках с круговым движением знаков приоритета очередность проезда определяется исходя из общего принципа, сформулированного в пункте 13.11 Правил (уступи дорогу приближающемуся справа).
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца третьего пункта 13.9 Правил дорожного движения Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090>При этом абзац третий пункта 13.9 Правил не препятствует реализации иных схем организации дорожного движения на перекрестках с круговым движением, если это необходимо для обеспечения безопасности дорожного движения и (или) пропускной способности дорог. В таких случаях очередность проезда транспортных средств регламентируется соответствующими нормами Правил и техническими средствами организации дорожного движения. При отсутствии на перекрестках с круговым движением знаков приоритета очередность проезда определяется исходя из общего принципа, сформулированного в пункте 13.11 Правил (уступи дорогу приближающемуся справа).