Досрочная пенсия при большом стаже
Подборка наиболее важных документов по запросу Досрочная пенсия при большом стаже (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Включается ли период обучения в ординатуре в страховой стаж для назначения пенсии медработнику?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Период обучения в клинической ординатуре при определенных условиях может быть включен в стаж медицинского работника в целях досрочного назначения ему страховой пенсии по старости. В частности, большое значение имеет время прохождения такого обучения.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Период обучения в клинической ординатуре при определенных условиях может быть включен в стаж медицинского работника в целях досрочного назначения ему страховой пенсии по старости. В частности, большое значение имеет время прохождения такого обучения.
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Именно эта проблема составляет большую часть претензий и конфликтов, возникающих по результатам СОУТ. Накопление "вредного" стажа, необходимого условия для досрочной пенсии, приостанавливается при определении 1-го или 2-го классов вредности условий труда, и выход на пенсию, соответственно, ставится под вопрос. Например, граждан обратился в суд с требованием о признании незаконным решения территориального пенсионного органа о прекращении выплаты досрочной страховой пенсии по старости. Основанием к вынесению данного решения послужил пересмотр выплатного дела истца в ходе внеплановой проверки, которой было установлено, что работа истца в должности машиниста конвейера (стакера) на горнодобывающем и обогатительном предприятии относится к списку 2 должностей с особыми условиями труда, утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10. Работа истца была связана с цианистыми растворами, поэтому работодателем определена по коду льготы, соответствовавшему списку 1. Досрочная пенсия ему была назначена и выплачивалась по списку 1. Согласно списку 1 по данной категории работник, работающий в должности, связанной с цианистыми растворами имеет право на досрочную страховую пенсию по достижении возраста 50 лет и общего трудового стажа в особых условиях труда не менее 10 лет. Для назначения пенсии по списку 2 гражданину требовался специальный стаж большей продолжительности.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Именно эта проблема составляет большую часть претензий и конфликтов, возникающих по результатам СОУТ. Накопление "вредного" стажа, необходимого условия для досрочной пенсии, приостанавливается при определении 1-го или 2-го классов вредности условий труда, и выход на пенсию, соответственно, ставится под вопрос. Например, граждан обратился в суд с требованием о признании незаконным решения территориального пенсионного органа о прекращении выплаты досрочной страховой пенсии по старости. Основанием к вынесению данного решения послужил пересмотр выплатного дела истца в ходе внеплановой проверки, которой было установлено, что работа истца в должности машиниста конвейера (стакера) на горнодобывающем и обогатительном предприятии относится к списку 2 должностей с особыми условиями труда, утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10. Работа истца была связана с цианистыми растворами, поэтому работодателем определена по коду льготы, соответствовавшему списку 1. Досрочная пенсия ему была назначена и выплачивалась по списку 1. Согласно списку 1 по данной категории работник, работающий в должности, связанной с цианистыми растворами имеет право на досрочную страховую пенсию по достижении возраста 50 лет и общего трудового стажа в особых условиях труда не менее 10 лет. Для назначения пенсии по списку 2 гражданину требовался специальный стаж большей продолжительности.
Нормативные акты
Определение Конституционного Суда РФ от 21.12.2000 N 276-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб граждан Березкина Владимира Рейновича, Бушмелева Геннадия Николаевича, Корниенко Николая Николаевича, Кропотова Геннадия Ивановича и Мамаева Александра Степановича на нарушение их права на пенсионное обеспечение положениями статей 10 и 12 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и статьи 242 КЗоТ Российской Федерации"В своих жалобах в Конституционный Суд Российской Федерации Н.Н. Корниенко, Г.И. Кропотов и А.С. Мамаев оспаривают конституционность статьи 10 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и части первой статьи 242 КЗоТ Российской Федерации, а В.Р. Березкин и Г.Н. Бушмелев - статьи 10 и абзаца первого пункта "б" части первой статьи 12 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", которыми для мужчин по сравнению с женщинами установлен более высокий возраст выхода на пенсию на общих основаниях и на льготных условиях, а также большая продолжительность общего трудового стажа и стажа с особыми условиями труда.
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб граждан Березкина Владимира Рейновича, Бушмелева Геннадия Николаевича, Корниенко Николая Николаевича, Кропотова Геннадия Ивановича и Мамаева Александра Степановича на нарушение их права на пенсионное обеспечение положениями статей 10 и 12 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и статьи 242 КЗоТ Российской Федерации"В своих жалобах в Конституционный Суд Российской Федерации Н.Н. Корниенко, Г.И. Кропотов и А.С. Мамаев оспаривают конституционность статьи 10 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и части первой статьи 242 КЗоТ Российской Федерации, а В.Р. Березкин и Г.Н. Бушмелев - статьи 10 и абзаца первого пункта "б" части первой статьи 12 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", которыми для мужчин по сравнению с женщинами установлен более высокий возраст выхода на пенсию на общих основаниях и на льготных условиях, а также большая продолжительность общего трудового стажа и стажа с особыми условиями труда.
Статья: Отдельные проблемы реализации права на пенсионное обеспечение военнослужащих
(Потапова Н.Д., Потапов А.В.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 11)Возвращаясь к проблемам реализации права на страховую пенсию по старости для застрахованных из числа военных пенсионеров, отметим, что в некоторых случаях большой проблемой является невозможность выработать требуемый страховой стаж (по общему правилу не менее 15 лет, а в 2021 г. с учетом переходных положений - 12 лет) к моменту достижения пенсионного возраста (65/60 лет), например, в том случае, когда военнослужащий приобретает право на пенсию за выслугу лет в достаточно зрелом возрасте (старше 50 лет). При этом следует учесть, что при назначении пенсии за выслугу лет достаточно часто у военных пенсионеров имеется "излишняя" выслуга, которая не влияет на определение размера их пенсии за выслугу лет. Так, выслуга более 32 лет (в том числе исчисленная в льготном порядке <15>) позволяет получить максимальный размер пенсии за выслугу лет, равный 85% от сумм денежного довольствия. Соответствующее ведомство (Минобороны России, МВД России и т.п.) при назначении пенсии за выслугу лет указывает фактическую выслугу и уже исходя из нее определяет размер пенсии, но в тех случаях, когда выслуга больше 32 лет, "излишние" годы выслуги автоматически не засчитываются ПФР в страховой стаж. Страховой стаж для таких категорий военных пенсионеров будет исчисляться за период уплаты страховых взносов в ПФР уже после выхода на пенсию за выслугу лет. В такой ситуации считаем возможным рекомендовать военным пенсионерам попытаться пересчитать продолжительность страхового стажа, обратившись с соответствующим заявлением в ПФР о включении "излишней" выслуги (свыше 32 лет, т.е. тех лет службы, которые не были учтены при определении максимального размера пенсии за выслугу лет) в страховой стаж. ПФР на основании справки от соответствующего ведомства (Минобороны России, МВД России и т.п.) и заявления военного пенсионера в силу ст. 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" обязан будет включить эти периоды в страховой стаж. Кроме того, следует обратить внимание на то, что страховой стаж исчисляется только в календарном порядке, а выслуга лет в зависимости от условий службы может быть исчислена в льготном порядке (например, один год за 2 года или за 1,5 года и т.п.). Поэтому считаем правильным указывать в справке о наличии "излишней" выслуги лет этот период службы именно в календарном порядке.
(Потапова Н.Д., Потапов А.В.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 11)Возвращаясь к проблемам реализации права на страховую пенсию по старости для застрахованных из числа военных пенсионеров, отметим, что в некоторых случаях большой проблемой является невозможность выработать требуемый страховой стаж (по общему правилу не менее 15 лет, а в 2021 г. с учетом переходных положений - 12 лет) к моменту достижения пенсионного возраста (65/60 лет), например, в том случае, когда военнослужащий приобретает право на пенсию за выслугу лет в достаточно зрелом возрасте (старше 50 лет). При этом следует учесть, что при назначении пенсии за выслугу лет достаточно часто у военных пенсионеров имеется "излишняя" выслуга, которая не влияет на определение размера их пенсии за выслугу лет. Так, выслуга более 32 лет (в том числе исчисленная в льготном порядке <15>) позволяет получить максимальный размер пенсии за выслугу лет, равный 85% от сумм денежного довольствия. Соответствующее ведомство (Минобороны России, МВД России и т.п.) при назначении пенсии за выслугу лет указывает фактическую выслугу и уже исходя из нее определяет размер пенсии, но в тех случаях, когда выслуга больше 32 лет, "излишние" годы выслуги автоматически не засчитываются ПФР в страховой стаж. Страховой стаж для таких категорий военных пенсионеров будет исчисляться за период уплаты страховых взносов в ПФР уже после выхода на пенсию за выслугу лет. В такой ситуации считаем возможным рекомендовать военным пенсионерам попытаться пересчитать продолжительность страхового стажа, обратившись с соответствующим заявлением в ПФР о включении "излишней" выслуги (свыше 32 лет, т.е. тех лет службы, которые не были учтены при определении максимального размера пенсии за выслугу лет) в страховой стаж. ПФР на основании справки от соответствующего ведомства (Минобороны России, МВД России и т.п.) и заявления военного пенсионера в силу ст. 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" обязан будет включить эти периоды в страховой стаж. Кроме того, следует обратить внимание на то, что страховой стаж исчисляется только в календарном порядке, а выслуга лет в зависимости от условий службы может быть исчислена в льготном порядке (например, один год за 2 года или за 1,5 года и т.п.). Поэтому считаем правильным указывать в справке о наличии "излишней" выслуги лет этот период службы именно в календарном порядке.
"Годовой отчет 2024"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)- кто именно занимает данное рабочее место (должность): работник, имеющий или не имеющий необходимого для назначения досрочной пенсии стажа, работник, уже получающий досрочную пенсию, и др.;
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)- кто именно занимает данное рабочее место (должность): работник, имеющий или не имеющий необходимого для назначения досрочной пенсии стажа, работник, уже получающий досрочную пенсию, и др.;
Статья: О правовой природе и сущности негосударственной пенсии
(Маматказин И.Р.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 4)В 1998 г. вступил в силу Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" <3> (далее - Закон о негосударственных пенсионных фондах), более детально регламентирующий предоставление негосударственных пенсий на добровольной основе. Государство показало, что, несмотря на диспозитивность данных отношений, оно имеет существенные интересы в сфере негосударственного пенсионного обеспечения, связанные со стабильностью данной системы и защитой интересов получателей выплат. С принятием данного Закона право на негосударственную пенсию и ее размер уже не могли вольно определяться соглашением сторон <4>. Пенсионные основания предусматривают два обязательных условия: пенсионный возраст и наличие пенсионных накоплений. На сегодняшний день при определении права на негосударственную пенсию возраст не должен быть ниже 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и не выше возраста, предусмотренного ч. 1 ст. 8 Закона о страховых пенсиях. Назначение негосударственной пенсии ранее указанного возраста связано с еще большим количеством императивных ограничений, фактически право на негосударственную пенсию в этих случаях связано с наличием права на досрочную страховую пенсию по старости, включая требования о специальном страховом стаже, работе в особых климатических условиях, наличии особых социально-демографических обстоятельств либо права на страховые пенсии по инвалидности или по случаю потери кормильца, а также права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению.
(Маматказин И.Р.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 4)В 1998 г. вступил в силу Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" <3> (далее - Закон о негосударственных пенсионных фондах), более детально регламентирующий предоставление негосударственных пенсий на добровольной основе. Государство показало, что, несмотря на диспозитивность данных отношений, оно имеет существенные интересы в сфере негосударственного пенсионного обеспечения, связанные со стабильностью данной системы и защитой интересов получателей выплат. С принятием данного Закона право на негосударственную пенсию и ее размер уже не могли вольно определяться соглашением сторон <4>. Пенсионные основания предусматривают два обязательных условия: пенсионный возраст и наличие пенсионных накоплений. На сегодняшний день при определении права на негосударственную пенсию возраст не должен быть ниже 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и не выше возраста, предусмотренного ч. 1 ст. 8 Закона о страховых пенсиях. Назначение негосударственной пенсии ранее указанного возраста связано с еще большим количеством императивных ограничений, фактически право на негосударственную пенсию в этих случаях связано с наличием права на досрочную страховую пенсию по старости, включая требования о специальном страховом стаже, работе в особых климатических условиях, наличии особых социально-демографических обстоятельств либо права на страховые пенсии по инвалидности или по случаю потери кормильца, а также права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению.
"Научно-практический комментарий судебной практики по спорам в сфере труда и социального обеспечения медицинских работников"
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Работодатель, согласно ст. 11 данного Закона, представляет в СФР сведения в отношении каждого работающего у него лица о периодах работы (деятельности), в том числе периодах работы (деятельности), включаемых в стаж для определения права на досрочное назначение пенсии. Таким образом, формально на индивидуальном лицевом счете каждого работника должны отражаться сведения о специальном стаже, дающем право на досрочную страховую пенсию по старости. Работодатели несут ответственность за достоверность названных сведений.
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Работодатель, согласно ст. 11 данного Закона, представляет в СФР сведения в отношении каждого работающего у него лица о периодах работы (деятельности), в том числе периодах работы (деятельности), включаемых в стаж для определения права на досрочное назначение пенсии. Таким образом, формально на индивидуальном лицевом счете каждого работника должны отражаться сведения о специальном стаже, дающем право на досрочную страховую пенсию по старости. Работодатели несут ответственность за достоверность названных сведений.
Статья: Сварщики: анализ некоторых актуальных споров в судебной практике
(Горошко Т.)
("Трудовое право", 2021, N 2)Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан было также отказано из-за отсутствия необходимого специального стажа, всего был изменен период подлежащего учету стажа: принято в зачет 6 лет 8 месяцев 4 дня. Суд, разрешая вопросы включения периодов работы в стаж, пришел к выводу о необходимости включения в стаж (наряду с уже принятыми ПФР и комиссией) периодов работы с 03.02.1989 по 31.12.1990, с 02.01.1991 по 31.05.1991 и с 03.06.1991 по 01.01.1992, однако суммарного стажа для досрочного назначения пенсии фактически проработавшему сварщиком более 15 лет заявителю не хватило. Однако не могу не отметить следующее: в результате прохождения всех процедур обжалования решений ПФР учтенный для назначения стаж работника дважды изменялся в бОльшую сторону. Полагаю, это необходимо учитывать заявителям или представляющим их интересы адвокатам, оценивающим перспективы и целесообразность судебного спора.
(Горошко Т.)
("Трудовое право", 2021, N 2)Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан было также отказано из-за отсутствия необходимого специального стажа, всего был изменен период подлежащего учету стажа: принято в зачет 6 лет 8 месяцев 4 дня. Суд, разрешая вопросы включения периодов работы в стаж, пришел к выводу о необходимости включения в стаж (наряду с уже принятыми ПФР и комиссией) периодов работы с 03.02.1989 по 31.12.1990, с 02.01.1991 по 31.05.1991 и с 03.06.1991 по 01.01.1992, однако суммарного стажа для досрочного назначения пенсии фактически проработавшему сварщиком более 15 лет заявителю не хватило. Однако не могу не отметить следующее: в результате прохождения всех процедур обжалования решений ПФР учтенный для назначения стаж работника дважды изменялся в бОльшую сторону. Полагаю, это необходимо учитывать заявителям или представляющим их интересы адвокатам, оценивающим перспективы и целесообразность судебного спора.