Досрочная страховая пенсия в связи с педагогической деятельностью
Подборка наиболее важных документов по запросу Досрочная страховая пенсия в связи с педагогической деятельностью (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 31 "Досрочное назначение страховой пенсии гражданам из числа работников летно-испытательного состава" Федерального закона "О страховых пенсиях""Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями пункта 19 части 1 статьи 30, статьи 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", пришел к выводу о включении в подсчет специального стажа спорных периодов работы истца, в связи с осуществлением педагогической деятельности."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Споры по пенсиям для преподавателей
(Демидова И.)
("Трудовое право", 2020, N 2)Условия для установления досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью закреплены в п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях": "...лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, назначается страховая пенсия по старости".
(Демидова И.)
("Трудовое право", 2020, N 2)Условия для установления досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью закреплены в п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях": "...лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, назначается страховая пенсия по старости".
Статья: Фактор времени в правовом регулировании социальной защиты пострадавших от радиации
(Федорова М.Ю.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 3)Такой подход применяется в качестве общего правила, а исключения встречаются в социальном законодательстве крайне редко. В частности, одним из нововведений в рамках мероприятий по повышению пенсионного возраста стало то, что лицам, приобретшим в связи с осуществлением педагогической, медицинской либо творческой деятельности право на досрочную страховую пенсию по старости, которая до 1 января 2019 г. назначалась независимо от возраста, она может быть установлена лишь по истечении определенного срока с момента возникновения у них такого права. Начиная с указанной даты продолжительность данного срока ежегодно увеличивалась на 12 месяцев и в настоящее время составляет 60 месяцев <8>. Таким образом, можно говорить о введении определенного "периода ожидания" с момента возникновения социального риска досрочного снижения трудоспособности и до начала компенсации его последствий посредством выплаты страховой пенсии. Ю.В. Воронин называет его "отлагательным сроком" и указывает на то, что в подобных ситуациях имеет место понуждение к трудовой деятельности <9>. Критическая оценка данной конструкции, на наш взгляд, как раз отражает ее исключительный, нетипичный характер.
(Федорова М.Ю.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 3)Такой подход применяется в качестве общего правила, а исключения встречаются в социальном законодательстве крайне редко. В частности, одним из нововведений в рамках мероприятий по повышению пенсионного возраста стало то, что лицам, приобретшим в связи с осуществлением педагогической, медицинской либо творческой деятельности право на досрочную страховую пенсию по старости, которая до 1 января 2019 г. назначалась независимо от возраста, она может быть установлена лишь по истечении определенного срока с момента возникновения у них такого права. Начиная с указанной даты продолжительность данного срока ежегодно увеличивалась на 12 месяцев и в настоящее время составляет 60 месяцев <8>. Таким образом, можно говорить о введении определенного "периода ожидания" с момента возникновения социального риска досрочного снижения трудоспособности и до начала компенсации его последствий посредством выплаты страховой пенсии. Ю.В. Воронин называет его "отлагательным сроком" и указывает на то, что в подобных ситуациях имеет место понуждение к трудовой деятельности <9>. Критическая оценка данной конструкции, на наш взгляд, как раз отражает ее исключительный, нетипичный характер.
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами дел по пенсионным спорам"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2024)В соответствии с положениями статьи 30 (о порядке и условиях сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии) Федерального закона "О страховых пенсиях", разъяснениями, изложенными в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей. При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений при разрешении вопроса о праве лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, осуществлявшего педагогическую деятельность в учреждениях, предусмотренных соответствующими списками, правового значения не имеет.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2024)В соответствии с положениями статьи 30 (о порядке и условиях сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии) Федерального закона "О страховых пенсиях", разъяснениями, изложенными в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей. При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений при разрешении вопроса о праве лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, осуществлявшего педагогическую деятельность в учреждениях, предусмотренных соответствующими списками, правового значения не имеет.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Г. о признании незаконным отказа пенсионного органа в досрочном назначении страховой пенсии по старости с 27 сентября 2017 г., об обязании назначить и выплатить страховую пенсию по старости за период с 27 сентября 2017 г. по 27 июня 2018 г., суд первой инстанции исходил из того, что у Г. по состоянию на дату ее первоначального обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости (27 сентября 2017 г.) не было требуемого для назначения досрочной страховой пенсии по старости стажа осуществления педагогической деятельности в учреждениях для детей (25 лет), ввиду чего не имеется оснований для возложения на пенсионный орган обязанности по назначению истцу страховой пенсии по старости с даты первоначального обращения в пенсионный орган.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Г. о признании незаконным отказа пенсионного органа в досрочном назначении страховой пенсии по старости с 27 сентября 2017 г., об обязании назначить и выплатить страховую пенсию по старости за период с 27 сентября 2017 г. по 27 июня 2018 г., суд первой инстанции исходил из того, что у Г. по состоянию на дату ее первоначального обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости (27 сентября 2017 г.) не было требуемого для назначения досрочной страховой пенсии по старости стажа осуществления педагогической деятельности в учреждениях для детей (25 лет), ввиду чего не имеется оснований для возложения на пенсионный орган обязанности по назначению истцу страховой пенсии по старости с даты первоначального обращения в пенсионный орган.