Досрочное назначение пенсии работа с осужденными
Подборка наиболее важных документов по запросу Досрочное назначение пенсии работа с осужденными (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 17 "Ответственность органов и должностных лиц Фонда и иных государственных внебюджетных фондов, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, страхователей, списание безнадежных долгов по штрафам" Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования"
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Казенное учреждение обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения отделения Пенсионного фонда РФ о привлечении страхователя к ответственности. Суд установил, что по результатам проверки Фонд пришел к выводу о необоснованном проставлении страхователем в индивидуальных сведениях медицинских работников кода особых условий труда 27-ОС. Фонд привлек учреждение к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования". Суд установил, что медицинские работники учреждения, работающие в структурном подразделении, находящемся на территории следственного изолятора, занимались медико-санитарным обеспечением осужденных, которые были заняты на хозяйственных работах в следственном изоляторе, а также лиц, находящихся под стражей. Суд пришел к выводу, что условия работы медицинских работников соответствуют требованиям Постановления Правительства РФ от 03.02.1994 N 85, согласно которым медицинские работники, непосредственно занятые на работах с осужденными в течение полного рабочего дня, имеют право на досрочное назначение пенсии. Суд признал неправомерным привлечение учреждения к ответственности.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Казенное учреждение обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения отделения Пенсионного фонда РФ о привлечении страхователя к ответственности. Суд установил, что по результатам проверки Фонд пришел к выводу о необоснованном проставлении страхователем в индивидуальных сведениях медицинских работников кода особых условий труда 27-ОС. Фонд привлек учреждение к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования". Суд установил, что медицинские работники учреждения, работающие в структурном подразделении, находящемся на территории следственного изолятора, занимались медико-санитарным обеспечением осужденных, которые были заняты на хозяйственных работах в следственном изоляторе, а также лиц, находящихся под стражей. Суд пришел к выводу, что условия работы медицинских работников соответствуют требованиям Постановления Правительства РФ от 03.02.1994 N 85, согласно которым медицинские работники, непосредственно занятые на работах с осужденными в течение полного рабочего дня, имеют право на досрочное назначение пенсии. Суд признал неправомерным привлечение учреждения к ответственности.
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 04.07.2024 N 88-13710/2024 (УИД 42RS0009-01-2023-007788-55)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: О возложении обязанности внести корректирующие сведения о страховом стаже, начислить и оплатить страховые взносы по дополнительному тарифу.
Обстоятельства: Истцу было отказано в установлении пенсии по причине того, что работодатель не подтвердил сведениями индивидуального персонифицированного учета занятость по работе с осужденными в спорный период, не оплачивал в эти периоды страховые взносы по дополнительному тарифу, связанному с особыми условиями труда.
Решение: Удовлетворено.Из Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 20 мая 1994 г. N 8 "О порядке применения Списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. N 85" следует, что правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку пользуются рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, занятые на работах с осужденными постоянно и непосредственно в течение полного рабочего дня (пункт 2).
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: О возложении обязанности внести корректирующие сведения о страховом стаже, начислить и оплатить страховые взносы по дополнительному тарифу.
Обстоятельства: Истцу было отказано в установлении пенсии по причине того, что работодатель не подтвердил сведениями индивидуального персонифицированного учета занятость по работе с осужденными в спорный период, не оплачивал в эти периоды страховые взносы по дополнительному тарифу, связанному с особыми условиями труда.
Решение: Удовлетворено.Из Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 20 мая 1994 г. N 8 "О порядке применения Списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. N 85" следует, что правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку пользуются рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, занятые на работах с осужденными постоянно и непосредственно в течение полного рабочего дня (пункт 2).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Заявительница указывает, что оспариваемые нормы федеральных законов нарушают основополагающий принцип равенства всех перед законом и судом и право на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку происходит дискриминация работника в сфере пенсионного обеспечения при выполнении одной и той же работы в разных учреждениях. Несмотря на то что по формальным признакам ФКУЗ "Медико-санитарная часть N 31 Федеральной службы исполнения наказания" не относится к учреждениям, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, в жалобе ставится вопрос о распространении на заявительницу как на медицинского работника, оказывающего медицинскую помощь осужденным на территории колонии, льготы по досрочному пенсионному обеспечению работников, занятых на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Заявительница указывает, что оспариваемые нормы федеральных законов нарушают основополагающий принцип равенства всех перед законом и судом и право на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку происходит дискриминация работника в сфере пенсионного обеспечения при выполнении одной и той же работы в разных учреждениях. Несмотря на то что по формальным признакам ФКУЗ "Медико-санитарная часть N 31 Федеральной службы исполнения наказания" не относится к учреждениям, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, в жалобе ставится вопрос о распространении на заявительницу как на медицинского работника, оказывающего медицинскую помощь осужденным на территории колонии, льготы по досрочному пенсионному обеспечению работников, занятых на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.
Статья: Проблемы формирования пенсионных прав лиц, осужденных к лишению свободы
(Маматказин И.Р.)
("Журнал российского права", 2022, N 3)Заключение. Признание за лицами, отбывающими наказание в местах лишения свободы, статуса застрахованного лица по обязательному пенсионному страхованию существенно повысит социальную защищенность данной категории лиц и устранит возможные противоречия в законодательстве и правоприменительной практике. Дело в том, что в период работы осужденного в местах лишения свободы им могут быть приобретены и иные пенсионные права, в частности, работа может проходить в тяжелых или вредных условиях, на основании этого осужденный должен приобрести право на досрочный выход на пенсию. Также работа может проходить в районах Крайнего Севера или местностях, приравненных к Крайнему Северу, при этом факт работы в особых климатических условиях будет являться особым основанием для досрочного выхода на пенсию. Конвертация пенсионных прав, приобретенных до 1 января 2002 г. в регионах Крайнего Севера, должна также проводиться с учетом более высокого индивидуального пенсионного коэффициента.
(Маматказин И.Р.)
("Журнал российского права", 2022, N 3)Заключение. Признание за лицами, отбывающими наказание в местах лишения свободы, статуса застрахованного лица по обязательному пенсионному страхованию существенно повысит социальную защищенность данной категории лиц и устранит возможные противоречия в законодательстве и правоприменительной практике. Дело в том, что в период работы осужденного в местах лишения свободы им могут быть приобретены и иные пенсионные права, в частности, работа может проходить в тяжелых или вредных условиях, на основании этого осужденный должен приобрести право на досрочный выход на пенсию. Также работа может проходить в районах Крайнего Севера или местностях, приравненных к Крайнему Северу, при этом факт работы в особых климатических условиях будет являться особым основанием для досрочного выхода на пенсию. Конвертация пенсионных прав, приобретенных до 1 января 2002 г. в регионах Крайнего Севера, должна также проводиться с учетом более высокого индивидуального пенсионного коэффициента.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 04.10.2022 N 40-П
"По делу о проверке конституционности пункта 17 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" и статей 12 и 13 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" в связи с жалобой гражданки И.В. Глущенко"5. Правовой механизм, в рамках которого от результатов специальной оценки условий труда напрямую зависит уплата страховых взносов по дополнительному тарифу, выступающая необходимым условием для включения соответствующих периодов трудовой деятельности отдельных категорий застрахованных в страховой стаж, требуемый для возникновения права на досрочное назначение страховой (до 1 января 2015 года - трудовой) пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, предполагает и установление государственных гарантий реализации лицами, занятыми в таких условиях, своих пенсионных прав в полном объеме. Законодатель, регулируя отношения в сферах специальной оценки условий труда и обязательного пенсионного страхования, должен поддерживать баланс конституционно значимых интересов всех субъектов данных отношений, а вводимые им правила этой оценки не должны обесценивать конституционное право на пенсионное обеспечение. Однако, установив такой механизм реализации права рабочих и служащих учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, в том числе медицинских работников, постоянно и непосредственно занятых на работах с осужденными, на досрочное назначение пенсии по старости, при котором приобретение ими страхового стажа на данных работах, по существу, зависит от результатов специальной оценки условий труда, законодатель, определив процедуру исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов для целей этой оценки, не принял во внимание специфику указанной трудовой деятельности. В итоге в специальный страховой стаж граждан, надлежащим образом выполнявших работу и в силу закона отнесенных к лицам, имеющим право на досрочное назначение пенсии, не засчитываются соответствующие периоды, а значит, вопреки статье 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации создаются препятствия для реализации предусмотренных для них законом пенсионных прав.
"По делу о проверке конституционности пункта 17 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" и статей 12 и 13 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" в связи с жалобой гражданки И.В. Глущенко"5. Правовой механизм, в рамках которого от результатов специальной оценки условий труда напрямую зависит уплата страховых взносов по дополнительному тарифу, выступающая необходимым условием для включения соответствующих периодов трудовой деятельности отдельных категорий застрахованных в страховой стаж, требуемый для возникновения права на досрочное назначение страховой (до 1 января 2015 года - трудовой) пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, предполагает и установление государственных гарантий реализации лицами, занятыми в таких условиях, своих пенсионных прав в полном объеме. Законодатель, регулируя отношения в сферах специальной оценки условий труда и обязательного пенсионного страхования, должен поддерживать баланс конституционно значимых интересов всех субъектов данных отношений, а вводимые им правила этой оценки не должны обесценивать конституционное право на пенсионное обеспечение. Однако, установив такой механизм реализации права рабочих и служащих учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, в том числе медицинских работников, постоянно и непосредственно занятых на работах с осужденными, на досрочное назначение пенсии по старости, при котором приобретение ими страхового стажа на данных работах, по существу, зависит от результатов специальной оценки условий труда, законодатель, определив процедуру исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов для целей этой оценки, не принял во внимание специфику указанной трудовой деятельности. В итоге в специальный страховой стаж граждан, надлежащим образом выполнявших работу и в силу закона отнесенных к лицам, имеющим право на досрочное назначение пенсии, не засчитываются соответствующие периоды, а значит, вопреки статье 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации создаются препятствия для реализации предусмотренных для них законом пенсионных прав.
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2022 года"Оспоренные положения были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они, обусловливая реализацию пенсионных прав постоянно и непосредственно занятых на работах с осужденными указанных рабочих и служащих установлением по результатам специальной оценки условий труда соответствующего класса (подкласса) вредных и (или) опасных условий труда на их рабочих местах, позволяют не включать периоды такой деятельности в их страховой стаж, необходимый для возникновения права на досрочное назначение им страховой пенсии по старости на указанном основании, притом что действующим правовым регулированием не предусмотрена возможность учета специфики такой трудовой деятельности.