Доступ к земельному участку при формировании

Подборка наиболее важных документов по запросу Доступ к земельному участку при формировании (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 16.11.2023 N 88а-22642/2023
Категория: 1) Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом; 2) Споры с органами власти в сфере строительства и жилищных отношений.
Требования: 1) По вопросам предоставления земельного участка; 2) По вопросам проведения кадастрового учета; 3) О признании недействительными результатов межевания; 4) Об оспаривании разрешений на строительство и ввод объекта в эксплуатацию.
Обстоятельства: Истцы указали на незаконное включение их индивидуального жилого дома с земельным участком в границы сформированной территории, предназначенной для поэтапной застройки многоквартирными жилыми домами.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано; 4) Отказано.
Суд первой инстанции, ссылаясь на положения статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, которыми предусмотрено, что само по себе вклинивание, вкрапливание, изломанность границ, чересполосица не является безусловным основанием для отказа в формировании границ земельного участка, если только не доказано, что это препятствует рациональному использованию земель, пришел к выводу, что изломанность границ и вкрапливание не являлось препятствием для формирования данного земельного участка, обеспечение доступа к земельному участку возможно путем установления сервитута. Соответственно, в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> установлен публичный сервитут для прохода и проезда к индивидуальному жилому дому административных истцов. Административными истцами не представлено доказательств того, что сформированный земельный участок ЗУ 32 (<данные изъяты>) сделал невозможным или существенным образом затруднил возможность дальнейшей эксплуатации принадлежащих истцам объектов недвижимости.
Кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 29.05.2024 N 88а-11218/2024 (УИД 35RS0010-01-2023-005311-42)
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования: О признании недействительным решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность.
Обстоятельства: Оспариваемое решение мотивировано ответчиком тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне "застройки малоэтажными жилыми домами", а также в территориальной зоне "застройки малоэтажными жилыми домами" (ЖЗ), которые не предназначены для ведения огородничества. Кроме того, к спорному земельному участку отсутствует свободный доступ (проход, проезд) с территории общего пользования.
Решение: Дело передано на новое рассмотрение.
Также суд апелляционной инстанции указал, что отсутствие доступа к сформированному земельному участку с кадастровым номером N с территории общего пользования не препятствует предоставлению земельного участка в собственность гражданина, поскольку не исключает организацию доступа к нему через другие земельные участки.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Правовые аспекты перераспределения частных и публичных земель
(Хубиева М.Х.)
("Экологическое право", 2022, N 3)
После провозглашения права частной собственности на землю в результате первоначального хаотичного формирования земельных участков появились проблемы вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы, что порой не позволяло обеспечить доступ собственнику к своему земельному участку.
Статья: Надзор за исполнением законодательства в экологической сфере
(Куницына Е.А., Трудников А.В.)
("Законность", 2024, N 6)
В 2023 г. выявлен 2 851 факт незаконного формирования земельных участков в береговой полосе и акватории водных объектов, 992 - самовольного строительства на этих территориях, 1 036 - ограничения свободного доступа к водным объектам. По мерам прокурорского реагирования в 2023 г. построено, отремонтировано или реконструировано 15 очистных сооружений на сумму более 4 млрд руб. Пресечены факты выбытия 92 участков береговых полос, акваторий водных объектов, незаконно предоставленных в частную собственность, общей площадью 4,5 тыс. га. В границах береговых полос снесено 46 объектов, поднято 9 затонувших плавсредств.

Нормативные акты

"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)
Согласно п. 1 ст. 262 ГК РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
Приказ ФНС России от 16.08.2023 N ЕД-7-21/545@
"Об утверждении формы, порядка ее заполнения, формата и порядка представления в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации сведений о дате выдачи разрешения на строительство жилых домов (многоквартирных домов) на земельных участках, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и (или) юридическими лицами для осуществления жилищного строительства на основании договора о комплексном развитии территории, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, об изменении даты выдачи указанного разрешения на строительство и о прекращении действия такого разрешения на строительство"
(Зарегистрировано в Минюсте России 15.09.2023 N 75248)
1. Сведения о дате выдачи разрешения на строительство жилых домов (многоквартирных домов) на земельных участках, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и (или) юридическими лицами для осуществления жилищного строительства на основании договора о комплексном развитии территории, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, об изменении даты выдачи указанного разрешения на строительство и о прекращении действия такого разрешения на строительство (далее - сведения) представляются в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации (далее - получатель) по месту нахождения земельных участков, в отношении которых сформированы сведения.