Дотационные регионы
Подборка наиболее важных документов по запросу Дотационные регионы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Перспективы правового регулирования общественных отношений в сфере здравоохранения в условиях применения искусственного интеллекта
(Киселев А.С.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 2)3. Создать условия для активного внедрения ИИ в дотационных субъектах РФ и муниципалитетах. Многие регионы и муниципалитеты могут быть не в состоянии быстро создать условия для реализации телемедицины и технологий, основанных на элементах ИИ. Проблемы отсутствия достаточного финансирования можно решить либо посредством реализации новых национальных проектов, либо путем увеличения региональных бюджетов, денежные средства из которых будут перераспределяться в местные бюджеты, где требуется модернизация медицинского оборудования.
(Киселев А.С.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 2)3. Создать условия для активного внедрения ИИ в дотационных субъектах РФ и муниципалитетах. Многие регионы и муниципалитеты могут быть не в состоянии быстро создать условия для реализации телемедицины и технологий, основанных на элементах ИИ. Проблемы отсутствия достаточного финансирования можно решить либо посредством реализации новых национальных проектов, либо путем увеличения региональных бюджетов, денежные средства из которых будут перераспределяться в местные бюджеты, где требуется модернизация медицинского оборудования.
Статья: Налоговый или доходный потенциал - выбор региона
(Трофимова Я.В.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 1)<4> Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Анализ налогового потенциала консолидированных бюджетов отдельных дотационных регионов РФ, в том числе осуществление мероприятий по оценке эффективности налоговых расходов в 2018 - 2020 годах и истекшем периоде 2021 года". URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/23a/q40y0o102xn8uu01olazlxjfmhnjm3vd.pdf (дата обращения: 18.12.2024).
(Трофимова Я.В.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 1)<4> Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Анализ налогового потенциала консолидированных бюджетов отдельных дотационных регионов РФ, в том числе осуществление мероприятий по оценке эффективности налоговых расходов в 2018 - 2020 годах и истекшем периоде 2021 года". URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/23a/q40y0o102xn8uu01olazlxjfmhnjm3vd.pdf (дата обращения: 18.12.2024).
Нормативные акты
Федеральный закон от 30.11.2024 N 419-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
"О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"Раздел I. Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету города Байконура
(ред. от 04.11.2025)
"О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"Раздел I. Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету города Байконура
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 131. Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета
(ред. от 31.07.2025)Статья 131. Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)- дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации;
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)- дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации;
Статья: Принцип федерализма как основа функционирования финансовой системы государства
(Садовская Т.Д., Попкова Ж.Г., Рашидов О.Ш.)
("Финансовое право", 2023, N 11)Вопросы федерализма в последнее время стали звучать довольно часто, поскольку затрагивают не только социальные вопросы, требующие особого финансирования, но и вопросы распределения и перераспределения финансовых ресурсов внутри государства, осуществления и выполнения других целей и задач. Термин "бюджетный федерализм" (в отличие от терминов "налоговый федерализм", "финансовый федерализм") активно используется законодателем <2>. К примеру, целью Программы развития бюджетного федерализма до 2005 г. <3> были заявлены формирование и развитие системы бюджетного устройства, позволяющей органам власти субъектов и местного самоуправления проводить самостоятельную налогово-бюджетную политику в рамках законодательно установленного разграничения полномочий и ответственности между органами власти разных уровней. Определено, что формирование и развитие бюджетного устройства являются стратегической целью развития бюджетного федерализма в России. В Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г. говорится, что предстоит обеспечить эффективное разграничение полномочий между федеральным и региональным уровнями власти; будет сформирована сбалансированная модель бюджетного федерализма, снизится число дотационных регионов, повысится собственная налоговая обеспеченность региональных и муниципальных бюджетов <4>.
(Садовская Т.Д., Попкова Ж.Г., Рашидов О.Ш.)
("Финансовое право", 2023, N 11)Вопросы федерализма в последнее время стали звучать довольно часто, поскольку затрагивают не только социальные вопросы, требующие особого финансирования, но и вопросы распределения и перераспределения финансовых ресурсов внутри государства, осуществления и выполнения других целей и задач. Термин "бюджетный федерализм" (в отличие от терминов "налоговый федерализм", "финансовый федерализм") активно используется законодателем <2>. К примеру, целью Программы развития бюджетного федерализма до 2005 г. <3> были заявлены формирование и развитие системы бюджетного устройства, позволяющей органам власти субъектов и местного самоуправления проводить самостоятельную налогово-бюджетную политику в рамках законодательно установленного разграничения полномочий и ответственности между органами власти разных уровней. Определено, что формирование и развитие бюджетного устройства являются стратегической целью развития бюджетного федерализма в России. В Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г. говорится, что предстоит обеспечить эффективное разграничение полномочий между федеральным и региональным уровнями власти; будет сформирована сбалансированная модель бюджетного федерализма, снизится число дотационных регионов, повысится собственная налоговая обеспеченность региональных и муниципальных бюджетов <4>.
"Казначейское сопровождение и бюджетный мониторинг: монография"
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)- от 30 ноября 2019 г. N 2881-р "О распределении дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации на 2019 год";
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)- от 30 ноября 2019 г. N 2881-р "О распределении дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации на 2019 год";
Информация: Совещание с членами Правительства
("Официальный сайт Президента РФ", 2024)А. Новак: Владимир Владимирович, 7,4 миллиарда рублей - это предусмотренные средства в бюджетах субъектов Российской Федерации, а из федерального бюджета мы еще дополнительно софинансируем 1 миллиард рублей для 57 регионов, которые дотационные. Из 7,4 миллиарда, которые у субъектов, освоено на сегодня около 2,5 миллиарда рублей. Мы планируем, что до конца года эти средства обычно выбираются в полном объеме - и субъектные, и федеральные деньги тоже в полном объеме. Даже в этом году этот 1 миллиард рублей будет более быстрыми темпами выбран. Регионы обращаются с тем, чтобы либо перераспределить, либо дополнительно еще выделить деньги.
("Официальный сайт Президента РФ", 2024)А. Новак: Владимир Владимирович, 7,4 миллиарда рублей - это предусмотренные средства в бюджетах субъектов Российской Федерации, а из федерального бюджета мы еще дополнительно софинансируем 1 миллиард рублей для 57 регионов, которые дотационные. Из 7,4 миллиарда, которые у субъектов, освоено на сегодня около 2,5 миллиарда рублей. Мы планируем, что до конца года эти средства обычно выбираются в полном объеме - и субъектные, и федеральные деньги тоже в полном объеме. Даже в этом году этот 1 миллиард рублей будет более быстрыми темпами выбран. Регионы обращаются с тем, чтобы либо перераспределить, либо дополнительно еще выделить деньги.
Статья: Оценка эффективности регулирования межбюджетных отношений в субъектах РФ в условиях нестабильности
(Левина В.В., Сабинина А.Л., Васин А.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 8)Одной из наиболее значимых тенденций в доходах местных бюджетов в 2020 г. стал рост дотаций. Увеличение объема этих трансфертов на четверть за год нетипично для российских условий. Оно обусловлено ростом средств на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов и массового предоставления местным властям прочих дотаций как инструмента замещения недополученных налоговых и неналоговых поступлений. Обычно величина дотаций в регионе достаточно стабильна и в значительной мере связана с уровнем внутрирегиональной дифференциации социально-экономических параметров [6].
(Левина В.В., Сабинина А.Л., Васин А.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 8)Одной из наиболее значимых тенденций в доходах местных бюджетов в 2020 г. стал рост дотаций. Увеличение объема этих трансфертов на четверть за год нетипично для российских условий. Оно обусловлено ростом средств на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов и массового предоставления местным властям прочих дотаций как инструмента замещения недополученных налоговых и неналоговых поступлений. Обычно величина дотаций в регионе достаточно стабильна и в значительной мере связана с уровнем внутрирегиональной дифференциации социально-экономических параметров [6].
Статья: Защита семьи как предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
(Гошуляк В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 4)Мы бы не стали делать столь категоричных выводов, поскольку не договорное, а законодательное разграничение полномочий в сфере совместного , хотя и показывает вектор развития в сторону административного федерализма, вместе с тем позволяет в полной мере реализовывать установленный статьей 5 Конституции РФ принцип равенства субъектов РФ. Кроме того, увеличение предметов совместного , включая защиту семьи, свидетельствует не о ликвидации, а об усилении этого института. При этом бюджетная составляющая компетенции субъектов РФ по предметам совместного в дотационных регионах компенсируется из федерального бюджета гораздо лучше и полнее, чем это было, например, в 90-х гг. XX в.
(Гошуляк В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 4)Мы бы не стали делать столь категоричных выводов, поскольку не договорное, а законодательное разграничение полномочий в сфере совместного , хотя и показывает вектор развития в сторону административного федерализма, вместе с тем позволяет в полной мере реализовывать установленный статьей 5 Конституции РФ принцип равенства субъектов РФ. Кроме того, увеличение предметов совместного , включая защиту семьи, свидетельствует не о ликвидации, а об усилении этого института. При этом бюджетная составляющая компетенции субъектов РФ по предметам совместного в дотационных регионах компенсируется из федерального бюджета гораздо лучше и полнее, чем это было, например, в 90-х гг. XX в.
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)В ходе исследования было установлено, что северо-арктические территории России, занимая по площади большую часть страны, не располагают адекватными финансовыми возможностями, кадровым и трудовым потенциалом, достаточными для решения поставленных перед ними стратегических задач развития. Ситуация усугубляется еще и тем, что в основном налогообложение прибыли от приносящей доход деятельности осуществляется по месту регистрации организаций и предпринимателей, а это, как правило, Центральный регион страны. В местные бюджеты попадает лишь незначительная часть средств, поэтому региональные власти ограничены в финансовых возможностях по предоставлению дополнительных гарантий проживающим на соответствующих территориях гражданам. Дотационные регионы получают государственную финансовую и инвестиционную поддержку, но не всегда она соответствует требуемым объемам с учетом специфики развития и социально-экономического положения отдельных территорий.
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)В ходе исследования было установлено, что северо-арктические территории России, занимая по площади большую часть страны, не располагают адекватными финансовыми возможностями, кадровым и трудовым потенциалом, достаточными для решения поставленных перед ними стратегических задач развития. Ситуация усугубляется еще и тем, что в основном налогообложение прибыли от приносящей доход деятельности осуществляется по месту регистрации организаций и предпринимателей, а это, как правило, Центральный регион страны. В местные бюджеты попадает лишь незначительная часть средств, поэтому региональные власти ограничены в финансовых возможностях по предоставлению дополнительных гарантий проживающим на соответствующих территориях гражданам. Дотационные регионы получают государственную финансовую и инвестиционную поддержку, но не всегда она соответствует требуемым объемам с учетом специфики развития и социально-экономического положения отдельных территорий.
Статья: Проблемы управления налогом на добавленную стоимость и антикризисные меры по их решению: оптимизация ставок и улучшение администрирования НДС
(Манушин Д.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 2)- М.О. Какаулина предлагает повысить ставки НДС в регионах всеобщего благосостояния, сохранить их на прежнем уровне в регионах переходного типа и понизить для регионов грабительского типа. В частности, для Мурманской области установить ставку НДС в размере 20%, а в Брянской области на уровне 16% [30, с. 56, 61]. Заметим, что подобная схема приведет к тому, что организации для того, чтобы платить меньшие налоги, переведут свой юридический адрес в регионы с пониженной налоговой нагрузкой. В результате потери бюджета не оправдают создание импульса для развития дотационных регионов, который, скорее всего, не приведет к развитию местных компаний;
(Манушин Д.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 2)- М.О. Какаулина предлагает повысить ставки НДС в регионах всеобщего благосостояния, сохранить их на прежнем уровне в регионах переходного типа и понизить для регионов грабительского типа. В частности, для Мурманской области установить ставку НДС в размере 20%, а в Брянской области на уровне 16% [30, с. 56, 61]. Заметим, что подобная схема приведет к тому, что организации для того, чтобы платить меньшие налоги, переведут свой юридический адрес в регионы с пониженной налоговой нагрузкой. В результате потери бюджета не оправдают создание импульса для развития дотационных регионов, который, скорее всего, не приведет к развитию местных компаний;