Дробление бизнеса признаки УСН
Подборка наиболее важных документов по запросу Дробление бизнеса признаки УСН (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 54.1 "Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Суд пришел к выводу, что налоговый орган доказал наличие признаков "дробления" бизнеса в действиях общества. Доходы общества и взаимозависимых лиц должны быть консолидированы, что является основанием для признания общества утратившим право на УСН.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Суд пришел к выводу, что налоговый орган доказал наличие признаков "дробления" бизнеса в действиях общества. Доходы общества и взаимозависимых лиц должны быть консолидированы, что является основанием для признания общества утратившим право на УСН.
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 112 "Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган и суд пришли к выводу, что налогоплательщик получил необоснованную налоговую выгоду в связи с применением схемы дробления бизнеса. Общество просило учесть смягчающие обстоятельства. По мнению общества, к таковым относится то, что в проверяемый период не были четко сформированы признаки дробления бизнеса, на перечень которых мог бы ориентироваться налогоплательщик в целях недопущения в своей деятельности, такой перечень появился лишь в 2017 году в письме ФНС России от 11.08.2017 N СА-4-7/15895@. Более того, глава 26.2 НК РФ была дополнена правилами о переходном налоговом режиме для субъектов малого и среднего бизнеса, потерявших право на применение УСН, который позволяет исключить случаи, когда компании приходится переходить на общую систему налогообложения при случайном превышении лимитов. Соответственно, те обстоятельства, которые в ходе налоговой проверки привели к доначислению спорных сумм, в настоящее время правонарушением не признаются. Суд пришел к выводу, что указанные обстоятельства не могут быть рассмотрены в данном деле как смягчающие, поскольку доказан умышленный характер совершения обществом правонарушения.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган и суд пришли к выводу, что налогоплательщик получил необоснованную налоговую выгоду в связи с применением схемы дробления бизнеса. Общество просило учесть смягчающие обстоятельства. По мнению общества, к таковым относится то, что в проверяемый период не были четко сформированы признаки дробления бизнеса, на перечень которых мог бы ориентироваться налогоплательщик в целях недопущения в своей деятельности, такой перечень появился лишь в 2017 году в письме ФНС России от 11.08.2017 N СА-4-7/15895@. Более того, глава 26.2 НК РФ была дополнена правилами о переходном налоговом режиме для субъектов малого и среднего бизнеса, потерявших право на применение УСН, который позволяет исключить случаи, когда компании приходится переходить на общую систему налогообложения при случайном превышении лимитов. Соответственно, те обстоятельства, которые в ходе налоговой проверки привели к доначислению спорных сумм, в настоящее время правонарушением не признаются. Суд пришел к выводу, что указанные обстоятельства не могут быть рассмотрены в данном деле как смягчающие, поскольку доказан умышленный характер совершения обществом правонарушения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Интервью: Необходима комплексная реформа налогового законодательства для минимизации процесса дробления бизнеса
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 4)В остальных сферах методы по-прежнему столь же грубы и примитивны, как и общие нормы ст. 54.1 НК РФ: налоговые органы на основе признаков взаимозависимости и использования УСН выявляют участников схем и в меру своего усмотрения переквалифицируют во внесудебном порядке их статус, забывая нередко о необходимости полной налоговой реконструкции. Борьба за истребление дробления бизнеса как явления ведется налоговыми органами по всей стране, причем столь усердно и непримиримо, что порой переходит в борьбу с самим бизнесом.
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 4)В остальных сферах методы по-прежнему столь же грубы и примитивны, как и общие нормы ст. 54.1 НК РФ: налоговые органы на основе признаков взаимозависимости и использования УСН выявляют участников схем и в меру своего усмотрения переквалифицируют во внесудебном порядке их статус, забывая нередко о необходимости полной налоговой реконструкции. Борьба за истребление дробления бизнеса как явления ведется налоговыми органами по всей стране, причем столь усердно и непримиримо, что порой переходит в борьбу с самим бизнесом.
Статья: О "дроблении бизнеса" и налоговой ответственности
(Ефремова Е.С.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 4)Таким образом, с учетом судебной практики можно сделать вывод, что о неправомерном "дроблении бизнеса" при применении специальных налоговых режимов взаимозависимыми хозяйствующими субъектами, безусловно, свидетельствует функционирование участников в рамках ведения единого бизнеса, отсутствие реальной самостоятельности при принятии решений, имеющих экономические последствия, и получение экономической выгоды владельцами бизнеса от применения упрощенных систем налогообложения.
(Ефремова Е.С.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 4)Таким образом, с учетом судебной практики можно сделать вывод, что о неправомерном "дроблении бизнеса" при применении специальных налоговых режимов взаимозависимыми хозяйствующими субъектами, безусловно, свидетельствует функционирование участников в рамках ведения единого бизнеса, отсутствие реальной самостоятельности при принятии решений, имеющих экономические последствия, и получение экономической выгоды владельцами бизнеса от применения упрощенных систем налогообложения.
Нормативные акты
<Письмо> ФНС России от 18.10.2024 N СД-4-2/11836@
"О направлении рекомендаций по применению статьи 6 Федерального закона N 176-ФЗ"
(вместе с "Рекомендациями по применению налоговой амнистии дробления бизнеса")При этом если предпринимательская деятельность продолжается иной группой лиц, контроль за деятельностью которых осуществляется теми же лицами, которые ранее контролировали деятельность налогоплательщика, без признаков дробления бизнеса (например, все участники иной группы лиц применяют общую систему налогообложения, не превышают установленные с 01.01.2025 лимиты применения упрощенной системы налогообложения), то основания для возложения на иную группу лиц обязанности по уплате налогов, отраженных в решении, вынесенном по результатам проведения налоговой проверки налогоплательщика за налоговые периоды 2022 - 2024 годов, пеней и штрафов в связи с дроблением бизнеса, отсутствуют.
"О направлении рекомендаций по применению статьи 6 Федерального закона N 176-ФЗ"
(вместе с "Рекомендациями по применению налоговой амнистии дробления бизнеса")При этом если предпринимательская деятельность продолжается иной группой лиц, контроль за деятельностью которых осуществляется теми же лицами, которые ранее контролировали деятельность налогоплательщика, без признаков дробления бизнеса (например, все участники иной группы лиц применяют общую систему налогообложения, не превышают установленные с 01.01.2025 лимиты применения упрощенной системы налогообложения), то основания для возложения на иную группу лиц обязанности по уплате налогов, отраженных в решении, вынесенном по результатам проведения налоговой проверки налогоплательщика за налоговые периоды 2022 - 2024 годов, пеней и штрафов в связи с дроблением бизнеса, отсутствуют.