Дуальное образование

Подборка наиболее важных документов по запросу Дуальное образование (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Проблемы развития конституционно-правовой политики Российской Федерации в сфере образования в условиях регионализации
(Соколов А.Ю., Хижняк В.С.)
("Журнал российского права", 2023, N 6)
Глобализация, связанная в первую очередь с экономическими процессами, требует создания системы образования, в которой теоретические знания будут неразрывно связаны с освоением практических навыков, что делает принцип "дуального образования" одним из основных в процессе его получения <18>.
Статья: Подготовка кадров для туриндустрии: немецкий опыт
(Антропова Н.А., Антропов Р.В.)
("Туризм: право и экономика", 2020, N 4)
В настоящее время все большее предпочтение отдается дуальной системе образования, которая, на наш взгляд, заслуживает особого внимания, поскольку пока не практикуется в нашей стране. Дуальное образование (нем. Duales Studium) отличается тем, что учеба в образовательном учреждении совмещается с работой на предприятии <3>. Приобретаемые в учебном заведении знания, навыки и умения проходят апробацию, углубляются и расширяются в практической деятельности по профилю подготовки. Для этой цели расписанием предусмотрено попеременное следование учебы и работы, которые обычно чередуются каждые три месяца. При таком обучении, которое длится 7 - 9 семестров на бакалавриате (3,5 - 4,5 года) и 3 - 6 семестров в магистратуре (1,5 - 3 года), акцент ставится на продолжительную производственную практику. В конце каждого трехмесячного периода сдаются экзамены, свидетельствующие об уровне теоретической и практической подготовки. Преимуществами дуального обучения являются: теснейшая связь теории и практики, приобретение опыта работы еще до окончания вуза, что, в свою очередь, дает конкурентные преимущества при трудоустройстве. Практиканты получают зарплату от 600 до 1 400 в месяц, которую можно потратить на обучение, аренду жилья/общежитие, питание или иные цели. Предоставляется и оплачиваемый ежегодный отпуск (25 - 30 дней). Важным положительным фактором является возможность последующего найма на работу как штатного сотрудника и карьерного роста в дальнейшем. Некоторые дуальные программы предусматривают обязательное получение наряду с университетским образованием диплома о среднем профессионально-техническом образовании (нем. Berufsausbildung). При дуальном обучении большее внимание уделяется самому современному техническому оснащению образовательного процесса, при этом учебные группы, как правило, меньше по своей наполняемости. У данной системы есть и свои минусы. Так, увеличивается продолжительность обучения, отсутствуют каникулы как таковые, совмещение учебы и работы увеличивает физические и умственные нагрузки, возникают сложности при смене специальности или при вынужденном прерывании обучения (приходится компенсировать издержки обучения). В отличие от традиционной формы обучения, при которой специализация наступает только в 4-м или 5-м семестре, дуальное обучение предполагает специализацию уже с самого начала обучения. Это объясняется тем, что за обучающимся на предприятии изначально закрепляется определенное место работы, и сменить его довольно сложно. И наконец, практико-ориентированное обучение не предусматривает научно-исследовательской составляющей, что не устраивает тех, кто хотел бы получить всестороннее качественное образование. Тем не менее плюсы перевешивают минусы, и сама жизнь это подтверждает.

Нормативные акты

Распоряжение Правительства РФ от 30.04.2022 N 1089-р
(ред. от 21.10.2024)
<Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа на период до 2030 года>
активизация взаимодействия с профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования в сфере здравоохранения для обеспечения дуального образования и стажировок с учетом географии кадровых проблем в системе здравоохранения;
Распоряжение Правительства РФ от 06.02.2021 N 255-р
<Об утверждении Концепции подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года>
Развитие образовательных программ транспортного профиля связано прежде всего с повышением практичности обучения и сближением образования с запросами транспортных компаний. Ключевыми инструментами здесь станут дуальное и проектно-ориентированное обучение, разработка образовательных модулей и образовательных программ совместно с заказчиками целевого обучения, соотнесение образовательных программ магистратуры с выполнением реальных проектов по заказу бизнес-партнеров. В транспортных образовательных организациях будут созданы условия, позволяющие обучающемуся в команде с другими студентами выполнять задачи от постановки проблемы до использования конкретного результата в условиях, максимально приближенных к реальным. Такая работа будет организована с максимальным привлечением кадровых и материальных ресурсов компаний.