Дворовая территория ПДД
Подборка наиболее важных документов по запросу Дворовая территория ПДД (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 12.19 "Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств" КоАП РФ"Таким образом, из смысла положений п. 1.2 Правил дорожного движения в части понятия "прилегающая территория" и пункта 12.4 Правил дорожного движения в совокупности с обстоятельствами совершения вмененного правонарушения следует вывод, что создание препятствий для движения других транспортных средств в результате остановки (стоянки) автомобиля заявителя жалобы в черте дворовой территории как элемента дороги, предназначенного для движения транспортных средств, образует состав противоправного деяния, предусмотренного ч. 4 ст. 12.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2023 N 07АП-7009/2023 по делу N А03-17810/2022
Требование: О взыскании убытков по муниципальному контракту на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на ремонт улично-дорожной сети.
Решение: Требование удовлетворено.Доводы подателя жалобы о том, что нормы ГОСТ не были нарушены общество отклоняются судом апелляционной инстанции, как необоснованные, поскольку в соответствии с пунктом 1.2, 17.1 Правил дорожного движения Российской Федерации дворовые территории не могут являться перекрестками, поскольку являются прилегающей территорией.
Требование: О взыскании убытков по муниципальному контракту на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на ремонт улично-дорожной сети.
Решение: Требование удовлетворено.Доводы подателя жалобы о том, что нормы ГОСТ не были нарушены общество отклоняются судом апелляционной инстанции, как необоснованные, поскольку в соответствии с пунктом 1.2, 17.1 Правил дорожного движения Российской Федерации дворовые территории не могут являться перекрестками, поскольку являются прилегающей территорией.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Механизм правового регулирования организации и осуществления дорожного движения (приоритеты и преимущества, связанные с участием в дорожном движении)
(Якимов А.Ю.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)3. Довольно запутанная ситуация имеет место при движении пешеходов в жилых зонах, а также на дворовых территориях. Согласно п. п. 17.1 и 17.4 ПДД в указанных зонах и на таких территориях пешеходам разрешается движение по проезжей части.
(Якимов А.Ю.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)3. Довольно запутанная ситуация имеет место при движении пешеходов в жилых зонах, а также на дворовых территориях. Согласно п. п. 17.1 и 17.4 ПДД в указанных зонах и на таких территориях пешеходам разрешается движение по проезжей части.
Статья: Проблемы прекращения производства по делу об административном правонарушении и освобождения от административной ответственности
(Федотова Ю.Г.)
("Современное право", 2023, N 8)Согласно п. 10.1 ПДД водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей введенных ограничений с учетом интенсивности движения, особенностей и состояния транспортного средства и груза, дорожных и метеорологических условий, в частности видимости в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением для выполнения ПДД. При возникновении опасности, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства. Кроме того, водитель, движущийся в жилой зоне, на дворовой территории, должен соблюдать требования п. 10.2, 17.1, 17.2, 17.4 ПДД.
(Федотова Ю.Г.)
("Современное право", 2023, N 8)Согласно п. 10.1 ПДД водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей введенных ограничений с учетом интенсивности движения, особенностей и состояния транспортного средства и груза, дорожных и метеорологических условий, в частности видимости в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением для выполнения ПДД. При возникновении опасности, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства. Кроме того, водитель, движущийся в жилой зоне, на дворовой территории, должен соблюдать требования п. 10.2, 17.1, 17.2, 17.4 ПДД.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090
(ред. от 16.07.2025)
"О Правилах дорожного движения"
(вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)10.2. В населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а в жилых зонах, велосипедных зонах и на дворовых территориях не более 20 км/ч.
(ред. от 16.07.2025)
"О Правилах дорожного движения"
(вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)10.2. В населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а в жилых зонах, велосипедных зонах и на дворовых территориях не более 20 км/ч.
Определение Верховного Суда РФ от 20.11.2008 N КАС08-592
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 04.09.2008 N ГКПИ08-1744, которым отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим подпункта 17.1 и недействующим подпункта 17.4 Правил дорожного движения Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090>Таким образом, Правила, устанавливая приоритет пешеходов, как участников дорожного движения, в жилой зоне и на дворовых территориях, вместе с тем обязывают пешеходов не создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств.
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 04.09.2008 N ГКПИ08-1744, которым отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим подпункта 17.1 и недействующим подпункта 17.4 Правил дорожного движения Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090>Таким образом, Правила, устанавливая приоритет пешеходов, как участников дорожного движения, в жилой зоне и на дворовых территориях, вместе с тем обязывают пешеходов не создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств.
Статья: Животные в городе
(Федотова Ю.Г.)
("Администратор суда", 2023, N 1)Согласно п. 10.1 Правил дорожного движения водитель должен управлять своим транспортным средством со скоростью не выше введенного ограничения, принимая во внимание интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в том числе видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать возможность постоянного контроля водителя за движением транспортного средства для выполнения Правил дорожного движения. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства. Помимо этого, водитель, движущийся в жилой зоне, на дворовой территории, должен соблюдать требования п. п. 10.2, 17.1, 17.2 и 17.4 Правил дорожного движения.
(Федотова Ю.Г.)
("Администратор суда", 2023, N 1)Согласно п. 10.1 Правил дорожного движения водитель должен управлять своим транспортным средством со скоростью не выше введенного ограничения, принимая во внимание интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в том числе видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать возможность постоянного контроля водителя за движением транспортного средства для выполнения Правил дорожного движения. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства. Помимо этого, водитель, движущийся в жилой зоне, на дворовой территории, должен соблюдать требования п. п. 10.2, 17.1, 17.2 и 17.4 Правил дорожного движения.
Статья: Порядок выявления и перемещения (эвакуации) брошенного, бесхозяйного и (или) разукомплектованного автотранспорта
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- информирование заказчиком населения о проведении уборочных и иных видов работ и о возможном перемещении транспортных средств, мешающих проведению указанных работ (осуществляется за сутки до их проведения путем размещения информационных материалов на информационных стендах дворовых территорий с указанием даты и времени проведения уборочных и иных видов работ и телефонного номера уполномоченной организации);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- информирование заказчиком населения о проведении уборочных и иных видов работ и о возможном перемещении транспортных средств, мешающих проведению указанных работ (осуществляется за сутки до их проведения путем размещения информационных материалов на информационных стендах дворовых территорий с указанием даты и времени проведения уборочных и иных видов работ и телефонного номера уполномоченной организации);
Вопрос: Какие установлены правила остановки и стоянки транспортных средств в жилой зоне (на придомовой территории)?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В жилой зоне запрещаются стоянка с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т и автобусов вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой мест. Эти требования распространяются также и на дворовые территории (п. п. 17.2, 17.4 ПДД).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В жилой зоне запрещаются стоянка с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т и автобусов вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой мест. Эти требования распространяются также и на дворовые территории (п. п. 17.2, 17.4 ПДД).
Статья: Вопросы, возникающие при производстве судебных автотехнических экспертиз в рамках расследования дорожно-транспортных происшествий с участием средств индивидуальной мобильности
(Барышников И.Н., Соломенцев Б.И., Горчаков А.О., Коротков К.А., Камелягин А.О.)
("Безопасность дорожного движения", 2024, N 3)Например, при пересечении лицом, использующим для передвижения СИМ, проезжей части дворового проезда (прилегающей территории) и съезде с дороги или выезде на дорогу ТС, водитель которого в соответствии с п. 8.3 ПДД РФ должен уступить дорогу лицам, использующим для передвижения СИМ, путь движения которых он пересекает. Однако выезд с прилегающей территории не считается перекрестком.
(Барышников И.Н., Соломенцев Б.И., Горчаков А.О., Коротков К.А., Камелягин А.О.)
("Безопасность дорожного движения", 2024, N 3)Например, при пересечении лицом, использующим для передвижения СИМ, проезжей части дворового проезда (прилегающей территории) и съезде с дороги или выезде на дорогу ТС, водитель которого в соответствии с п. 8.3 ПДД РФ должен уступить дорогу лицам, использующим для передвижения СИМ, путь движения которых он пересекает. Однако выезд с прилегающей территории не считается перекрестком.
Статья: Правовая защита прав потерпевших по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях "Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием"
(Федотова Ю.Г.)
("Адвокатская практика", 2023, N 4)Правонарушение было совершено на дворовой территории, в жилой зоне, где нарушитель не жил, не работал, и путь в клинику, в которой он впоследствии оказался на плановом (а не срочном) лечении, не лежал. Он именно заезжал, следовал вглубь жилой зоны, допуская при этом запрещенное ПДД сквозное движение. В судебном заседании лицо поясняло, что двигалось в выбранном им направлении (в тот момент не в стационар) по своим личным делам, называя два дела, которые он намеревался решить самостоятельно и требующие его личного, непосредственного, физического участия и передвижения по домам и образовательным организациям. Мировым судьей вопреки этому было решено, что состояние здоровья водителя являлось неудовлетворительным (на что сам нарушитель не ссылался и о чем он не заявлял), что и сделало, по ее мнению, причину оставления им места дорожно-транспортного происшествия уважительной, достаточной и обоснованной. Предвзятая позиция мирового судьи выражалась в утверждении данного довода с предложением правонарушителю подтвердить верность данной причины, что в корне противоречило его уже данным устным объяснениям и собственноручно написанному им в протоколе об административном правонарушении признании вины в совершенном правонарушении. В вынесенном ею постановлении о прекращении производства по делу и протоколе судебного заседания причины въезда на дворовую территорию и дальнейшие действия водителя изложены не были, а указаны вскользь, кратко и без знаков препинания. Свою фамилию во вводной части постановления судья также не указала, ограничившись именем и отчеством. Опись дела, результат рассмотрения и размещение вынесенного акта на интернет-ресурсах отсутствовали в течение нескольких месяцев вплоть до рассмотрения дела судьей кассационной инстанции.
(Федотова Ю.Г.)
("Адвокатская практика", 2023, N 4)Правонарушение было совершено на дворовой территории, в жилой зоне, где нарушитель не жил, не работал, и путь в клинику, в которой он впоследствии оказался на плановом (а не срочном) лечении, не лежал. Он именно заезжал, следовал вглубь жилой зоны, допуская при этом запрещенное ПДД сквозное движение. В судебном заседании лицо поясняло, что двигалось в выбранном им направлении (в тот момент не в стационар) по своим личным делам, называя два дела, которые он намеревался решить самостоятельно и требующие его личного, непосредственного, физического участия и передвижения по домам и образовательным организациям. Мировым судьей вопреки этому было решено, что состояние здоровья водителя являлось неудовлетворительным (на что сам нарушитель не ссылался и о чем он не заявлял), что и сделало, по ее мнению, причину оставления им места дорожно-транспортного происшествия уважительной, достаточной и обоснованной. Предвзятая позиция мирового судьи выражалась в утверждении данного довода с предложением правонарушителю подтвердить верность данной причины, что в корне противоречило его уже данным устным объяснениям и собственноручно написанному им в протоколе об административном правонарушении признании вины в совершенном правонарушении. В вынесенном ею постановлении о прекращении производства по делу и протоколе судебного заседания причины въезда на дворовую территорию и дальнейшие действия водителя изложены не были, а указаны вскользь, кратко и без знаков препинания. Свою фамилию во вводной части постановления судья также не указала, ограничившись именем и отчеством. Опись дела, результат рассмотрения и размещение вынесенного акта на интернет-ресурсах отсутствовали в течение нескольких месяцев вплоть до рассмотрения дела судьей кассационной инстанции.