Если кадастровая стоимость не определена НДФЛ

Подборка наиболее важных документов по запросу Если кадастровая стоимость не определена НДФЛ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 209 "Объект налогообложения" главы 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")
Предприниматель, получив по договору дарения несколько объектов недвижимого имущества, исчислил и уплатил НДФЛ исходя из оценочной стоимости данного имущества. Налоговый орган счел, что предприниматель занизил базу по НДФЛ, в порядке ст. 95 НК РФ была проведена экспертиза, определена более высокая стоимость спорных объектов, доначислен НДФЛ. Суд признал доначисление НДФЛ правомерным, так как в качестве опровержения заключения эксперта предпринимателем было представлено рецензионное заключение специалиста, которое не является доказательством, опровергающим доводы эксперта, поскольку не является экспертизой отчета применительно к нормам законодательства об оценочной деятельности. Суд отметил, что нормы гл. 23 НК РФ в 2017 году (дата заключения договора дарения) не содержали положений, предписывающих определять налоговую базу по НДФЛ исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, приобретаемого по договору дарения, как и из рыночной стоимости этого имущества, то есть в законе прямо не было определено, на основании каких документально подтвержденных данных о стоимости имущества гражданин обязан исчислять налог в случае получения имущества в дар от другого физического лица. Учитывая разницу в датах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (2015, 2011 годы), с учетом применяемой при ее определении методики массовой (групповой) оценки объектов недвижимости, суд пришел к выводу, что кадастровая стоимость в этом случае менее отражает реальную стоимость спорных объектов недвижимости на дату дарения. Применение рыночной стоимости объектов недвижимости, определенной на основании заключения эксперта в 2020 году, в наибольшей степени отвечает принципу экономической обоснованности налогообложения, способствует соблюдению баланса частных и публичных интересов. При этом суд отметил, что, заявляя довод об определении налоговой базы исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, налогоплательщик свои налоговые обязательства по НДФЛ за 2017 год не уточнил, НДФЛ с учетом кадастровой стоимости объектов недвижимости самостоятельно не исчислил.
Определение Конституционного Суда РФ от 24.10.2019 N 2908-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мустаева Сайтсалима Сайдусмановича на нарушение его конституционных прав пунктом 5 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации"
1. Гражданин С.С. Мустаев оспаривает конституционность пункта 5 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения налогом на доходы физических лиц доходы налогоплательщика от продажи указанного объекта принимаются равными кадастровой стоимости этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества, умноженной на понижающий коэффициент 0,7; в случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества, указанного в данном пункте, не определена по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на указанный объект, положения данного пункта не применяются.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Имущественные налоги: отмена деклараций и новые льготы
(Данилов С.)
("Практическая бухгалтерия", 2019, N 5; "Расчет", 2019, N 5-6)
Сейчас для определения облагаемых доходов физлица при продаже объекта недвижимости нужно сравнить две величины. Первая - это фактические доходы от продажи. Вторая - это умноженная на коэффициент 0,7 кадастровая стоимость объекта по состоянию на 1 января года, в котором зарегистрирован переход права собственности на объект. Наибольшая из этих двух величин считается доходом, облагаемым НДФЛ. Если же кадастровая стоимость объекта на 1 января не определена, данная формула не применяется (п. 5 ст. 217.1 НК РФ).

Нормативные акты

Заключение ПУ Аппарата СФ ФС РФ от 10.07.2024 N 5.1-01/1684
"По Федеральному закону "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Федеральным законом предусматривается увеличение размеров государственной пошлины за государственную регистрацию прав, ограничений прав и обременений объектов недвижимости, сделок с объектом недвижимости в отношении объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого не определена или не превышает 20 000 000 рублей с 2 000 рублей до 4 000 рублей для физических лиц и с 22 000 рублей до 44 000 рублей для организаций. При этом устанавливается размер государственной пошлины в отношении объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого превышает 20 000 000 рублей, - 0,02 процента кадастровой стоимости, определенной в отношении этого объекта недвижимости на дату обращения за совершением юридически значимого действия, но не менее 0,02 процента цены сделки, являющейся основанием перехода права собственности на соответствующий объект недвижимости, и не более 500 000 рублей для физических лиц и не более 1 000 000 рублей для организаций.
Официальный отзыв Правительства РФ
"На проект федерального закона N 304139-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной кадастровой оценке"
Предусмотренные законопроектом особенности применения кадастровой стоимости, установленной в размере рыночной стоимости для целей исчисления налога на доходы физических лиц и налога на имущество физических лиц, относятся к предмету регулирования Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем указанные положения не могут быть включены в Федеральный закон "О государственной кадастровой оценке" как не относящиеся к предмету его регулирования.