Есн закон
Подборка наиболее важных документов по запросу Есн закон (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обратная сила уголовного закона при квалификации налоговых преступлений
(Щепельков В.Ф.)
("Уголовное право", 2019, N 6)Отказывая в возможности применения обратной силы уголовного закона, суды общей юрисдикции ссылались на то, что страховые взносы на момент совершения деяния не были предметом преступления. Конституционный Суд РФ обратил внимание на то, что уголовная ответственность за неуплату страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации первоначально была установлена Федеральным законом от 25 июня 1998 г. N 92-ФЗ в ст. 199 УК РФ наряду с ответственностью за уклонение от уплаты налогов с организации, т.е. была отнесена (приравнивалась) законодателем к налоговым преступлениям. С введением с 1 января 2001 г. единого социального налога, который, будучи включенным Федеральным законом от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ в Налоговый кодекс РФ, заменил собой систему страховых взносов, уплачиваемых в государственные внебюджетные фонды, отпала необходимость специально оговаривать эти платежи в диспозиции ст. 199 УК РФ в качестве отдельного предмета преступления и Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ упоминание о страховых взносах из нее исключено. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты страховых взносов традиционно (с момента криминализации данного деяния Федеральным законом от 25 июня 1998 г. N 92-ФЗ и по настоящее время) обеспечивается теми уголовно-правовыми нормами, которые применяются законодателем к налоговым преступлениям. При этом для обозначения публичных платежей - предметов предусмотренного ст. 199 УК РФ преступления продолжает использоваться конструкция "и (или)", указывающая на альтернативную возможность как одновременного их наличия, так и присутствия лишь одного из них. Юридическое значение такой конструкции применительно к конкретным уголовным делам состоит в том, что, с одной стороны, данные платежи, несмотря на их родовое сходство, все же различаются по своей видовой природе и, стало быть, уклонения от уплаты любого из них в крупном или особо крупном размере достаточно для признания фискального преступления совершенным в той же мере, в какой оно считалось бы таковым, будь уклонение от платежей каждой разновидности раскассировано по отдельным статьям.
(Щепельков В.Ф.)
("Уголовное право", 2019, N 6)Отказывая в возможности применения обратной силы уголовного закона, суды общей юрисдикции ссылались на то, что страховые взносы на момент совершения деяния не были предметом преступления. Конституционный Суд РФ обратил внимание на то, что уголовная ответственность за неуплату страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации первоначально была установлена Федеральным законом от 25 июня 1998 г. N 92-ФЗ в ст. 199 УК РФ наряду с ответственностью за уклонение от уплаты налогов с организации, т.е. была отнесена (приравнивалась) законодателем к налоговым преступлениям. С введением с 1 января 2001 г. единого социального налога, который, будучи включенным Федеральным законом от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ в Налоговый кодекс РФ, заменил собой систему страховых взносов, уплачиваемых в государственные внебюджетные фонды, отпала необходимость специально оговаривать эти платежи в диспозиции ст. 199 УК РФ в качестве отдельного предмета преступления и Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ упоминание о страховых взносах из нее исключено. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты страховых взносов традиционно (с момента криминализации данного деяния Федеральным законом от 25 июня 1998 г. N 92-ФЗ и по настоящее время) обеспечивается теми уголовно-правовыми нормами, которые применяются законодателем к налоговым преступлениям. При этом для обозначения публичных платежей - предметов предусмотренного ст. 199 УК РФ преступления продолжает использоваться конструкция "и (или)", указывающая на альтернативную возможность как одновременного их наличия, так и присутствия лишь одного из них. Юридическое значение такой конструкции применительно к конкретным уголовным делам состоит в том, что, с одной стороны, данные платежи, несмотря на их родовое сходство, все же различаются по своей видовой природе и, стало быть, уклонения от уплаты любого из них в крупном или особо крупном размере достаточно для признания фискального преступления совершенным в той же мере, в какой оно считалось бы таковым, будь уклонение от платежей каждой разновидности раскассировано по отдельным статьям.
Статья: Налоговые поступления как основной источник доходов бюджета: правовые аспекты квалификации доходов
(Гуркин А.С.)
("Финансовое право", 2021, N 11)Аналогичен и пример со страховыми взносами, включенными в НК РФ и подлежащими зачислению в бюджеты государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования). В недалеком прошлом вместо указанных взносов взимался единый социальный налог, доходы по которому составляли налоговые доходы бюджета. Затем этот платеж был выведен за рамки НК РФ. Его суть и назначение остались прежними, но законодатель решил придать ему неналоговый внешний вид, оправдав свое решение новым названием взиманий (страховые взносы вместо ЕСН) и самостоятельным правовым регулированием (Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ <17> вместо НК РФ). Затем эти платежи вновь "перекочевали" в НК РФ. Казалось бы, включение страховых взносов в НК РФ можно было бы расценить как переосмысление законодателем их природы, если бы не одно обстоятельство: в НК РФ они установлены не в качестве налога или сбора, а в качестве нового вида обязательного платежа с самостоятельной правовой природой, ранее не известной ни НК РФ, ни ст. 57 Конституции Российской Федерации, ни науке финансового права <18>. При этом, будучи включенными в НК РФ, эти платежи, как мы видим, почему-то формируют именно неналоговые доходы государственных внебюджетных фондов. Таким образом, даже не все платежи, включенные в НК РФ, формируют налоговые доходы публичных денежных фондов.
(Гуркин А.С.)
("Финансовое право", 2021, N 11)Аналогичен и пример со страховыми взносами, включенными в НК РФ и подлежащими зачислению в бюджеты государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования). В недалеком прошлом вместо указанных взносов взимался единый социальный налог, доходы по которому составляли налоговые доходы бюджета. Затем этот платеж был выведен за рамки НК РФ. Его суть и назначение остались прежними, но законодатель решил придать ему неналоговый внешний вид, оправдав свое решение новым названием взиманий (страховые взносы вместо ЕСН) и самостоятельным правовым регулированием (Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ <17> вместо НК РФ). Затем эти платежи вновь "перекочевали" в НК РФ. Казалось бы, включение страховых взносов в НК РФ можно было бы расценить как переосмысление законодателем их природы, если бы не одно обстоятельство: в НК РФ они установлены не в качестве налога или сбора, а в качестве нового вида обязательного платежа с самостоятельной правовой природой, ранее не известной ни НК РФ, ни ст. 57 Конституции Российской Федерации, ни науке финансового права <18>. При этом, будучи включенными в НК РФ, эти платежи, как мы видим, почему-то формируют именно неналоговые доходы государственных внебюджетных фондов. Таким образом, даже не все платежи, включенные в НК РФ, формируют налоговые доходы публичных денежных фондов.
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.08.2000 N 118-ФЗ
(ред. от 27.11.2017)
"О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах"Статья 1. Ввести в действие часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (глава 21 "Налог на добавленную стоимость"; глава 22 "Акцизы"; глава 23 "Налог на доходы физических лиц"; глава 24 "Единый социальный налог (взнос)") (далее - часть вторая Кодекса) с 1 января 2001 года, за исключением положений, для которых настоящим Федеральным законом установлены иные сроки введения в действие.
(ред. от 27.11.2017)
"О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах"Статья 1. Ввести в действие часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (глава 21 "Налог на добавленную стоимость"; глава 22 "Акцизы"; глава 23 "Налог на доходы физических лиц"; глава 24 "Единый социальный налог (взнос)") (далее - часть вторая Кодекса) с 1 января 2001 года, за исключением положений, для которых настоящим Федеральным законом установлены иные сроки введения в действие.
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 13.07.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)12. Доходы от уплаты минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единого сельскохозяйственного налога, погашения задолженности по единому социальному налогу и соответствующих пеней и штрафов по ним за налоговые периоды, указанные в статье 37 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", распределяются между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с нормативами, предусмотренными статьей 37 указанного Федерального закона.
(ред. от 13.07.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)12. Доходы от уплаты минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единого сельскохозяйственного налога, погашения задолженности по единому социальному налогу и соответствующих пеней и штрафов по ним за налоговые периоды, указанные в статье 37 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", распределяются между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с нормативами, предусмотренными статьей 37 указанного Федерального закона.