Ежемесячная компенсационная выплата нетрудоспособному гражданину
Подборка наиболее важных документов по запросу Ежемесячная компенсационная выплата нетрудоспособному гражданину (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 14 "Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы" Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС""В случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части 1 статьи 14 Закона N 1244-1, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан, при этом размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца."
Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 05.02.2024 N 88-2522/2024 (УИД 11RS0004-01-2023-001578-34)
Категория спора: Компенсации.
Требования уполномоченного органа государственной власти, лиц: О взыскании перечисленной суммы компенсации, выплаты компенсационного характера.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчица являлась получателем компенсационной выплаты как неработающее трудоспособное лицо, осуществляющее уход за нетрудоспособным лицом, в ходе проверки было установлено, что ответчица, одновременно являясь получателем компенсационной выплаты, работала у индивидуального предпринимателя, однако в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, она об этом не сообщила, в результате недобросовестных действий ответчице излишне выплачена компенсация.
Решение: Отказано.Разрешая спор, руководствуясь положениями статей 1102, 1109 Трудового кодекса Российской Федерации, оценив представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что доказательств наличия умышленных недобросовестных действий ответчика с целью получения ежемесячных компенсационных выплат, назначенных нетрудоспособному гражданину (ФИО5) к пенсии не представлено, в связи исковые требования удовлетворению не подлежат.
Категория спора: Компенсации.
Требования уполномоченного органа государственной власти, лиц: О взыскании перечисленной суммы компенсации, выплаты компенсационного характера.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчица являлась получателем компенсационной выплаты как неработающее трудоспособное лицо, осуществляющее уход за нетрудоспособным лицом, в ходе проверки было установлено, что ответчица, одновременно являясь получателем компенсационной выплаты, работала у индивидуального предпринимателя, однако в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, она об этом не сообщила, в результате недобросовестных действий ответчице излишне выплачена компенсация.
Решение: Отказано.Разрешая спор, руководствуясь положениями статей 1102, 1109 Трудового кодекса Российской Федерации, оценив представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что доказательств наличия умышленных недобросовестных действий ответчика с целью получения ежемесячных компенсационных выплат, назначенных нетрудоспособному гражданину (ФИО5) к пенсии не представлено, в связи исковые требования удовлетворению не подлежат.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Социально-обеспечительные компенсационные выплаты и компенсационная функция права социального обеспечения: проблемы теории
(Маматказин И.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 6)Необходимо отметить, что при характеристике компенсационных выплат как самостоятельного вида социального обеспечения имеются и определенные теоретические проблемы, и проблемы законодательной техники. В первую очередь следует обратить внимание на безусловную содержательную близость социально-обеспечительных компенсационных выплат и пособий. Данная особенность отмечается в научной литературе <6>. Действительно, алгоритм расчета многих социальных пособий включает в себя компенсационные элементы, а социально-страховые пособия, компенсирующие заработную плату, по своей природе являются полноценными компенсационными выплатами. Нужно обратить внимание и на то, что как бы это ни было парадоксально, но большинство социальных выплат, указанных в законодательстве как компенсационные, назначаются в твердой денежной сумме и их размер никак не связан с расходами, которые они призваны компенсировать. И они по своей сущности представляют собой пособия, выплачиваемые в твердой денежной сумме. В результате право социального обеспечения имеет ряд пособий, которые являются компенсационными выплатами <7>, и компенсаций, по сути являющихся пособиями. В частности, если рассматривать компенсационные выплаты неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход за нетрудоспособными лицами, ежемесячные денежные компенсации гражданам, признанным инвалидами вследствие поствакцинального осложнения, компенсационные выплаты лицам, подвергавшимся политическим репрессиям, то будет видно, что по характеру данные компенсационные выплаты представляют собой пособия. Это порождает очень большие сложности при характеристике социально-обеспечительных компенсаций как вида социального обеспечения.
(Маматказин И.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 6)Необходимо отметить, что при характеристике компенсационных выплат как самостоятельного вида социального обеспечения имеются и определенные теоретические проблемы, и проблемы законодательной техники. В первую очередь следует обратить внимание на безусловную содержательную близость социально-обеспечительных компенсационных выплат и пособий. Данная особенность отмечается в научной литературе <6>. Действительно, алгоритм расчета многих социальных пособий включает в себя компенсационные элементы, а социально-страховые пособия, компенсирующие заработную плату, по своей природе являются полноценными компенсационными выплатами. Нужно обратить внимание и на то, что как бы это ни было парадоксально, но большинство социальных выплат, указанных в законодательстве как компенсационные, назначаются в твердой денежной сумме и их размер никак не связан с расходами, которые они призваны компенсировать. И они по своей сущности представляют собой пособия, выплачиваемые в твердой денежной сумме. В результате право социального обеспечения имеет ряд пособий, которые являются компенсационными выплатами <7>, и компенсаций, по сути являющихся пособиями. В частности, если рассматривать компенсационные выплаты неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход за нетрудоспособными лицами, ежемесячные денежные компенсации гражданам, признанным инвалидами вследствие поствакцинального осложнения, компенсационные выплаты лицам, подвергавшимся политическим репрессиям, то будет видно, что по характеру данные компенсационные выплаты представляют собой пособия. Это порождает очень большие сложности при характеристике социально-обеспечительных компенсаций как вида социального обеспечения.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации 1 (2014)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.12.2014)
(Извлечение)ОТВЕТ. В целях усиления социальной защищенности нетрудоспособных граждан Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" установлены ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.12.2014)
(Извлечение)ОТВЕТ. В целях усиления социальной защищенности нетрудоспособных граждан Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" установлены ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет.