Фактический контроль юридического лица
Подборка наиболее важных документов по запросу Фактический контроль юридического лица (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 54.1 "Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению налогоплательщика, инспекция не исполнила свою обязанность по достоверному определению расходов его контрагентов, участвовавших в фиктивном документообороте. Расходы и налоги, исчисленные контрагентами, должны быть приняты для целей определения налоговых обязанностей налогоплательщика как фактически контролирующего деятельность указанных юридических лиц.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению налогоплательщика, инспекция не исполнила свою обязанность по достоверному определению расходов его контрагентов, участвовавших в фиктивном документообороте. Расходы и налоги, исчисленные контрагентами, должны быть приняты для целей определения налоговых обязанностей налогоплательщика как фактически контролирующего деятельность указанных юридических лиц.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 61.2 "Оспаривание подозрительных сделок должника" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"
(Арбитражный суд Уральского округа)При этом с учетом установленного судами факта искусственного создания во взаимосвязанной группе компаний "центра убытков" в лице общества-кредитора и "центра прибыли" в лице общества-должника спорные платежи фактически являются притворными сделками, которые объединены единым умыслом по сохранению контроля бенефициара группы юридических лиц над денежными средствами с возможностью их использования не для расчетов с кредитором, а на иные цели. Такая цепочка прикрываемых притворных сделок является недействительной (ничтожной) на основании п. 2 ст. 170 ГК РФ, а прикрываемая сделка могла быть признана недействительной как подозрительная на основании п. 2 ст. 61.2 Закона о банкротстве.
(Арбитражный суд Уральского округа)При этом с учетом установленного судами факта искусственного создания во взаимосвязанной группе компаний "центра убытков" в лице общества-кредитора и "центра прибыли" в лице общества-должника спорные платежи фактически являются притворными сделками, которые объединены единым умыслом по сохранению контроля бенефициара группы юридических лиц над денежными средствами с возможностью их использования не для расчетов с кредитором, а на иные цели. Такая цепочка прикрываемых притворных сделок является недействительной (ничтожной) на основании п. 2 ст. 170 ГК РФ, а прикрываемая сделка могла быть признана недействительной как подозрительная на основании п. 2 ст. 61.2 Закона о банкротстве.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Страхование ответственности контролирующих лиц как средство минимизации правовых рисков
(Андреева А.М.)
("Хозяйство и право", 2024, N 2)Интересно проследить позицию Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства относительно страхования ответственности контролирующих лиц. В Экспертном заключении от 27 мая 2021 г. N 209-1/2021 обращалось внимание на то, что проект о внесении изменений в законы о хозяйственных обществах оставляет без страховой защиты лиц, на которых фактически может возлагаться ответственность, а также контролирующих должника лица, указанных в ст. 61.10 Закона о банкротстве <20>. В дальнейшем в Экспертном заключении от 10 марта 2022 г. N 216-2/2022 на доработанные законопроекты предложение о страховании ответственности контролирующих лиц за счет юридического лица уже не было поддержано <21>. Какие аргументы Совет при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства привел в обоснование своей позиции? И в полной ли мере они соответствуют отношениям по фактическому контролю над юридическим лицом?
(Андреева А.М.)
("Хозяйство и право", 2024, N 2)Интересно проследить позицию Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства относительно страхования ответственности контролирующих лиц. В Экспертном заключении от 27 мая 2021 г. N 209-1/2021 обращалось внимание на то, что проект о внесении изменений в законы о хозяйственных обществах оставляет без страховой защиты лиц, на которых фактически может возлагаться ответственность, а также контролирующих должника лица, указанных в ст. 61.10 Закона о банкротстве <20>. В дальнейшем в Экспертном заключении от 10 марта 2022 г. N 216-2/2022 на доработанные законопроекты предложение о страховании ответственности контролирующих лиц за счет юридического лица уже не было поддержано <21>. Какие аргументы Совет при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства привел в обоснование своей позиции? И в полной ли мере они соответствуют отношениям по фактическому контролю над юридическим лицом?
Статья: Правовое устройство хозяйственного общества
(Андреев В.К.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2023, N 4)Выводы. Правоспособность хозяйственных обществ, преобладающей организационно-правовой формы осуществления предпринимательской деятельности и управления ею, включает как гражданские права и обязанности юридического лица с третьими лицами, так и корпоративные права и обязанности участников в отношении созданного ими юридического лица. Орган коммерческой корпорации в пределах предоставленной ему компетенции осуществляет управление предпринимательской деятельностью, отвечая за свои недобросовестные и неразумные действия перед юридическим лицом. Такую же ответственность несут и лица, осуществляющие фактический контроль за юридическим лицом, если будет доказано, что убытки ему причинены действиями лиц, имеющих возможность определять действия юридического лица, совершение которых нарушало его интересы.
(Андреев В.К.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2023, N 4)Выводы. Правоспособность хозяйственных обществ, преобладающей организационно-правовой формы осуществления предпринимательской деятельности и управления ею, включает как гражданские права и обязанности юридического лица с третьими лицами, так и корпоративные права и обязанности участников в отношении созданного ими юридического лица. Орган коммерческой корпорации в пределах предоставленной ему компетенции осуществляет управление предпринимательской деятельностью, отвечая за свои недобросовестные и неразумные действия перед юридическим лицом. Такую же ответственность несут и лица, осуществляющие фактический контроль за юридическим лицом, если будет доказано, что убытки ему причинены действиями лиц, имеющих возможность определять действия юридического лица, совершение которых нарушало его интересы.
"Корпоративное право в таблицах и схемах: учебно-методическое пособие"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Шиткина И.С.)
("Юстицинформ", 2025)- фактическое участие в руководстве юридическим лицом - принятие контролирующим лицом ключевых решений, например, согласование кандидатур на руководящие должности, принятие решений о совершении значимых сделок, контроль финансовых операций, участие в корпоративных действиях и событиях, переговорах с контрагентами, инвесторами, кредиторами, представителями органов власти, персоналом и иными лицами;
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Шиткина И.С.)
("Юстицинформ", 2025)- фактическое участие в руководстве юридическим лицом - принятие контролирующим лицом ключевых решений, например, согласование кандидатур на руководящие должности, принятие решений о совершении значимых сделок, контроль финансовых операций, участие в корпоративных действиях и событиях, переговорах с контрагентами, инвесторами, кредиторами, представителями органов власти, персоналом и иными лицами;
"Влияние экономических характеристик (показателей) на правовое положение юридических лиц: монография"
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)Также юридическое лицо может испытывать влияние лиц, которые не входят в органы управления, но фактически участвуют в управлении, имея возможность осуществлять фактический контроль (фактические контролирующие лица). Фактический контроль устанавливается по обстоятельствам, которые указывают либо на осуществление конкретных полномочий лицами, которые не входят в состав органов юридического лица, вместо лиц, которые входят в состав органов юридического лица (т.е. фактические контролирующие лица осуществляют управленческие полномочия вместо номинальных руководителей); либо на то, что полномочия органов должника осуществляются номинальными руководителями, но их воля формируется фактическими контролирующими лицами. Важно подчеркнуть, что, поскольку фактические контролирующие лица не входят в состав органов управления, они не состоят именно в корпоративных отношениях, однако на них также распространяется правовое регулирование (см., напр., п. 3 ст. 53.1 ГК РФ). Это замечание в очередной раз демонстрирует, что важны не корпоративные правоотношения как таковые, а именно действия лиц, которые фактически участвуют в управлении юридическим лицом, ведь правовые последствия, обусловленные их действиями, возникают независимо от того, участвуют они в корпоративных правоотношениях или нет.
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)Также юридическое лицо может испытывать влияние лиц, которые не входят в органы управления, но фактически участвуют в управлении, имея возможность осуществлять фактический контроль (фактические контролирующие лица). Фактический контроль устанавливается по обстоятельствам, которые указывают либо на осуществление конкретных полномочий лицами, которые не входят в состав органов юридического лица, вместо лиц, которые входят в состав органов юридического лица (т.е. фактические контролирующие лица осуществляют управленческие полномочия вместо номинальных руководителей); либо на то, что полномочия органов должника осуществляются номинальными руководителями, но их воля формируется фактическими контролирующими лицами. Важно подчеркнуть, что, поскольку фактические контролирующие лица не входят в состав органов управления, они не состоят именно в корпоративных отношениях, однако на них также распространяется правовое регулирование (см., напр., п. 3 ст. 53.1 ГК РФ). Это замечание в очередной раз демонстрирует, что важны не корпоративные правоотношения как таковые, а именно действия лиц, которые фактически участвуют в управлении юридическим лицом, ведь правовые последствия, обусловленные их действиями, возникают независимо от того, участвуют они в корпоративных правоотношениях или нет.
Тематический выпуск: Налог на прибыль: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 7)(-) 3. По мнению налогоплательщика, инспекция не исполнила свою обязанность по достоверному определению расходов его контрагентов, участвовавших в фиктивном документообороте. Расходы и налоги, исчисленные контрагентами, должны быть приняты для целей определения налоговых обязанностей налогоплательщика как фактически контролирующего деятельность указанных юридических лиц.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 7)(-) 3. По мнению налогоплательщика, инспекция не исполнила свою обязанность по достоверному определению расходов его контрагентов, участвовавших в фиктивном документообороте. Расходы и налоги, исчисленные контрагентами, должны быть приняты для целей определения налоговых обязанностей налогоплательщика как фактически контролирующего деятельность указанных юридических лиц.
Статья: Контроль бенефициара как критерий определения национальности юридического лица
(Кантор Н.Е.)
("Журнал российского права", 2025, N 5)Установление государственной принадлежности может иметь две направленности: определение возможности (ограничений) ведения деятельности на территории принимающего государства в значимых сферах и, напротив, предоставление дополнительной защиты (национального режима) иностранным юридическим лицам, фактически контролируемым местными акционерами.
(Кантор Н.Е.)
("Журнал российского права", 2025, N 5)Установление государственной принадлежности может иметь две направленности: определение возможности (ограничений) ведения деятельности на территории принимающего государства в значимых сферах и, напротив, предоставление дополнительной защиты (национального режима) иностранным юридическим лицам, фактически контролируемым местными акционерами.
Статья: Разграничение субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц с применением иных мер гражданско-правовой ответственности
(Сидоров А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 5)- лица, имеющие фактический контроль над действиями юридического лица и вышеперечисленных лиц.
(Сидоров А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 5)- лица, имеющие фактический контроль над действиями юридического лица и вышеперечисленных лиц.