Финансирование мку
Подборка наиболее важных документов по запросу Финансирование мку (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 180 "Содержание решения суда" КАС РФ"Судебная коллегия считает необходимым также обратить внимание и на то, что удовлетворение требований прокурора о возложении на МКУ г. Сочи "Управление автомобильных дорог" обязанности после выделения финансирования произвести ремонт автомобильных дорог не соответствует требованиям статьей 176, 180 КАС РФ, поскольку исполнение такой обязанности находится под условием выделения администрацией муниципального образования городской округ город-курорт Сочи денежных средств. Вместе с тем, из смысла статьи 180 КАС РФ следует, что недопустимо принятие судебного акта, исполнение которого становится в зависимость от наступления или ненаступления определенных условий."
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2025 N 07АП-6121/2025 по делу N А45-17922/2025
Требование: О взыскании неустойки за просрочку оплаты выполненных работ по муниципальному контракту.
Решение: Требование удовлетворено.Сам по себе факт недостаточности бюджетного финансирования не свидетельствует об отсутствии нарушения МКУ "СЗ "Чановского района НСО" срока исполнения обязательств по оплате, предусмотренного контрактом, и в отсутствие доказательств своевременного принятия им всех зависящих от него мер для надлежащего выполнения обязательства не может послужить основанием для отказа в иске.
Требование: О взыскании неустойки за просрочку оплаты выполненных работ по муниципальному контракту.
Решение: Требование удовлетворено.Сам по себе факт недостаточности бюджетного финансирования не свидетельствует об отсутствии нарушения МКУ "СЗ "Чановского района НСО" срока исполнения обязательств по оплате, предусмотренного контрактом, и в отсутствие доказательств своевременного принятия им всех зависящих от него мер для надлежащего выполнения обязательства не может послужить основанием для отказа в иске.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий судебной практики. Выпуск 29"
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Как указано в Постановлении кассационной инстанции <5>, довод жалобы муниципального казенного учреждения о невозможности уплаты административного штрафа ввиду отсутствия финансирования на указанные цели, отсутствия самостоятельного источника дохода, необходимости внесения изменений в сводную бюджетную роспись и изменения лимитов бюджетных обязательств на выводы судебных инстанций относительно наличия в действиях учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, не влияет.
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Как указано в Постановлении кассационной инстанции <5>, довод жалобы муниципального казенного учреждения о невозможности уплаты административного штрафа ввиду отсутствия финансирования на указанные цели, отсутствия самостоятельного источника дохода, необходимости внесения изменений в сводную бюджетную роспись и изменения лимитов бюджетных обязательств на выводы судебных инстанций относительно наличия в действиях учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, не влияет.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2, 3 (2024)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2024)При разрешении вопросов об отсрочке или о рассрочке уплаты государственной пошлины по требованиям, предъявляемым арбитражными управляющими в интересах кредиторов, суду следует принимать во внимание необходимость выполнения арбитражными управляющими возложенных на них обязанностей в пределах сроков процедур банкротства, имущественное состояние конкурсной массы на день предъявления требования, наличие у арбитражного управляющего фактической возможности осуществить уплату государственной пошлины. Кроме того, суду необходимо учитывать, что арбитражный управляющий вправе поставить на собрании кредиторов вопрос о финансировании соответствующих расходов, имея в виду, что такие расходы вызваны ведением общего дела в интересах самих кредиторов.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2024)При разрешении вопросов об отсрочке или о рассрочке уплаты государственной пошлины по требованиям, предъявляемым арбитражными управляющими в интересах кредиторов, суду следует принимать во внимание необходимость выполнения арбитражными управляющими возложенных на них обязанностей в пределах сроков процедур банкротства, имущественное состояние конкурсной массы на день предъявления требования, наличие у арбитражного управляющего фактической возможности осуществить уплату государственной пошлины. Кроме того, суду необходимо учитывать, что арбитражный управляющий вправе поставить на собрании кредиторов вопрос о финансировании соответствующих расходов, имея в виду, что такие расходы вызваны ведением общего дела в интересах самих кредиторов.
Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"1) в пункте 3 части 1 статьи 17 слова "финансирование муниципальных учреждений," заменить словами "осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также";
(ред. от 24.06.2025)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"1) в пункте 3 части 1 статьи 17 слова "финансирование муниципальных учреждений," заменить словами "осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также";
"Гражданское право. Общая часть: учебник"
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)В рамках контрактной системы юридические лица, которые действуют от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования и уполномочены принимать от их имени бюджетные обязательства, именуются заказчиками. К ним, в частности, отнесены государственные или муниципальные органы и государственные или муниципальные казенные учреждения. Предметом контрактов являются поставка товара, выполнение работ, оказание услуг (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества).
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)В рамках контрактной системы юридические лица, которые действуют от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования и уполномочены принимать от их имени бюджетные обязательства, именуются заказчиками. К ним, в частности, отнесены государственные или муниципальные органы и государственные или муниципальные казенные учреждения. Предметом контрактов являются поставка товара, выполнение работ, оказание услуг (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества).
Статья: Применение искусственного интеллекта в сфере противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма
(Красинский В.В., Леонов П.Ю., Морозов Н.В.)
("Современное право", 2024, N 5)Основные сетевые движения экстремистского и террористического характера представлены криминальными и колумбайнерскими сообществами, движением "МКУ" (True Crime Community), ультраправыми группами. На сетевой характер указывают: идентичность символики, названия и тематики, совпадение администраторов/модераторов или участников, различная региональная принадлежность, кросс-реклама, финансирование.
(Красинский В.В., Леонов П.Ю., Морозов Н.В.)
("Современное право", 2024, N 5)Основные сетевые движения экстремистского и террористического характера представлены криминальными и колумбайнерскими сообществами, движением "МКУ" (True Crime Community), ультраправыми группами. На сетевой характер указывают: идентичность символики, названия и тематики, совпадение администраторов/модераторов или участников, различная региональная принадлежность, кросс-реклама, финансирование.
Статья: Создание в местном бюджете резерва на оплату судебных расходов
(Мухин С.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2025, N 5)Орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
(Мухин С.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2025, N 5)Орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
"Комментарий к Закону РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации"
(Жеребцов А.Н., Ротко С.В., Рыдченко К.Д., Страунинг Э.Л., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В нарушение требований ст. 39 комментируемого Закона, ст. 8 ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" заместителем главы администрации в ответе не была предоставлена информация об объеме денежных средств, необходимых на обслуживание всех транспортных средств автопарка МКУ "Транспортное управление" г. Саратова; об объеме денежных средств, выделяемых на обслуживание транспортных средств автопарка МКУ "Транспортное управление" г. Саратова и источниках их финансирования; об использовании при ремонте или эксплуатации автомобилей МКУ денежных средств водителей или других работников учреждения; о закреплении транспортных средств, о запланированном обновлении автопарка МКУ "Транспортное управление" г. Саратова; о том, какое транспортное средство планируется приобрести; о судьбе транспортных средств, вышедших из эксплуатации МКУ "Транспортное управление" г. Саратова.
(Жеребцов А.Н., Ротко С.В., Рыдченко К.Д., Страунинг Э.Л., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В нарушение требований ст. 39 комментируемого Закона, ст. 8 ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" заместителем главы администрации в ответе не была предоставлена информация об объеме денежных средств, необходимых на обслуживание всех транспортных средств автопарка МКУ "Транспортное управление" г. Саратова; об объеме денежных средств, выделяемых на обслуживание транспортных средств автопарка МКУ "Транспортное управление" г. Саратова и источниках их финансирования; об использовании при ремонте или эксплуатации автомобилей МКУ денежных средств водителей или других работников учреждения; о закреплении транспортных средств, о запланированном обновлении автопарка МКУ "Транспортное управление" г. Саратова; о том, какое транспортное средство планируется приобрести; о судьбе транспортных средств, вышедших из эксплуатации МКУ "Транспортное управление" г. Саратова.
Статья: Правовое значение лицевых счетов в бюджетном процессе
(Артюхин Р.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 6)Среди участников бюджетного процесса Бюджетный кодекс определяет особые виды юридических лиц - государственные (муниципальные) органы и казенные учреждения. Статья 48 Гражданского кодекса в качестве признака юридического лица устанавливает, что юридическое лицо должно иметь обособленное имущество и отвечать им по своим обязательствам.
(Артюхин Р.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 6)Среди участников бюджетного процесса Бюджетный кодекс определяет особые виды юридических лиц - государственные (муниципальные) органы и казенные учреждения. Статья 48 Гражданского кодекса в качестве признака юридического лица устанавливает, что юридическое лицо должно иметь обособленное имущество и отвечать им по своим обязательствам.
Статья: Концепция правового регулирования медицинской деятельности
(Мохов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 4)Нельзя также забывать о наличии казенных учреждений здравоохранения. В соответствии со ст. 31 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" <13> в качестве казенных создаются психиатрические больницы (стационары) специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные медицинские учреждения.
(Мохов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 4)Нельзя также забывать о наличии казенных учреждений здравоохранения. В соответствии со ст. 31 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" <13> в качестве казенных создаются психиатрические больницы (стационары) специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные медицинские учреждения.
Статья: Обеспечение баланса интересов заказчика и защиты конкуренции при осуществлении публичных закупок
(Добрецов Г.Б.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2022, N 3)В качестве примера рассмотрим решение одного из территориальных органов по такой жалобе. Из довода заявителя, говорится в решении, следует, что заказчик, установив излишние дополнительные характеристики к товару, ограничил участников закупки на участие в данном электронном аукционе. В Решении по жалобе УФАС указало, что согласно ст. 10 Закона N 44-ФЗ заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции, а согласно ч. 1 ст. 12 Закона государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд. Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не только обеспечение максимально широкого круга участников закупки, но и выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в большей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд <13>. В остальных решениях указана аналогичная мотивировка.
(Добрецов Г.Б.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2022, N 3)В качестве примера рассмотрим решение одного из территориальных органов по такой жалобе. Из довода заявителя, говорится в решении, следует, что заказчик, установив излишние дополнительные характеристики к товару, ограничил участников закупки на участие в данном электронном аукционе. В Решении по жалобе УФАС указало, что согласно ст. 10 Закона N 44-ФЗ заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции, а согласно ч. 1 ст. 12 Закона государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд. Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не только обеспечение максимально широкого круга участников закупки, но и выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в большей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд <13>. В остальных решениях указана аналогичная мотивировка.
Статья: Публичные закупки и изъятие имущества как способы удовлетворения публичных нужд: проблемы конкуренции
(Винницкий А.В., Соловьев М.С.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 6)Высшими судами достаточно давно выявлены особенности отношений, возникающих при осуществлении закупок: контракт заключается в публичных интересах, специальным публичным субъектом (государственным или муниципальным образованием, казенным учреждением); целью его заключения выступает удовлетворение государственных или муниципальных потребностей; финансирование этих потребностей осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов. Таким образом, оформляемые контракты имеют публичную основу, преследуют публичный интерес, направлены на достижение публичных целей для удовлетворения публичных нужд за счет бюджетных средств (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 января 2014 г. N 11535/13 по делу N А40-148581/12, А40-160147/12; Определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 3 марта 2015 г. N 305-ЭС14-4115 по делу N А41-60951/13, от 24 июля 2017 г. N 307-ЭС17-1723 по делу N А21-8516/2015).
(Винницкий А.В., Соловьев М.С.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 6)Высшими судами достаточно давно выявлены особенности отношений, возникающих при осуществлении закупок: контракт заключается в публичных интересах, специальным публичным субъектом (государственным или муниципальным образованием, казенным учреждением); целью его заключения выступает удовлетворение государственных или муниципальных потребностей; финансирование этих потребностей осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов. Таким образом, оформляемые контракты имеют публичную основу, преследуют публичный интерес, направлены на достижение публичных целей для удовлетворения публичных нужд за счет бюджетных средств (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 января 2014 г. N 11535/13 по делу N А40-148581/12, А40-160147/12; Определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 3 марта 2015 г. N 305-ЭС14-4115 по делу N А41-60951/13, от 24 июля 2017 г. N 307-ЭС17-1723 по делу N А21-8516/2015).
Статья: Участие судов в устранении муниципальных технико-юридических дефектов
(Кильтау С.Г., Казначейский В.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 4)<15> Постановление администрации г. Омска от 15 декабря 2020 г. N 732-п "Об утверждении Порядка предоставления грантов в форме субсидии юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, на финансовое обеспечение образовательных услуг, оказываемых в рамках системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей" // СПС "КонсультантПлюс".
(Кильтау С.Г., Казначейский В.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 4)<15> Постановление администрации г. Омска от 15 декабря 2020 г. N 732-п "Об утверждении Порядка предоставления грантов в форме субсидии юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, на финансовое обеспечение образовательных услуг, оказываемых в рамках системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей" // СПС "КонсультантПлюс".
"Финансово-экономическое планирование в секторе государственного и муниципального управления и организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: Учебное пособие"
(Братухина О.А.)
("ИНФРА-М", 2025)- знать законодательные и иные нормативные правовые акты, регулирующие деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам организации бюджетного процесса, межбюджетных отношений, финансово-экономического планирования; основные положения законодательства Российской Федерации и нормативные правовые акты, регулирующие деятельность в сфере закупок; структуру бюджетной системы Российской Федерации, принципы ее построения; участников бюджетного процесса Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и их полномочия; сущность и структуру бюджетной классификации Российской Федерации и порядок ее применения; порядок формирования доходов и расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и основы их разграничения между звеньями бюджетной системы; порядок определения дефицита бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и источников его финансирования; особенности правового положения казенных, бюджетных и автономных учреждений; порядок формирования государственного (муниципального) задания и определения размеров субсидий, выделяемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; формы и условия предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов; порядок составления, рассмотрения и утверждения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; основы исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи; процедуры исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по доходам и расходам; порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; действующие нормативные правовые акты, регулирующие порядок планирования и финансирования деятельности государственных и муниципальных учреждений; типы государственных и муниципальных учреждений и порядок их деятельности; методику расчета основных показателей деятельности государственных и муниципальных учреждений; порядок установления и применения систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений; методику определения расходов на оплату труда и других затрат на содержание учреждений; порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений; порядок составления, утверждения и ведения плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений; особенности составления закупочной документации, методы определения и обоснования начальных (максимальных) цен контракта и порядок организации проведения закупок;
(Братухина О.А.)
("ИНФРА-М", 2025)- знать законодательные и иные нормативные правовые акты, регулирующие деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам организации бюджетного процесса, межбюджетных отношений, финансово-экономического планирования; основные положения законодательства Российской Федерации и нормативные правовые акты, регулирующие деятельность в сфере закупок; структуру бюджетной системы Российской Федерации, принципы ее построения; участников бюджетного процесса Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и их полномочия; сущность и структуру бюджетной классификации Российской Федерации и порядок ее применения; порядок формирования доходов и расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и основы их разграничения между звеньями бюджетной системы; порядок определения дефицита бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и источников его финансирования; особенности правового положения казенных, бюджетных и автономных учреждений; порядок формирования государственного (муниципального) задания и определения размеров субсидий, выделяемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; формы и условия предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов; порядок составления, рассмотрения и утверждения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; основы исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи; процедуры исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по доходам и расходам; порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; действующие нормативные правовые акты, регулирующие порядок планирования и финансирования деятельности государственных и муниципальных учреждений; типы государственных и муниципальных учреждений и порядок их деятельности; методику расчета основных показателей деятельности государственных и муниципальных учреждений; порядок установления и применения систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений; методику определения расходов на оплату труда и других затрат на содержание учреждений; порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений; порядок составления, утверждения и ведения плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений; особенности составления закупочной документации, методы определения и обоснования начальных (максимальных) цен контракта и порядок организации проведения закупок;