Финансовая модель концессионного соглашения
Подборка наиболее важных документов по запросу Финансовая модель концессионного соглашения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности перехода права собственности на отходы промышленного производства в рамках заключения концессионных соглашений государственно-частного партнерства
(Закупень Т.В.)
("Хозяйство и право", 2022, N 4)Частью концессионного соглашения является финансовая модель, согласно которой инвестор (концессионер) в течение 10 - 20 лет должен вернуть свои инвестиции с определенным уровнем дохода (например, инфляция плюс 4 - 10%) в зависимости от условий реализации проекта.
(Закупень Т.В.)
("Хозяйство и право", 2022, N 4)Частью концессионного соглашения является финансовая модель, согласно которой инвестор (концессионер) в течение 10 - 20 лет должен вернуть свои инвестиции с определенным уровнем дохода (например, инфляция плюс 4 - 10%) в зависимости от условий реализации проекта.
Вопрос: О предоставлении дополнительных средств из бюджета, ранее не предусмотренных концессионным соглашением, концессионеру и кредитов из местных бюджетов юрлицам, реализующим концессионное соглашение.
(Письмо Минфина России от 24.02.2025 N 02-13-09/17277)Учитывая изложенное, предоставление концессионеру дополнительных средств из бюджета, ранее не предусмотренных КС, возможно в целях исполнения концессионером мероприятий и условий КС на основании внесенных изменений в части увеличения объема финансового участия концедента в форме капитального гранта с учетом предельно допустимого объема капитального гранта с предварительным пересмотром (уточнением) финансовой модели концессионного соглашения, условий формирования тарифа, обеспечивающего окупаемость реализуемой инвестиционной программы концессионера.
(Письмо Минфина России от 24.02.2025 N 02-13-09/17277)Учитывая изложенное, предоставление концессионеру дополнительных средств из бюджета, ранее не предусмотренных КС, возможно в целях исполнения концессионером мероприятий и условий КС на основании внесенных изменений в части увеличения объема финансового участия концедента в форме капитального гранта с учетом предельно допустимого объема капитального гранта с предварительным пересмотром (уточнением) финансовой модели концессионного соглашения, условий формирования тарифа, обеспечивающего окупаемость реализуемой инвестиционной программы концессионера.
Нормативные акты
Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"Об особых экономических зонах в Российской Федерации"2) паспорт инвестиционного проекта и финансовую модель инвестиционного проекта по форме, установленной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, либо паспорт инвестиционного проекта и нотариально заверенную копию концессионного соглашения, концедентом по которому является Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство Российской Федерации, или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, или орган публичной власти федеральной территории, при условии, что такое концессионное соглашение реализуется в границах особой экономической зоны и осуществляемая в его рамках деятельность не противоречит деятельности в особой экономической зоне, либо паспорт инвестиционного проекта и договор о совместном производстве продукции, заключенный с резидентом особой экономической зоны;
(ред. от 28.12.2024)
"Об особых экономических зонах в Российской Федерации"2) паспорт инвестиционного проекта и финансовую модель инвестиционного проекта по форме, установленной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, либо паспорт инвестиционного проекта и нотариально заверенную копию концессионного соглашения, концедентом по которому является Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство Российской Федерации, или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, или орган публичной власти федеральной территории, при условии, что такое концессионное соглашение реализуется в границах особой экономической зоны и осуществляемая в его рамках деятельность не противоречит деятельности в особой экономической зоне, либо паспорт инвестиционного проекта и договор о совместном производстве продукции, заключенный с резидентом особой экономической зоны;
"Казенные учреждения: бюджетный учет и отчетность: Учебник"
(Маслова Т.С., Журавлева Т.А.)
(под ред. Т.С. Масловой)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)Безусловно, стандарт "Концессионные соглашения" и внедрение его положений в практику положительным образом скажется как на качестве, так и на количестве инфраструктурных проектов, реализуемых по концессионной модели.
(Маслова Т.С., Журавлева Т.А.)
(под ред. Т.С. Масловой)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)Безусловно, стандарт "Концессионные соглашения" и внедрение его положений в практику положительным образом скажется как на качестве, так и на количестве инфраструктурных проектов, реализуемых по концессионной модели.
Статья: Концессии в ЖКХ. Мнения
(Пахомов С., Кржановский С., Довлатова Е., Багинская А., Сердюк О., Качкин Д., Сиваев С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 5)Сбербанк стал первопроходцем в создании кредитных решений для привлечения заемного финансирования в концессии ЖКХ, разработав рекомендованную форму концессионных соглашений. Этот документ стал своего рода эталоном для рынка, обеспечив юридическую основу и прозрачную финансовую модель расчета экономических эффектов и рисков.
(Пахомов С., Кржановский С., Довлатова Е., Багинская А., Сердюк О., Качкин Д., Сиваев С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 5)Сбербанк стал первопроходцем в создании кредитных решений для привлечения заемного финансирования в концессии ЖКХ, разработав рекомендованную форму концессионных соглашений. Этот документ стал своего рода эталоном для рынка, обеспечив юридическую основу и прозрачную финансовую модель расчета экономических эффектов и рисков.
Статья: Публичные закупки и государственно-частное партнерство как способы удовлетворения публичных нужд: проблемы конкуренции
(Винницкий А.В., Соловьев М.С.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 6)С учетом приведенных обстоятельств можно предположить, что орган публичной администрации на стадии выбора между публичными закупками и государственно-частным партнерством должен адекватно идентифицировать характер публичных потребностей (сугубо создание объекта либо также его эксплуатация в целях осуществления делегированной публично значимой деятельности), соотнести их с финансовыми возможностями в условиях бюджетного процесса и, исходя из этого, определить интересующую роль и функции потенциального контрагента/партнера. Именно таким образом может быть корректно определена юридическая модель отношений сторон (государственный контракт или концессионное соглашение), суть которых составляет принципиально разная структура обязательств сторон. Ведь известно, что в рамках государственно-частного партнерства на первое место выходят взаимные обязательства сторон не денежного, а организационного характера, касающиеся передачи и возврата объекта, порядка его создания и содействия в этом публичного партнера, предоставления земельного участка и, главное, условий использования объекта и осуществления на его базе экономической деятельности. Именно от юридической структуры взаимных обязательств сторон зависит распределение экономических рисков для участников инвестиционного проекта.
(Винницкий А.В., Соловьев М.С.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 6)С учетом приведенных обстоятельств можно предположить, что орган публичной администрации на стадии выбора между публичными закупками и государственно-частным партнерством должен адекватно идентифицировать характер публичных потребностей (сугубо создание объекта либо также его эксплуатация в целях осуществления делегированной публично значимой деятельности), соотнести их с финансовыми возможностями в условиях бюджетного процесса и, исходя из этого, определить интересующую роль и функции потенциального контрагента/партнера. Именно таким образом может быть корректно определена юридическая модель отношений сторон (государственный контракт или концессионное соглашение), суть которых составляет принципиально разная структура обязательств сторон. Ведь известно, что в рамках государственно-частного партнерства на первое место выходят взаимные обязательства сторон не денежного, а организационного характера, касающиеся передачи и возврата объекта, порядка его создания и содействия в этом публичного партнера, предоставления земельного участка и, главное, условий использования объекта и осуществления на его базе экономической деятельности. Именно от юридической структуры взаимных обязательств сторон зависит распределение экономических рисков для участников инвестиционного проекта.
Статья: Концессии и соглашения о публично-частном партнерстве: сравнительный анализ и вопросы права собственности
(Баженов А.Ю.)
("Правосудие/Justice", 2025, N 2)8. Глазачев Д.И. Особенности осуществления права собственности на объекты, созданные по результатам реализации проектов, оформленных в виде соглашения о ГЧП и концессионного соглашения. Проблема правового регулирования // Евразийский юридический журнал. 2023. N 6 (181). С. 148 - 149.
(Баженов А.Ю.)
("Правосудие/Justice", 2025, N 2)8. Глазачев Д.И. Особенности осуществления права собственности на объекты, созданные по результатам реализации проектов, оформленных в виде соглашения о ГЧП и концессионного соглашения. Проблема правового регулирования // Евразийский юридический журнал. 2023. N 6 (181). С. 148 - 149.
Статья: Поощрение частной инициативы и защита частных интересов в инвестировании: правовой аспект
(Белицкая А.В.)
("Предпринимательское право", 2023, N 2)Отрадно отметить, что в настоящее время в российском законодательстве поддерживается либеральная модель государственно-частного партнерства, которая когда-то позволила правительству Джона Мейджора выйти из кризиса (1992 г., Великобритания), когда он провозгласил концепцию частной финансовой инициативы в качестве концепции управления государственной собственностью. Данная концепция противопоставляется французской административной модели, где концессионное соглашение в основном представляет собой "пожалование государства", предоставление частному инвестору возможности реализовать проект по замыслу государства, что в целом близко к государственным контрактам. Как отмечает Г.А. Гаджиев, российская Конституция не исключает самую разнообразную экономическую политику, как основанную на усилении государственного регулирования экономической деятельности, так и базирующуюся на более либеральных экономических воззрениях <13>. Поэтому создание государством условий для проявления предпринимателем и инвестором частной инициативы вписывается в общий вектор государственной экономической политики Российской Федерации.
(Белицкая А.В.)
("Предпринимательское право", 2023, N 2)Отрадно отметить, что в настоящее время в российском законодательстве поддерживается либеральная модель государственно-частного партнерства, которая когда-то позволила правительству Джона Мейджора выйти из кризиса (1992 г., Великобритания), когда он провозгласил концепцию частной финансовой инициативы в качестве концепции управления государственной собственностью. Данная концепция противопоставляется французской административной модели, где концессионное соглашение в основном представляет собой "пожалование государства", предоставление частному инвестору возможности реализовать проект по замыслу государства, что в целом близко к государственным контрактам. Как отмечает Г.А. Гаджиев, российская Конституция не исключает самую разнообразную экономическую политику, как основанную на усилении государственного регулирования экономической деятельности, так и базирующуюся на более либеральных экономических воззрениях <13>. Поэтому создание государством условий для проявления предпринимателем и инвестором частной инициативы вписывается в общий вектор государственной экономической политики Российской Федерации.
Статья: Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Анализ реализации концессионных соглашений в отношении объектов по производству, передаче и распределению электрической энергии, объектов энергоснабжения, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов благоустройства территорий, объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения" (с учетом материалов контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации)
(Трунова Н.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 5)о разработке типовой формы расчетной финансово-экономической модели КС в сфере ЖКХ.
(Трунова Н.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 5)о разработке типовой формы расчетной финансово-экономической модели КС в сфере ЖКХ.
Статья: К вопросу о юридических гарантиях деятельности медицинских работников при реализации проектов государственно-частного партнерства
(Фроловский Н.Г.)
("Медицинское право", 2022, N 4)Как и любая иная недвижимость, здание поликлиники, стационара, диализного центра или иного медицинского подразделения, требует от собственника или иного законного владельца постоянного ухода, а также модернизации (реконструкции), что неразрывно связано с вложением значительных финансовых средств.
(Фроловский Н.Г.)
("Медицинское право", 2022, N 4)Как и любая иная недвижимость, здание поликлиники, стационара, диализного центра или иного медицинского подразделения, требует от собственника или иного законного владельца постоянного ухода, а также модернизации (реконструкции), что неразрывно связано с вложением значительных финансовых средств.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Данные предложения, безусловно, опираются на высказанные выше предложения о необходимости финансово-экономического моделирования проектов КРТ с целью обоснования возложения обязанностей по инфраструктурной обеспеченности на ту или иную сторону. Соответственно, определение случаев, когда лицо, обязанное по договору о КРТ создать объекты инфраструктуры, вправе заключить концессионное соглашение для исполнения данной обязанности, должно опираться на такое финансово-экономическое моделирование. Так, если финансово-экономическое моделирование показывает низкую рентабельность проекта КРТ, однако в тех или иных целях (в том числе указанных выше) обязательства по созданию инфраструктуры возлагаются на частного инвестора, то ему должно быть предоставлено право заключить концессионное соглашение для создания такой инфраструктуры, предусматривающее финансовое участие публичного субъекта. Если, наоборот, финансово-экономическое моделирование реализации проекта КРТ и так показывает высокую ожидаемую доходность (сверхдоходность) <1>, то частный инвестор самостоятельно должен осуществлять создание инфраструктуры, возложенное на него в рамках договора о КРТ.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Данные предложения, безусловно, опираются на высказанные выше предложения о необходимости финансово-экономического моделирования проектов КРТ с целью обоснования возложения обязанностей по инфраструктурной обеспеченности на ту или иную сторону. Соответственно, определение случаев, когда лицо, обязанное по договору о КРТ создать объекты инфраструктуры, вправе заключить концессионное соглашение для исполнения данной обязанности, должно опираться на такое финансово-экономическое моделирование. Так, если финансово-экономическое моделирование показывает низкую рентабельность проекта КРТ, однако в тех или иных целях (в том числе указанных выше) обязательства по созданию инфраструктуры возлагаются на частного инвестора, то ему должно быть предоставлено право заключить концессионное соглашение для создания такой инфраструктуры, предусматривающее финансовое участие публичного субъекта. Если, наоборот, финансово-экономическое моделирование реализации проекта КРТ и так показывает высокую ожидаемую доходность (сверхдоходность) <1>, то частный инвестор самостоятельно должен осуществлять создание инфраструктуры, возложенное на него в рамках договора о КРТ.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Ключевой положительный аспект модели концессионных соглашений, СГЧП в рамках КРТ для публичной стороны, по сравнению с закупкой или выкупом, состоит в том, что можно оформить более длительную, чем на 3 года, рассрочку платежей (подробнее об этом см. ниже).
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Ключевой положительный аспект модели концессионных соглашений, СГЧП в рамках КРТ для публичной стороны, по сравнению с закупкой или выкупом, состоит в том, что можно оформить более длительную, чем на 3 года, рассрочку платежей (подробнее об этом см. ниже).
Статья: Концессии в ЖКХ. Опыт регионов. Комментарии КСО
(Комлик В., Ермакова Л., Тулякова И., Карнакова И., Чиркова Ж., Сунцов Е., Ряшенцева Е.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 5)Предложения Счетной палаты о необходимости разработки типовой формы расчетной финансово-экономической модели концессионного соглашения в сфере ЖКХ, определения минимального объема инвестиционных обязательств концессионера, разработки системных мер поддержки концессионных проектов рациональны и направлены на обеспечение достижения запланированного результата при реализации концессионных соглашений.
(Комлик В., Ермакова Л., Тулякова И., Карнакова И., Чиркова Ж., Сунцов Е., Ряшенцева Е.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 5)Предложения Счетной палаты о необходимости разработки типовой формы расчетной финансово-экономической модели концессионного соглашения в сфере ЖКХ, определения минимального объема инвестиционных обязательств концессионера, разработки системных мер поддержки концессионных проектов рациональны и направлены на обеспечение достижения запланированного результата при реализации концессионных соглашений.