ФКУ освобождены от уплаты государственной пошлины
Подборка наиболее важных документов по запросу ФКУ освобождены от уплаты государственной пошлины (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Освобождение государственных органов от уплаты госпошлины в гражданском процессе
(КонсультантПлюс, 2024)Участие ФГКУ... в рассмотрении дела по иску гражданина в качестве ответчика и последующее обжалование... вынесенных по делу судебных постановлений в апелляционном порядке обусловлены осуществлением им полномочий работодателя при одновременной реализации делегированных Министерством обороны РФ компетенций, в связи с чем федеральное государственное казенное учреждение... освобождается от уплаты государственной пошлины..."
(КонсультантПлюс, 2024)Участие ФГКУ... в рассмотрении дела по иску гражданина в качестве ответчика и последующее обжалование... вынесенных по делу судебных постановлений в апелляционном порядке обусловлены осуществлением им полномочий работодателя при одновременной реализации делегированных Министерством обороны РФ компетенций, в связи с чем федеральное государственное казенное учреждение... освобождается от уплаты государственной пошлины..."
Позиция ВС РФ, ВАС РФ: По вопросу о том, достаточно ли наличия статуса госоргана (органа местного самоуправления) для освобождения от уплаты госпошлины при обращении в арбитражные суды, если при подаче иска лицо не выполняет функции такого органа, есть две позиции высших судов
Определение Верховного Суда РФ от 26.11.2018 N 305-ЭС18-14112 по делу N А41-8360/2018, Постановление Президиума ВАС РФ от 21.09.2010 N 5658/10 по делу N ВА73-13725/2009 и другие акты высших судов
Применимые нормы: пп. 1, 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ, ст. 102, п. 2 ч. 1 ст. 126 АПК РФПримечание. Минфин России не поддерживает освобождение федеральных казенных учреждений от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством, арбитражными судами (Письмо Минфина России от 18.05.2022 N 03-05-05-03/45751).
Определение Верховного Суда РФ от 26.11.2018 N 305-ЭС18-14112 по делу N А41-8360/2018, Постановление Президиума ВАС РФ от 21.09.2010 N 5658/10 по делу N ВА73-13725/2009 и другие акты высших судов
Применимые нормы: пп. 1, 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ, ст. 102, п. 2 ч. 1 ст. 126 АПК РФПримечание. Минфин России не поддерживает освобождение федеральных казенных учреждений от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством, арбитражными судами (Письмо Минфина России от 18.05.2022 N 03-05-05-03/45751).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Беляев М.А., Бондарева Э.С., Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Пример. Согласно материалам судебного дела, изложенным в Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 декабря 2017 г. N Ф01-5921/2017 по делу N А29-1989/2017 о признании незаконным решения Государственной межрайонной инспекции по надзору за самоходными машинами и другими видами техники, инспекция отказала собственнику колесного экскаватора (федеральному государственному казенному учреждению) в предоставлении государственной услуги по перерегистрации транспортного средства по причине неуплаты государственной пошлины за совершение регистрационных действий. Суд удовлетворил требование, поскольку статус учреждения как органа государственной власти обусловлен его наделением определенными властными полномочиями, а потому учреждение освобождено от обязанности по уплате госпошлины за совершение юридически значимых действий.
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Беляев М.А., Бондарева Э.С., Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Пример. Согласно материалам судебного дела, изложенным в Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 декабря 2017 г. N Ф01-5921/2017 по делу N А29-1989/2017 о признании незаконным решения Государственной межрайонной инспекции по надзору за самоходными машинами и другими видами техники, инспекция отказала собственнику колесного экскаватора (федеральному государственному казенному учреждению) в предоставлении государственной услуги по перерегистрации транспортного средства по причине неуплаты государственной пошлины за совершение регистрационных действий. Суд удовлетворил требование, поскольку статус учреждения как органа государственной власти обусловлен его наделением определенными властными полномочиями, а потому учреждение освобождено от обязанности по уплате госпошлины за совершение юридически значимых действий.
"Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(4-е издание, исправленное и переработанное)
(под ред. В.В. Яркова)
("Статут", 2020)2) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым ВС РФ, арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков. Введение данного положения вызвало немало вопросов у судов, так как ранее освобождение от уплаты государственной пошлины устанавливалось для тех случаев, когда государственные органы выступают в защиту чужих интересов. Однако в подп. 2 п. 1 ст. 333.37 НК прямо указано на то, что государственные органы, органы местного самоуправления, выступают в суде в качестве истцов или ответчиков. Постепенно в ВС РФ сложилась практика распространения указанной льготы на федеральные казенные учреждения, учреждения ГУВСИН России, Министерство обороны РФ и пр. <1>;
(постатейный)
(4-е издание, исправленное и переработанное)
(под ред. В.В. Яркова)
("Статут", 2020)2) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым ВС РФ, арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков. Введение данного положения вызвало немало вопросов у судов, так как ранее освобождение от уплаты государственной пошлины устанавливалось для тех случаев, когда государственные органы выступают в защиту чужих интересов. Однако в подп. 2 п. 1 ст. 333.37 НК прямо указано на то, что государственные органы, органы местного самоуправления, выступают в суде в качестве истцов или ответчиков. Постепенно в ВС РФ сложилась практика распространения указанной льготы на федеральные казенные учреждения, учреждения ГУВСИН России, Министерство обороны РФ и пр. <1>;
Нормативные акты
Приказ Роспатента от 25.07.2018 N 130
"Об утверждении Руководства по осуществлению административных процедур и действий в рамках предоставления государственной услуги по государственной регистрации топологии интегральной микросхемы и выдаче свидетельства о государственной регистрации топологии интегральной микросхемы, его дубликата"Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 10 мая 2016 г. N 03-05-0403/26674 "Об освобождении федеральных государственных казенных учреждений, созданных для обеспечения деятельности государственных органов, от уплаты государственной пошлины за совершение юридически значимых действий".
"Об утверждении Руководства по осуществлению административных процедур и действий в рамках предоставления государственной услуги по государственной регистрации топологии интегральной микросхемы и выдаче свидетельства о государственной регистрации топологии интегральной микросхемы, его дубликата"Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 10 мая 2016 г. N 03-05-0403/26674 "Об освобождении федеральных государственных казенных учреждений, созданных для обеспечения деятельности государственных органов, от уплаты государственной пошлины за совершение юридически значимых действий".
Приказ Роспатента от 25.07.2018 N 129
"Об утверждении Руководства по осуществлению административных процедур и действий в рамках предоставления государственной услуги по государственной регистрации программы для электронных вычислительных машин или базы данных и выдаче свидетельств о государственной регистрации программы для электронных вычислительных машин или базы данных, их дубликатов"Кроме того, по вопросу освобождения от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.35 Налогового кодекса учреждений и организаций, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, органов военного управления Минобороны России, учреждений, предназначенных для обеспечения деятельности Федеральной службы безопасности, необходимо принять во внимание письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 10 мая 2016 г. N 03-05-04-03/26674 "Об освобождении федеральных государственных казенных учреждений, созданных для обеспечения деятельности государственных органов, от уплаты государственной пошлины за совершение юридически значимых действий...". Согласно упомянутому письму, учреждения и организации, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел (такие как образовательные учреждения, научно-исследовательские, медико-санитарные и санаторно-курортные организации системы МВД России), предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности (предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности), а также органы военного управления, созданные в целях обороны и безопасности государства, должны освобождаться от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.35 Налогового кодекса.
"Об утверждении Руководства по осуществлению административных процедур и действий в рамках предоставления государственной услуги по государственной регистрации программы для электронных вычислительных машин или базы данных и выдаче свидетельств о государственной регистрации программы для электронных вычислительных машин или базы данных, их дубликатов"Кроме того, по вопросу освобождения от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.35 Налогового кодекса учреждений и организаций, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, органов военного управления Минобороны России, учреждений, предназначенных для обеспечения деятельности Федеральной службы безопасности, необходимо принять во внимание письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 10 мая 2016 г. N 03-05-04-03/26674 "Об освобождении федеральных государственных казенных учреждений, созданных для обеспечения деятельности государственных органов, от уплаты государственной пошлины за совершение юридически значимых действий...". Согласно упомянутому письму, учреждения и организации, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел (такие как образовательные учреждения, научно-исследовательские, медико-санитарные и санаторно-курортные организации системы МВД России), предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности (предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности), а также органы военного управления, созданные в целях обороны и безопасности государства, должны освобождаться от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.35 Налогового кодекса.