Форма ОП опека

Подборка наиболее важных документов по запросу Форма ОП опека (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18.09.2018 N 5-КГ18-196
Требование: О признании незаконным распоряжения об отказе в заключении договора о приемной семье, возложении обязанности заключить договор, взыскании невыплаченных денежных средств.
Обстоятельства: Истица полагает, что распоряжение об отказе в заключении договора о приемной семье является незаконным.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку решение органов опеки и попечительства о выборе формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, не может носить произвольный и избирательный характер, иметь предпочтения и ограничения, не установленные нормами закона. Форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, избирается исходя из интересов детей.
В обоснование исковых требований Фролова М.Ю. указала, что на основании постановления администрации муниципального образования муниципального округа "Георгиевский" г. Санкт-Петербурга от 3 июня 2016 г. N 23/1-1 установлена опека над несовершеннолетним Балабановым С.В., <...> года рождения, опекуном, исполняющим опекунские обязанности на возмездной основе, назначена Фролова М.Ю. На основании указанного постановления 3 июня 2016 г. между администрацией внутригородского муниципального образования г. Санкт-Петербурга муниципального округа "Георгиевский" и Фроловой М.Ю. был заключен договор о приемной семье, назначены денежные средства (ежемесячные) на содержание несовершеннолетнего Балабанова С.В. В связи с изменением места жительства приемного ребенка Балабанова С.В. и регистрацией его по месту жительства приемного родителя Фроловой М.Ю. по адресу: <...>, постановлением администрации муниципального округа "Георгиевский" г. Санкт-Петербурга от 20 июня 2016 г. N 12-2 личное дело подопечного Балабанова С.В. было снято с учета и направлено в УСЗН ЮЗАО г. Москвы для постановки на учет, а договор о приемной семье был досрочно расторгнут. Истец обратилась в ОСЗН района Черемушки г. Москвы с просьбой заключить договор о приемной семье и назначить денежные средства на подопечного. Распоряжением ОСЗН района Черемушки г. Москвы от 30 июня 2016 г. N 108-ОП малолетний был поставлен на учет, распоряжением от 5 сентября 2016 г. N 147-ОП в заключении договора о приемной семье истцу было отказано. По мнению истца, отказ в заключении договора является незаконным, кроме того, органами ОСЗН района Черемушки г. Москвы незаконно изменена форма опеки с возмездной на безвозмездную.
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 05.06.2018 N 5-КГ18-39
Требование: О признании незаконным решения об отказе в заключении договора о приемной семье, обязании заключить такой договор.
Обстоятельства: Основанием для отказа послужило отсутствие постоянной регистрации у несовершеннолетних. Но несовершеннолетние постоянно проживают со своим опекуном, имея регистрацию до достижения ими совершеннолетия, истцы считают отказ незаконным.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку решение органов опеки и попечительства о выборе формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, не может носить произвольного и избирательного характера, иметь предпочтения и ограничения, не установленные нормами закона. Форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, избирается исходя из их интересов.
Признавая незаконными ответ ОСЗН района Рязанский от 12 мая 2016 г. и распоряжения УСЗН ЮВАО г. Москвы от 29 июля 2016 г. N 193-ОП, 193/1-ОП, 193/2-ОП, суд первой инстанции указал на несостоятельность ссылок на уже имеющиеся в отношении Исаковой Н.Г. распоряжения о назначении ее опекуном на безвозмездной основе и отсутствие в отношении Тюрина И.Е. акта об установлении опеки над детьми, поскольку действующее законодательство не содержит запрета на изменение формы устройства детей, взятых под опеку.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Взаимодействие органов опеки и попечительства с государственными и муниципальными учреждениями (организациями) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
(Карпова О.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 2)
Очевидно, что при подготовке положений межведомственного взаимодействия необходимо учитывать особенности конкретного субъекта РФ. Региональные нормативные правовые акты о межведомственном взаимодействии должны соответствовать единым требованиям. В их содержание в обязательном порядке должны быть включены основные положения, к которым следует отнести: субъекты, порядок, формы и механизмы осуществления указанного взаимодействия. Также считаем необходимым включить в федеральную программу реформирования органов опеки и попечительства и учреждений для детей-сирот два существенных показателя, учитываемых при оценке необходимости проведения подобного реформирования на местах:

Нормативные акты