Формальное административное расследование
Подборка наиболее важных документов по запросу Формальное административное расследование (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения в области дорожного движения. Часть 2: Гражданин (Организация, ИП, Должностное лицо) обжалует привлечение к ответственности за нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного ТС
(КонсультантПлюс, 2024)суд признал доказательства по делу недопустимыми, т.к. административное расследование проведено формально, а не фактически, дело рассмотрено с нарушением подведомственности - не по месту выявления правонарушения
(КонсультантПлюс, 2024)суд признал доказательства по делу недопустимыми, т.к. административное расследование проведено формально, а не фактически, дело рассмотрено с нарушением подведомственности - не по месту выявления правонарушения
Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2024 N 12АП-540/2024 по делу N А12-21105/2023
Требование: О признании незаконным бездействия органа по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, выразившегося в уклонении от принятия решения о привлечении общества к административной ответственности.
Решение: Требование удовлетворено.Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что административным органом даны формальные ответы на обращения заявителя, которыми, по сути, отказано в возбуждении дела об административном правонарушении без надлежащей проверки изложенных в обращениях обстоятельств о возможных нарушениях требований законодательства, без проведения административного расследования и без вынесения надлежащим образом оформленного процессуального документа в виде определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Требование: О признании незаконным бездействия органа по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, выразившегося в уклонении от принятия решения о привлечении общества к административной ответственности.
Решение: Требование удовлетворено.Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что административным органом даны формальные ответы на обращения заявителя, которыми, по сути, отказано в возбуждении дела об административном правонарушении без надлежащей проверки изложенных в обращениях обстоятельств о возможных нарушениях требований законодательства, без проведения административного расследования и без вынесения надлежащим образом оформленного процессуального документа в виде определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Административное усмотрение в расследовании несчастных случаев на производстве и административном расследовании по делам о нарушениях государственных нормативных требований охраны труда
(Терехова А.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 3)Участие публичной администрации в расследовании несчастных случаев взаимосвязано с производством по делам об административных правонарушениях в сфере государственных нормативных требований охраны труда. В рамках данных видов административной деятельности возникают вопросы, связанные с применением административного усмотрения (дискреции). В отсутствие регламентации в законодательстве РФ дискреция активно исследуется в научной литературе и используется вышестоящими судами. В целях предотвращения угроз правам и интересам граждан и организаций от неконтролируемого проявления дискреции и обеспечения стабильности правопорядка определяется необходимость установления критериев усмотрения, которое реализуется в рамках административной практики органов публичной администрации посредством принятия административного акта. Кроме того, принципы защиты доверия, правовой определенности и пропорциональности (соразмерности) являются основой законности видов деятельности, их эффективности и обеспеченности конституционных прав контролируемых лиц. Целью исследования являются проблемы усмотрения при реализации порядка расследования и административного расследования по делам о нарушениях государственных нормативных требований охраны труда. В статье анализируется сущность усмотрения, приводится характеристика порядка расследования несчастных случаев на производстве в части оценки правовой определенности и формализации порядка, возможности влияния субъективных факторов на порядок, сроки и результаты расследования, а также исследуются проявления дискреции на примере административного расследования по делам о нарушениях государственных нормативных требований охраны труда. При этом используются формально-юридический, формально-логические и диалектические методы. А выводы сводятся к следующему: 1) административное усмотрение определяется через категории "выбор" и "свобода", ограниченные законом; 2) требуется большая правовая определенность порядка расследования; 3) следует избегать проведения и продления сроков административного расследования без должных на то оснований; 4) не утрачивают актуальности проблемы реализации соразмерности при назначении административного наказания.
(Терехова А.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 3)Участие публичной администрации в расследовании несчастных случаев взаимосвязано с производством по делам об административных правонарушениях в сфере государственных нормативных требований охраны труда. В рамках данных видов административной деятельности возникают вопросы, связанные с применением административного усмотрения (дискреции). В отсутствие регламентации в законодательстве РФ дискреция активно исследуется в научной литературе и используется вышестоящими судами. В целях предотвращения угроз правам и интересам граждан и организаций от неконтролируемого проявления дискреции и обеспечения стабильности правопорядка определяется необходимость установления критериев усмотрения, которое реализуется в рамках административной практики органов публичной администрации посредством принятия административного акта. Кроме того, принципы защиты доверия, правовой определенности и пропорциональности (соразмерности) являются основой законности видов деятельности, их эффективности и обеспеченности конституционных прав контролируемых лиц. Целью исследования являются проблемы усмотрения при реализации порядка расследования и административного расследования по делам о нарушениях государственных нормативных требований охраны труда. В статье анализируется сущность усмотрения, приводится характеристика порядка расследования несчастных случаев на производстве в части оценки правовой определенности и формализации порядка, возможности влияния субъективных факторов на порядок, сроки и результаты расследования, а также исследуются проявления дискреции на примере административного расследования по делам о нарушениях государственных нормативных требований охраны труда. При этом используются формально-юридический, формально-логические и диалектические методы. А выводы сводятся к следующему: 1) административное усмотрение определяется через категории "выбор" и "свобода", ограниченные законом; 2) требуется большая правовая определенность порядка расследования; 3) следует избегать проведения и продления сроков административного расследования без должных на то оснований; 4) не утрачивают актуальности проблемы реализации соразмерности при назначении административного наказания.
Статья: Административная ответственность за несвоевременное предоставление статистических данных в таможенный орган
(Косицин И.А., Косицина Л.А., Сазанова Н.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ, при любых перечисленных выше деяниях является формальным, т.е. не требующим установления наступления конкретных вредных материальных последствий. Об этом свидетельствуют и Методические рекомендации по квалификации и расследованию административных правонарушений, предусмотренных ст. 19.7.13 КоАП РФ <12>, изданные ФТС России. В них со ссылкой на ст. 26.1 КоАП РФ перечислены подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, возбужденному по ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ, следующие обстоятельства:
(Косицин И.А., Косицина Л.А., Сазанова Н.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ, при любых перечисленных выше деяниях является формальным, т.е. не требующим установления наступления конкретных вредных материальных последствий. Об этом свидетельствуют и Методические рекомендации по квалификации и расследованию административных правонарушений, предусмотренных ст. 19.7.13 КоАП РФ <12>, изданные ФТС России. В них со ссылкой на ст. 26.1 КоАП РФ перечислены подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, возбужденному по ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ, следующие обстоятельства:
Нормативные акты
<Письмо> Роспотребнадзора от 12.07.2007 N 0100/7062-07-32
"Об оптимизации практики применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при проведении административного расследования по делам, связанным с защитой прав потребителей в сфере потребительского кредитования"Также, во избежание появления формальных поводов для последующего оспаривания как такового факта проведения административного расследования при выявлении административного правонарушения в области защиты прав потребителей, должностному лицу, уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении, при решении вопроса о проведении административного расследования следует в обязательном порядке принимать во внимание цель законодательства о защите прав потребителей и его направленность (в данном случае применительно к сфере потребительского кредитования) на своевременное получение гражданами полной, необходимой и достоверной информации об услугах и об их исполнителях, обеспечение права на приобретение услуг надлежащего качества и защиту от включения в договор условий, ущемляющих права потребителей.
"Об оптимизации практики применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при проведении административного расследования по делам, связанным с защитой прав потребителей в сфере потребительского кредитования"Также, во избежание появления формальных поводов для последующего оспаривания как такового факта проведения административного расследования при выявлении административного правонарушения в области защиты прав потребителей, должностному лицу, уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении, при решении вопроса о проведении административного расследования следует в обязательном порядке принимать во внимание цель законодательства о защите прав потребителей и его направленность (в данном случае применительно к сфере потребительского кредитования) на своевременное получение гражданами полной, необходимой и достоверной информации об услугах и об их исполнителях, обеспечение права на приобретение услуг надлежащего качества и защиту от включения в договор условий, ущемляющих права потребителей.
<Письмо> ФТС России от 22.03.2022 N 01-07/15151
"О направлении разъяснений"При привлечении лиц к административной ответственности следует максимально оперативно осуществлять производство по делу об АП и определять судьбу товаров, исключив формальный подход в работе.
"О направлении разъяснений"При привлечении лиц к административной ответственности следует максимально оперативно осуществлять производство по делу об АП и определять судьбу товаров, исключив формальный подход в работе.