Формирование избирательной комиссии муниципального образования
Подборка наиболее важных документов по запросу Формирование избирательной комиссии муниципального образования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 05.09.2022 N 88а-21324/2022
Категория спора: Защита избирательных прав.
Требования: Об отмене решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидатом на избираемую должность.
Решение: Отказано.Из разъяснений, содержащихся в п. 13.2 Методических рекомендаций о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий, утвержденных постановлением ЦИК России от 17.02.2010 N 192/1337-5, следует, что член избирательной комиссии с правом решающего голоса не участвует в работе комиссии с момента принятия решения о приостановлении его полномочий.
Категория спора: Защита избирательных прав.
Требования: Об отмене решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидатом на избираемую должность.
Решение: Отказано.Из разъяснений, содержащихся в п. 13.2 Методических рекомендаций о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий, утвержденных постановлением ЦИК России от 17.02.2010 N 192/1337-5, следует, что член избирательной комиссии с правом решающего голоса не участвует в работе комиссии с момента принятия решения о приостановлении его полномочий.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 01.04.2022 N 33а-5224/2022
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: О признании незаконным акта об отказе во внесении изменений в постановление о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка.
Обстоятельства: Установлено, что постановление о постановке земельного участка на кадастровый учет в установленном законом порядке обжаловано не было, а следовательно, изменение установленных постановлением параметров спорного земельного участка, находящегося в долевой собственности, в рамках заявленной истцами процедуры невозможно.
Решение: Отказано.Разрешая заявленные требования и признавая незаконным оспариваемое решение от 1 июня 2021 года N 10-25/2094 об отказе во внесение изменений в постановление ИК МО г. Казани, суд первой инстанции отклонил довод административных ответчиков о том, что размер земельного участка площадью ... кв. м был определен на основании документов, поступивших от уполномоченных организаций, подготовивших проект межевания территории, на основании данных предоставленных собственниками и был сформирован по просьбе самих собственников, при том, что отсутствуют технические ошибки при утверждении данной площади земельного участка. Суд посчитал доказанным наличие реестровой ошибки в документах, выступивших основанием для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет, при подготовке проекта межевания территории, а потому пришел к выводу о незаконности отказа МКУ "Администрация Советского района ИК МО г. Казани" во внесении изменений в постановление от 10 ноября 2009 года N 9570 "О формировании земельного участка, занимаемого многоквартирным жилым домом <адрес>".
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: О признании незаконным акта об отказе во внесении изменений в постановление о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка.
Обстоятельства: Установлено, что постановление о постановке земельного участка на кадастровый учет в установленном законом порядке обжаловано не было, а следовательно, изменение установленных постановлением параметров спорного земельного участка, находящегося в долевой собственности, в рамках заявленной истцами процедуры невозможно.
Решение: Отказано.Разрешая заявленные требования и признавая незаконным оспариваемое решение от 1 июня 2021 года N 10-25/2094 об отказе во внесение изменений в постановление ИК МО г. Казани, суд первой инстанции отклонил довод административных ответчиков о том, что размер земельного участка площадью ... кв. м был определен на основании документов, поступивших от уполномоченных организаций, подготовивших проект межевания территории, на основании данных предоставленных собственниками и был сформирован по просьбе самих собственников, при том, что отсутствуют технические ошибки при утверждении данной площади земельного участка. Суд посчитал доказанным наличие реестровой ошибки в документах, выступивших основанием для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет, при подготовке проекта межевания территории, а потому пришел к выводу о незаконности отказа МКУ "Администрация Советского района ИК МО г. Казани" во внесении изменений в постановление от 10 ноября 2009 года N 9570 "О формировании земельного участка, занимаемого многоквартирным жилым домом <адрес>".
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Избирательные комиссии муниципальных образований: проблемы и нарушения
(Макаров И.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 10)Причины такого положения дел можно видеть в слабой развитости отделений политических партий на первичном уровне или в низкой заинтересованности партийных лидеров в локальной политической проблематике, что, наверное, является разными сторонами одного явления. Как бы то ни было, но проблематика муниципальной автономии в статусе избирательной комиссии муниципального образования <26> обратилась против самой идеи этого органа. Формирование избирательной комиссии муниципального образования только представительным органом в литературе неоднократно отмечалось в качестве недостатка <27>, в том числе в силу зависимости, в которую попадала комиссия.
(Макаров И.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 10)Причины такого положения дел можно видеть в слабой развитости отделений политических партий на первичном уровне или в низкой заинтересованности партийных лидеров в локальной политической проблематике, что, наверное, является разными сторонами одного явления. Как бы то ни было, но проблематика муниципальной автономии в статусе избирательной комиссии муниципального образования <26> обратилась против самой идеи этого органа. Формирование избирательной комиссии муниципального образования только представительным органом в литературе неоднократно отмечалось в качестве недостатка <27>, в том числе в силу зависимости, в которую попадала комиссия.
Статья: Особенности защиты избирательных прав в условиях применения актов избирательных комиссий рекомендательного характера или имеющих нормативные свойства
(Воронин Д.Ю.)
(Дальневосточный институт управления - филиал РАНХиГС, 2022)Рассмотрим сферу формирования избирательных комиссий, в которой в разные годы давались разные рекомендации, среди которых особо выделим Методические рекомендации к вопросу формирования окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления (далее - Методические рекомендации 2000 года) [5] и Методические рекомендации о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий (далее - Методические рекомендации 2010 года) [6].
(Воронин Д.Ю.)
(Дальневосточный институт управления - филиал РАНХиГС, 2022)Рассмотрим сферу формирования избирательных комиссий, в которой в разные годы давались разные рекомендации, среди которых особо выделим Методические рекомендации к вопросу формирования окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления (далее - Методические рекомендации 2000 года) [5] и Методические рекомендации о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий (далее - Методические рекомендации 2010 года) [6].
Нормативные акты
Федеральный закон от 14.03.2022 N 60-ФЗ
(ред. от 29.05.2023)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"8. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона избирательные комиссии муниципальных образований не формируются. Если на день вступления в силу настоящего Федерального закона осуществляется формирование избирательной комиссии муниципального образования, ее формирование прекращается, а в случае, если срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования истекает в 2022 году, срок полномочий такой избирательной комиссии продлевается до 1 января 2023 года.
(ред. от 29.05.2023)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"8. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона избирательные комиссии муниципальных образований не формируются. Если на день вступления в силу настоящего Федерального закона осуществляется формирование избирательной комиссии муниципального образования, ее формирование прекращается, а в случае, если срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования истекает в 2022 году, срок полномочий такой избирательной комиссии продлевается до 1 января 2023 года.
Федеральный закон от 21.07.2005 N 93-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации"Местный референдум по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования проводится в случае, если в течение одного месяца со дня вступления в силу закона субъекта Российской Федерации об установлении границ соответствующего муниципального образования с инициативой о проведении местного референдума выступила группа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом, которая образована в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации о проведении местного референдума. Указанная группа должна организовать сбор подписей жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом, в количестве не менее 3 процентов от их общей численности и представить подписные листы в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации в порядке и сроки, которые установлены федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации о проведении местного референдума. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации формирует избирательную комиссию муниципального образования, которая проверяет подлинность собранных подписей, назначает дату проведения местного референдума, а также осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации полномочия избирательной комиссии муниципального образования по проведению местного референдума. Полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Полномочия местной администрации по материально-техническому обеспечению проведения местного референдума осуществляет исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.";
(ред. от 08.08.2024)
"О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации"Местный референдум по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования проводится в случае, если в течение одного месяца со дня вступления в силу закона субъекта Российской Федерации об установлении границ соответствующего муниципального образования с инициативой о проведении местного референдума выступила группа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом, которая образована в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации о проведении местного референдума. Указанная группа должна организовать сбор подписей жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом, в количестве не менее 3 процентов от их общей численности и представить подписные листы в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации в порядке и сроки, которые установлены федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации о проведении местного референдума. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации формирует избирательную комиссию муниципального образования, которая проверяет подлинность собранных подписей, назначает дату проведения местного референдума, а также осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации полномочия избирательной комиссии муниципального образования по проведению местного референдума. Полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Полномочия местной администрации по материально-техническому обеспечению проведения местного референдума осуществляет исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.";