Формирование пенсионного дела
Подборка наиболее важных документов по запросу Формирование пенсионного дела (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 02.09.2024 по делу N 88-19962/2024 (УИД 13RS0023-01-2023-004222-66)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: О возложении обязанности предоставить копию выплатного дела.
Обстоятельства: Истец указал, что обратился к ответчику с заявлением о предоставлении выплатного дела. Ответчиком истцу направлен ответ на его обращение с приложением копии его пенсионного дела, с которым истец не согласен.
Решение: Отказано.Отказывая в удовлетворении исковых требований К. о возложении обязанности предоставить копию выплатного дела, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что копия пенсионного дела, на основании которого истцу установлена и выплачивается пенсия, получена им по адресу регистрации на основании его обращения к ответчику. При этом суд указал, что предоставление истцу копии пенсионного дела не свидетельствует о формировании ответчиком иного комплекта документов, поименованных как выплатное дело, различие в названиях обусловлено изменениями, внесенными в пенсионное законодательство.
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: О возложении обязанности предоставить копию выплатного дела.
Обстоятельства: Истец указал, что обратился к ответчику с заявлением о предоставлении выплатного дела. Ответчиком истцу направлен ответ на его обращение с приложением копии его пенсионного дела, с которым истец не согласен.
Решение: Отказано.Отказывая в удовлетворении исковых требований К. о возложении обязанности предоставить копию выплатного дела, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что копия пенсионного дела, на основании которого истцу установлена и выплачивается пенсия, получена им по адресу регистрации на основании его обращения к ответчику. При этом суд указал, что предоставление истцу копии пенсионного дела не свидетельствует о формировании ответчиком иного комплекта документов, поименованных как выплатное дело, различие в названиях обусловлено изменениями, внесенными в пенсионное законодательство.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 1183 "Наследование невыплаченных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию" ГК РФ"При рассмотрении дела суды обоснованно исходили из анализа приведенных правовых норм и пришли к верному выводу о том, что в данном случае выплата средств пенсионных накоплений, сформированных на пенсионном счете умершей З.З. подлежала выплате ее правопреемнику З.А., при этом положения ст. 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежали применению, поскольку в данной норме речь идет о подлежащих выплате наследодателю сумм пенсии и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств существования, тогда как при жизни ФИО1 дополнительная выплата не подлежала выплате и не была назначена. При этом, выплата средств пенсионных накоплений правопреемнику умершего застрахованного лица не является пенсией и денежной суммой, предоставленной гражданину в качестве средств существования, о чем свидетельствует ее разовый, но не периодический характер."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Юридическая природа и значение мотивационной функции права социального обеспечения
(Маматказин И.Р.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2022, N 1)Заметим, что дело в данном случае не в том, что благодаря данным решениям государство мотивирует граждан увеличивать состав семьи и заниматься уходом за детьми, а дело в том, что наряду с этим непроизвольно принижается социальная ценность труда для формирования пенсионных прав. Оплата труда не позволяет быть надежной основой пенсионного страхования. Застрахованные лица понимают, что во многих случаях они тех же и даже больших результатов в формировании пенсионных прав могут добиться иным путем, т.е. происходит смена мотивов, вместо мотива работать и получать вознаграждение в качестве приоритетного может быть выбран иной мотив, не связанный с работой. В настоящее время более пяти оснований, указанных в п. 12 ст. 15 Закона о страховых пенсиях, дают возможность формировать ИПК на нестраховой основе. При этом государственное пенсионное обеспечение не содержит подобных положений, в этом смысле оно более, чем обязательное пенсионное страхование, мотивирует государственных служащих на формирование пенсионных прав путем своего труда.
(Маматказин И.Р.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2022, N 1)Заметим, что дело в данном случае не в том, что благодаря данным решениям государство мотивирует граждан увеличивать состав семьи и заниматься уходом за детьми, а дело в том, что наряду с этим непроизвольно принижается социальная ценность труда для формирования пенсионных прав. Оплата труда не позволяет быть надежной основой пенсионного страхования. Застрахованные лица понимают, что во многих случаях они тех же и даже больших результатов в формировании пенсионных прав могут добиться иным путем, т.е. происходит смена мотивов, вместо мотива работать и получать вознаграждение в качестве приоритетного может быть выбран иной мотив, не связанный с работой. В настоящее время более пяти оснований, указанных в п. 12 ст. 15 Закона о страховых пенсиях, дают возможность формировать ИПК на нестраховой основе. При этом государственное пенсионное обеспечение не содержит подобных положений, в этом смысле оно более, чем обязательное пенсионное страхование, мотивирует государственных служащих на формирование пенсионных прав путем своего труда.
Статья: Конституционная идентичность стран Вышеградской группы и России: сравнительно-правовое исследование
(Белослудцев О.С., Бухмин С.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 2)Еще одной важной особенностью концептуализации доктрины конституционной идентичности являются сравнительно редкие упоминания концепции национальной идентичности и других нематериальных компонентов идентичности. В решении по делу о Словацких пенсиях Конституционный суд Чехии, конечно, упоминает общие исторические условия формирования двух государств как важный фактор конституционного развития Чехии, но, по нашему мнению, вряд ли этот "исторический фактор" является частью конституционной идентичности Чехии <58>. Определенное мнение о роли этого концепта можно будет высказать в будущем и только в том случае, если он будет использован при идентификации положений материального ядра конституции. В Венгрии и Польше этим нематериальным компонентам идентичности уделяется гораздо больше внимания. Например, как мы указывали выше, в Венгрии одним из основных компонентов конституционной идентичности выступает историческая конституция. Следует принять во внимание, что чешские ученые Д. Косарж и Л. Выгнанек по этому вопросу придерживаются иного мнения. Они утверждают, что чешская конституционная идентичность напрямую связана с "народной конституционной идентичностью", которая основана на уникальных исторических обстоятельствах возникновения чешской государственности <59>. На наш взгляд, из решения самого суда это не следует, иначе он бы высказался по этому вопросу более конкретно, прямо включив нематериальный компонент в дефиницию.
(Белослудцев О.С., Бухмин С.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 2)Еще одной важной особенностью концептуализации доктрины конституционной идентичности являются сравнительно редкие упоминания концепции национальной идентичности и других нематериальных компонентов идентичности. В решении по делу о Словацких пенсиях Конституционный суд Чехии, конечно, упоминает общие исторические условия формирования двух государств как важный фактор конституционного развития Чехии, но, по нашему мнению, вряд ли этот "исторический фактор" является частью конституционной идентичности Чехии <58>. Определенное мнение о роли этого концепта можно будет высказать в будущем и только в том случае, если он будет использован при идентификации положений материального ядра конституции. В Венгрии и Польше этим нематериальным компонентам идентичности уделяется гораздо больше внимания. Например, как мы указывали выше, в Венгрии одним из основных компонентов конституционной идентичности выступает историческая конституция. Следует принять во внимание, что чешские ученые Д. Косарж и Л. Выгнанек по этому вопросу придерживаются иного мнения. Они утверждают, что чешская конституционная идентичность напрямую связана с "народной конституционной идентичностью", которая основана на уникальных исторических обстоятельствах возникновения чешской государственности <59>. На наш взгляд, из решения самого суда это не следует, иначе он бы высказался по этому вопросу более конкретно, прямо включив нематериальный компонент в дефиницию.
Нормативные акты
Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ
(ред. от 28.02.2025)
"О страховых пенсиях"8) выплатное дело - комплект соответствующих установленным требованиям документов в подлиннике и (или) в копии на бумажном носителе или в электронной форме, на основании которых гражданину установлены и выплачиваются пенсия (пенсии), дополнительное материальное обеспечение и иные выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(ред. от 28.02.2025)
"О страховых пенсиях"8) выплатное дело - комплект соответствующих установленным требованиям документов в подлиннике и (или) в копии на бумажном носителе или в электронной форме, на основании которых гражданину установлены и выплачиваются пенсия (пенсии), дополнительное материальное обеспечение и иные выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказ Минтруда России от 04.08.2021 N 538н
(ред. от 25.09.2024)
"Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 19.10.2021 N 65471)Зарегистрировано в Минюсте России 19 октября 2021 г. N 65471
(ред. от 25.09.2024)
"Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 19.10.2021 N 65471)Зарегистрировано в Минюсте России 19 октября 2021 г. N 65471
Статья: О правовой природе фонда гарантирования пенсионных резервов
(Паршукова А.П.)
("Финансовое право", 2024, N 9)Индивидуальная безвозмездность гарантийных взносов обусловлена в первую очередь публично-правовыми целями их уплаты. На необходимость учета конституционных основ установления и взимания обязательных неналоговых платежей обращал внимание Конституционный Суд РФ <6>. С учетом положений ч. 6 ст. 75 и ст. 75.1 Конституции <7> гарантийные взносы обеспечивают функционирование системы пенсионного обеспечения, направлены на формирование условий повышения благосостояния граждан и их доверия государству. На основании изложенного финансовый механизм уплаты гарантийных взносов следует рассматривать не только как способ пополнения ФГПР в составе имущества Агентства, но и как необходимое условие осуществления НПФ деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и формированию долгосрочных сбережений. Таким образом, уплата гарантийных взносов носит индивидуально безвозмездный характер - денежные средства передаются НПФ - участником СГПУ в собственность Агентства при отсутствии встречного представления, но для достижения общественных, социально полезных, публичных целей.
(Паршукова А.П.)
("Финансовое право", 2024, N 9)Индивидуальная безвозмездность гарантийных взносов обусловлена в первую очередь публично-правовыми целями их уплаты. На необходимость учета конституционных основ установления и взимания обязательных неналоговых платежей обращал внимание Конституционный Суд РФ <6>. С учетом положений ч. 6 ст. 75 и ст. 75.1 Конституции <7> гарантийные взносы обеспечивают функционирование системы пенсионного обеспечения, направлены на формирование условий повышения благосостояния граждан и их доверия государству. На основании изложенного финансовый механизм уплаты гарантийных взносов следует рассматривать не только как способ пополнения ФГПР в составе имущества Агентства, но и как необходимое условие осуществления НПФ деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и формированию долгосрочных сбережений. Таким образом, уплата гарантийных взносов носит индивидуально безвозмездный характер - денежные средства передаются НПФ - участником СГПУ в собственность Агентства при отсутствии встречного представления, но для достижения общественных, социально полезных, публичных целей.
Статья: Зачет нестраховых периодов, имевших место за границей, в страховой стаж для назначения страховой пенсии
(Курченко О.С.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2023, N 6)Эту связь законодатель формализовал путем отсылки при описании соответствующих видов деятельности, засчитываемых в страховой стаж, к положениям иных законодательных актов Российской Федерации: для военной и иной приравненной к ней службы - к Закону РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу..." <10>, для осуществления судейских полномочий - к Закону РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (пп. 1 и 11 ч. 1 ст. 12 Закона о страховых пенсиях). Такой юридико-технический прием использован и в отношении периода сотрудничества граждан с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (п. 9 ч. 1 ст. 12), а также периода пребывания в добровольческом формировании (п. 12 ч. 1 ст. 12).
(Курченко О.С.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2023, N 6)Эту связь законодатель формализовал путем отсылки при описании соответствующих видов деятельности, засчитываемых в страховой стаж, к положениям иных законодательных актов Российской Федерации: для военной и иной приравненной к ней службы - к Закону РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу..." <10>, для осуществления судейских полномочий - к Закону РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (пп. 1 и 11 ч. 1 ст. 12 Закона о страховых пенсиях). Такой юридико-технический прием использован и в отношении периода сотрудничества граждан с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (п. 9 ч. 1 ст. 12), а также периода пребывания в добровольческом формировании (п. 12 ч. 1 ст. 12).
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете удержание с работника при увольнении суммы, выплаченной за неотработанные дни отпуска, если очередной оплачиваемый отпуск за текущий рабочий год был предоставлен работнику авансом в декабре прошлого календарного года? Удержание производится из заработной платы работника на основании соответствующего приказа руководителя...
(Консультация эксперта, 2025)По разъяснениям Минфина России, организации следует представить уточненный расчет по страховым взносам за период, в котором были излишне начислены страховые взносы на сумму отпускных работника. Он должен содержать уточненные персонифицированные сведения о данном работнике с целью корректного формирования его пенсионных прав. При этом не считается, что уточненный расчет представлен в связи с неотражением или неполным отражением сведений за прошлый период или из-за ошибок, приводящих к занижению сумм страховых взносов за тот же период. Дело в том, что отпускные, излишне начисленные и выплаченные при предоставлении работнику отпуска авансом, не являются следствием ошибки в определении базы для исчисления страховых взносов за прошлый период. Ведь на момент начисления отпускных информации о предстоящем увольнении не было (Письмо Минфина России от 17.10.2022 N 03-15-05/100327).
(Консультация эксперта, 2025)По разъяснениям Минфина России, организации следует представить уточненный расчет по страховым взносам за период, в котором были излишне начислены страховые взносы на сумму отпускных работника. Он должен содержать уточненные персонифицированные сведения о данном работнике с целью корректного формирования его пенсионных прав. При этом не считается, что уточненный расчет представлен в связи с неотражением или неполным отражением сведений за прошлый период или из-за ошибок, приводящих к занижению сумм страховых взносов за тот же период. Дело в том, что отпускные, излишне начисленные и выплаченные при предоставлении работнику отпуска авансом, не являются следствием ошибки в определении базы для исчисления страховых взносов за прошлый период. Ведь на момент начисления отпускных информации о предстоящем увольнении не было (Письмо Минфина России от 17.10.2022 N 03-15-05/100327).
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Стоит согласиться с тем, что аналогия права является правовым средством для формирования позиции суда, примером чему является Постановление Конституционного Суда РФ от 26.02.2018 N 10-П, в котором гражданско-правовой институт неосновательного обогащения нашел гармоничное применение в сфере публично-правовых отношений (в налоговых спорах, по делам о социальных выплатах, финансовой помощи, пенсионного обеспечения, в области обороны, воинской обязанности и военной службы и др.).
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Стоит согласиться с тем, что аналогия права является правовым средством для формирования позиции суда, примером чему является Постановление Конституционного Суда РФ от 26.02.2018 N 10-П, в котором гражданско-правовой институт неосновательного обогащения нашел гармоничное применение в сфере публично-правовых отношений (в налоговых спорах, по делам о социальных выплатах, финансовой помощи, пенсионного обеспечения, в области обороны, воинской обязанности и военной службы и др.).
Статья: О развитии накопительного компонента пенсионной системы России
(Козлов Н.Б.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, NN 3, 4)Предполагается, что в его рамках граждане смогут самостоятельно формировать пенсионные средства и определять их суммы. Однако налоговое и прочее стимулирование будет осуществляться при платежах в пределах 6% от заработной платы. Сохранность сумм ГПП гарантирует государство. Для осуществления депозитарных и клиринговых функций создается специальная организация - центральный оператор пенсионных счетов. ГПП будет реализовываться под контролем ЦБ.
(Козлов Н.Б.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, NN 3, 4)Предполагается, что в его рамках граждане смогут самостоятельно формировать пенсионные средства и определять их суммы. Однако налоговое и прочее стимулирование будет осуществляться при платежах в пределах 6% от заработной платы. Сохранность сумм ГПП гарантирует государство. Для осуществления депозитарных и клиринговых функций создается специальная организация - центральный оператор пенсионных счетов. ГПП будет реализовываться под контролем ЦБ.
Статья: Единый рынок Евразийского экономического союза: de jure, de facto, de lege ferenda
(Михалева Т.Н., Берман А.М.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)Таким образом, при рассмотрении вопросов признания квалификаций и образования необходимо обращаться не только к положениям статьи 97 Договора, но и к положениям, обеспечивающим функционирование единого рынка услуг. В доктрине предлагают для разграничения использовать критерии, выработанные в практике Суда ЕС для разведения свободы движения услуг и свободы движения трудящихся, а если говорить точнее, то предлагают использовать один из критериев - отсутствие отношений подчинения между поставщиком и потребителем услуг, в отличие от отношений найма [6, с. 169]. Полагаем, что это предложение представляет доктринальный интерес, но с точки зрения правоприменения целесообразно учитывать предписания положений Договора о ЕАЭС в части соотношения режима правового регулирования рынка услуг и трудовой миграции. Согласно пункту 5 статьи 65 Договора о ЕАЭС особенности въезда, выезда, пребывания и трудовой деятельности физических лиц регулируются статьями 96 - 98 Договора в части, не противоречащей разделу Договора о торговле услугами. С учетом "безусловного соблюдения принципа верховенства конституционных прав и свобод человека и гражданина" (преамбула Договора о ЕАЭС) полагаем, речь идет о применимом стандарте наибольшей защиты. Именно такой подход был избран Судом ЕАЭС в консультативном заключении от 20 декабря 2018 г. по делу "О пенсиях": "в связи с закрепленной в преамбуле Договора приверженностью безусловному соблюдению принципа верховенства конституционных прав и свобод человека и гражданина уровень таких прав и свобод, гарантированный Союзом, не может быть ниже, чем он обеспечивается в государствах-членах". Такой подход будет содействовать дальнейшему формированию Союза как единого пространства развития человеческого капитала.
(Михалева Т.Н., Берман А.М.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)Таким образом, при рассмотрении вопросов признания квалификаций и образования необходимо обращаться не только к положениям статьи 97 Договора, но и к положениям, обеспечивающим функционирование единого рынка услуг. В доктрине предлагают для разграничения использовать критерии, выработанные в практике Суда ЕС для разведения свободы движения услуг и свободы движения трудящихся, а если говорить точнее, то предлагают использовать один из критериев - отсутствие отношений подчинения между поставщиком и потребителем услуг, в отличие от отношений найма [6, с. 169]. Полагаем, что это предложение представляет доктринальный интерес, но с точки зрения правоприменения целесообразно учитывать предписания положений Договора о ЕАЭС в части соотношения режима правового регулирования рынка услуг и трудовой миграции. Согласно пункту 5 статьи 65 Договора о ЕАЭС особенности въезда, выезда, пребывания и трудовой деятельности физических лиц регулируются статьями 96 - 98 Договора в части, не противоречащей разделу Договора о торговле услугами. С учетом "безусловного соблюдения принципа верховенства конституционных прав и свобод человека и гражданина" (преамбула Договора о ЕАЭС) полагаем, речь идет о применимом стандарте наибольшей защиты. Именно такой подход был избран Судом ЕАЭС в консультативном заключении от 20 декабря 2018 г. по делу "О пенсиях": "в связи с закрепленной в преамбуле Договора приверженностью безусловному соблюдению принципа верховенства конституционных прав и свобод человека и гражданина уровень таких прав и свобод, гарантированный Союзом, не может быть ниже, чем он обеспечивается в государствах-членах". Такой подход будет содействовать дальнейшему формированию Союза как единого пространства развития человеческого капитала.
Статья: Уже пора умом Россию понимать? Требование пригодности в конституционном правосудии
(Должиков А.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2020, N 6)Удачным примером проверки требований пригодности и разумности применительно к проблеме дискриминации служит Постановление от 16 июля 2007 года N 12-П <119>. В нем рассматривалась проблема включения для цели назначения пенсий со стороны регионального закона периодов работы в партийных органах и органах власти СССР только на территории РСФСР, но не других союзных республик. В сущности, таким образом региональный парламент установил различие между двумя группами бывших советских служащих. Одна группа работала в пределах РСФСР, а другая группа - на территории иных союзных республик. Конституционный Суд РФ подчеркнул, что такие различия "не должны устанавливаться произвольно - они допустимы, если объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им; в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, и запрет вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях)". Следовательно, способность правовыми средствами достигать поставленных целей выражается в разумности различий между социальными группами. Видимо, схожесть положения двух групп советских служащих, которые работали на территории единого союзного государства, стала предпосылкой для сомнения в разумности регионального парламента. Такой активизм Конституционного Суда РФ можно объяснить несколькими обстоятельствами. Предметом обжалования было решение регионального, а не федерального законодателя. Вопросы правопреемства в связи с распадом СССР обычно относятся к числу наиболее важных и чувствительных в российском контексте. Кроме того, дело касалось не всех граждан, а узкой привилегированной группы чиновников. По сравнению с обычными пенсионерами их интересы, возможно, ближе для конституционных судей, которые со временем стали частью государственного аппарата. Последний вывод казался бы преувеличением, если бы в деле о недавней пенсионной реформе <120> Конституционный Суд РФ провел схожий тщательный анализ разумности законодательных различий между двумя группами пенсионеров, первую из которых составляют обычные пенсионеры, лишившиеся своих накоплений, а вторая группа включает в себя привилегированных пенсионеров (государственных служащих, военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и тому подобных), которые, напротив, сохранили пенсионные выплаты. Причем заявители прямо выдвигали аргумент о том, что законодателем не были "предприняты иные действенные меры по формированию бездефицитного бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации". Одной из таких мер и могло стать уравнивание в возрасте обычных и привилегированных пенсионеров.
(Должиков А.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2020, N 6)Удачным примером проверки требований пригодности и разумности применительно к проблеме дискриминации служит Постановление от 16 июля 2007 года N 12-П <119>. В нем рассматривалась проблема включения для цели назначения пенсий со стороны регионального закона периодов работы в партийных органах и органах власти СССР только на территории РСФСР, но не других союзных республик. В сущности, таким образом региональный парламент установил различие между двумя группами бывших советских служащих. Одна группа работала в пределах РСФСР, а другая группа - на территории иных союзных республик. Конституционный Суд РФ подчеркнул, что такие различия "не должны устанавливаться произвольно - они допустимы, если объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им; в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, и запрет вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях)". Следовательно, способность правовыми средствами достигать поставленных целей выражается в разумности различий между социальными группами. Видимо, схожесть положения двух групп советских служащих, которые работали на территории единого союзного государства, стала предпосылкой для сомнения в разумности регионального парламента. Такой активизм Конституционного Суда РФ можно объяснить несколькими обстоятельствами. Предметом обжалования было решение регионального, а не федерального законодателя. Вопросы правопреемства в связи с распадом СССР обычно относятся к числу наиболее важных и чувствительных в российском контексте. Кроме того, дело касалось не всех граждан, а узкой привилегированной группы чиновников. По сравнению с обычными пенсионерами их интересы, возможно, ближе для конституционных судей, которые со временем стали частью государственного аппарата. Последний вывод казался бы преувеличением, если бы в деле о недавней пенсионной реформе <120> Конституционный Суд РФ провел схожий тщательный анализ разумности законодательных различий между двумя группами пенсионеров, первую из которых составляют обычные пенсионеры, лишившиеся своих накоплений, а вторая группа включает в себя привилегированных пенсионеров (государственных служащих, военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и тому подобных), которые, напротив, сохранили пенсионные выплаты. Причем заявители прямо выдвигали аргумент о том, что законодателем не были "предприняты иные действенные меры по формированию бездефицитного бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации". Одной из таких мер и могло стать уравнивание в возрасте обычных и привилегированных пенсионеров.
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Распространение сроков давности на длительно невостребованные пенсионные выплаты. Следующее дело, дошедшее до Конституционного Суда РФ, примечательно тем, что спор возник применительно к единичному случаю и его можно рассматривать как казус. Однако последствия этого дела оказались весьма серьезными, что даже послужило поводом к пересмотру отдельных норм Закона РФ N 4468-1.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Распространение сроков давности на длительно невостребованные пенсионные выплаты. Следующее дело, дошедшее до Конституционного Суда РФ, примечательно тем, что спор возник применительно к единичному случаю и его можно рассматривать как казус. Однако последствия этого дела оказались весьма серьезными, что даже послужило поводом к пересмотру отдельных норм Закона РФ N 4468-1.
Статья: Доктрина Дж.Л. Кунца о системных изменениях науки международного права в XX в.
(Сигаури-Горский Е.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)Фигура Джозефа Лоуренца Кунца (1890 - 1970) по праву занимает одно из ведущих мест в истории науки международного права XX в. Дж. Кунц родился в Вене 1 апреля 1890 г. Получил две докторские степени в Венском университете <1>. До переезда в США, где он преподавал международное право на юридическом факультете Университета Толедо с 1934 г. и до выхода на пенсию, Дж. Кунц был приват-доцентом по международному праву в Венском университете и консультантом Министерства иностранных дел Венгрии по делу о венгерско-румынских оптантах <2>. Будучи представителем Венской школы международного права, сформировавшейся вокруг главного теоретика нормативизма Г. Кельзена (1881 - 1973), Кунц внес существенный вклад в общую теорию международного права, одновременно с этим проявляя живой интерес к латиноамериканской философии права и правовой практике латиноамериканских государств, опубликовав множество монографий на испанском языке <3>.
(Сигаури-Горский Е.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)Фигура Джозефа Лоуренца Кунца (1890 - 1970) по праву занимает одно из ведущих мест в истории науки международного права XX в. Дж. Кунц родился в Вене 1 апреля 1890 г. Получил две докторские степени в Венском университете <1>. До переезда в США, где он преподавал международное право на юридическом факультете Университета Толедо с 1934 г. и до выхода на пенсию, Дж. Кунц был приват-доцентом по международному праву в Венском университете и консультантом Министерства иностранных дел Венгрии по делу о венгерско-румынских оптантах <2>. Будучи представителем Венской школы международного права, сформировавшейся вокруг главного теоретика нормативизма Г. Кельзена (1881 - 1973), Кунц внес существенный вклад в общую теорию международного права, одновременно с этим проявляя живой интерес к латиноамериканской философии права и правовой практике латиноамериканских государств, опубликовав множество монографий на испанском языке <3>.
Статья: Участие прокурора в качестве ответчика в гражданском судопроизводстве
(Мирошниченко М.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 8)<1> Отчет Генеральной прокуратуры Российской Федерации по форме ЗИП ГАС за 2021 г., утвержденный Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 7 июня 2018 г. N 347 "Об утверждении и о введении в действие статистического отчета "Защита интересов органов прокуратуры в судах" по форме ЗИП ГАС и Инструкции по его формированию". Документ опубликован не был.
(Мирошниченко М.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 8)<1> Отчет Генеральной прокуратуры Российской Федерации по форме ЗИП ГАС за 2021 г., утвержденный Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 7 июня 2018 г. N 347 "Об утверждении и о введении в действие статистического отчета "Защита интересов органов прокуратуры в судах" по форме ЗИП ГАС и Инструкции по его формированию". Документ опубликован не был.