Форс мажор грузоперевозки
Подборка наиболее важных документов по запросу Форс мажор грузоперевозки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 34 "Ответственность перевозчика, фрахтовщика" Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта""Пунктом 23 постановления Пленума ВС РФ N 26 предусмотрено, что в силу статьи 796 ГК РФ, части 5 статьи 34 и статьи 36 Устава перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи грузополучателю или управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли: 1) вследствие обстоятельств непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ); 2) в результате ограничения или запрета движения транспортных средств по автомобильным дорогам, введенных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, не в период просрочки исполнения перевозчиком своих обязательств; 3) вследствие вины грузоотправителя, в том числе ненадлежащей упаковки груза (статья 404 ГК РФ); 4) вследствие естественной убыли массы груза, не превышающей ее норму."
Определение Верховного Суда РФ от 27.06.2024 N 308-ЭС24-9263 по делу N А32-31742/2022
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о солидарном взыскании ущерба по договору оказания транспортно-экспедиционных услуг.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено за счет одного из ответчиков, поскольку именно он взял на себя все обязанности и ответственность перевозчика. Доказательства заключения договора с остальными ответчиками отсутствуют. Размер причиненного истцу ущерба подтвержден заключением судебной экспертизы.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 15, 395, 793, 796, 801, 803 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о возложении на экспедитора ответственности за повреждение груза при его перевозке. Доказательств наличия обстоятельств непреодолимой силы, равно как и доказательств того, что ответчиком при транспортировке груза была обеспечена его сохранность с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась по условиям договора для надлежащего исполнения обязательств, обществом не представлено.
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о солидарном взыскании ущерба по договору оказания транспортно-экспедиционных услуг.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено за счет одного из ответчиков, поскольку именно он взял на себя все обязанности и ответственность перевозчика. Доказательства заключения договора с остальными ответчиками отсутствуют. Размер причиненного истцу ущерба подтвержден заключением судебной экспертизы.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 15, 395, 793, 796, 801, 803 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о возложении на экспедитора ответственности за повреждение груза при его перевозке. Доказательств наличия обстоятельств непреодолимой силы, равно как и доказательств того, что ответчиком при транспортировке груза была обеспечена его сохранность с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась по условиям договора для надлежащего исполнения обязательств, обществом не представлено.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по сделкам. Перевозка груза. Общая информация- обстоятельств непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ);
Статья: Если сроки доставки нарушены
(Слесарев С.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 4)В связи с этим считаем, что сложившаяся "санкционная" ситуация может расцениваться как форс-мажор, если в результате была заблокирована сама возможность перевозки-доставки груза. Однако суды в каждом конкретном случае будут рассматривать обстоятельства случившегося, действительно ли перевозчик не мог исполнить договор, мог ли избежать этого при обычной должной степени осмотрительности, предпринял ли все зависящие от него меры.
(Слесарев С.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 4)В связи с этим считаем, что сложившаяся "санкционная" ситуация может расцениваться как форс-мажор, если в результате была заблокирована сама возможность перевозки-доставки груза. Однако суды в каждом конкретном случае будут рассматривать обстоятельства случившегося, действительно ли перевозчик не мог исполнить договор, мог ли избежать этого при обычной должной степени осмотрительности, предпринял ли все зависящие от него меры.
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ
(ред. от 19.10.2023)
"Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024)Статья 29. Вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных независящих от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, погрузка и перевозка грузов, грузобагажа, перевозки порожних грузовых вагонов могут быть временно прекращены либо ограничены перевозчиком или владельцем инфраструктуры с немедленным уведомлением в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта о таком прекращении или об ограничении. Указанный руководитель устанавливает срок действия прекращения или ограничения погрузки и перевозки грузов, грузобагажа, перевозок порожних грузовых вагонов и уведомляет об этом перевозчиков и владельцев инфраструктур.
(ред. от 19.10.2023)
"Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024)Статья 29. Вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных независящих от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, погрузка и перевозка грузов, грузобагажа, перевозки порожних грузовых вагонов могут быть временно прекращены либо ограничены перевозчиком или владельцем инфраструктуры с немедленным уведомлением в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта о таком прекращении или об ограничении. Указанный руководитель устанавливает срок действия прекращения или ограничения погрузки и перевозки грузов, грузобагажа, перевозок порожних грузовых вагонов и уведомляет об этом перевозчиков и владельцев инфраструктур.