ФСД 2020
Подборка наиболее важных документов по запросу ФСД 2020 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 23.11.2021 по делу N 88-17689/2021
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования ПФР: О взыскании неосновательно полученной пенсии.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчик является получателем пенсии. Ответчику как неработающему пенсионеру, чья общая сумма материального обеспечения меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установлена федеральная социальная доплата к пенсии. В нарушение требований закона ответчик не сообщил истцу о своем трудоустройстве, в связи с чем необоснованно получил федеральную социальную доплату к пенсии.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Поскольку добросовестность гражданина (в данном случае К.) по требованиям о взыскании сумм федеральной социальной доплаты презюмируется, суду следовало возложить бремя доказывания недобросовестности ответчика при получении в мае, июне 2020 г. сумм федеральной социальной доплаты в размере 2 821,54 руб. на пенсионный орган, требующий их возврата.
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования ПФР: О взыскании неосновательно полученной пенсии.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчик является получателем пенсии. Ответчику как неработающему пенсионеру, чья общая сумма материального обеспечения меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установлена федеральная социальная доплата к пенсии. В нарушение требований закона ответчик не сообщил истцу о своем трудоустройстве, в связи с чем необоснованно получил федеральную социальную доплату к пенсии.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Поскольку добросовестность гражданина (в данном случае К.) по требованиям о взыскании сумм федеральной социальной доплаты презюмируется, суду следовало возложить бремя доказывания недобросовестности ответчика при получении в мае, июне 2020 г. сумм федеральной социальной доплаты в размере 2 821,54 руб. на пенсионный орган, требующий их возврата.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Уголовно-правовая охрана финансово-бюджетной сферы: научно-практическое пособие"
(отв. ред. И.И. Кучеров, О.А. Зайцев, С.Л. Нудель)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)По ч. 3 ст. 159.2 УК РФ осуждена Л., которая с целью незаконного получения социальной пенсии по случаю потери кормильца с федеральной социальной доплатой к пенсии и единовременной выплаты, с целью хищения денежных средств при получении социальных выплат, установленных законами и иными нормативными актами, путем предоставления заведомо ложных и недостоверных сведений обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ для назначения на своих несовершеннолетних детей Л.Н.П., Л.Е.П. социальной пенсии по случаю потери кормильца, предусмотренной п. 3 ст. 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" с федеральной социальной доплаты предусмотренной ч. 4 ст. 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и единовременной выплатой, предусмотренной п. 1 ст. 1 Федерального закона от 22 ноября 2016 г. N 385-ФЗ "О единовременной денежной выплате граждан, получающим пенсию". Л. умышленно сообщила заведомо ложные и недостоверные сведения об отце ее детей, указав, что ее скончавшийся отец Л.П.Ф. является отцом ее детей Л.Н.П., Л.Е.П. На основании представленных заведомо ложных и недостоверных сведений об отце ее детей Л. была назначена социальная пенсия по случаю потери кормильца с федеральной социальной доплатой и единовременной денежной выплатой. За период времени с 1 ноября 2015 г. по 30 апреля 2020 г. на ее расчетный счет поступили средства в сумме 868 769 руб. 87 коп. <1>.
(отв. ред. И.И. Кучеров, О.А. Зайцев, С.Л. Нудель)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)По ч. 3 ст. 159.2 УК РФ осуждена Л., которая с целью незаконного получения социальной пенсии по случаю потери кормильца с федеральной социальной доплатой к пенсии и единовременной выплаты, с целью хищения денежных средств при получении социальных выплат, установленных законами и иными нормативными актами, путем предоставления заведомо ложных и недостоверных сведений обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ для назначения на своих несовершеннолетних детей Л.Н.П., Л.Е.П. социальной пенсии по случаю потери кормильца, предусмотренной п. 3 ст. 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" с федеральной социальной доплаты предусмотренной ч. 4 ст. 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и единовременной выплатой, предусмотренной п. 1 ст. 1 Федерального закона от 22 ноября 2016 г. N 385-ФЗ "О единовременной денежной выплате граждан, получающим пенсию". Л. умышленно сообщила заведомо ложные и недостоверные сведения об отце ее детей, указав, что ее скончавшийся отец Л.П.Ф. является отцом ее детей Л.Н.П., Л.Е.П. На основании представленных заведомо ложных и недостоверных сведений об отце ее детей Л. была назначена социальная пенсия по случаю потери кормильца с федеральной социальной доплатой и единовременной денежной выплатой. За период времени с 1 ноября 2015 г. по 30 апреля 2020 г. на ее расчетный счет поступили средства в сумме 868 769 руб. 87 коп. <1>.
Статья: К вопросу об ответственности специального субъекта за преступления, предусмотренные статьями 159 - 159.6 Уголовного кодекса Российской Федерации
(Суворова С.В.)
("Мировой судья", 2024, N 1)Мошенничество при получении выплат занимает значимую статистическую позицию среди всех видов мошенничества, причем налицо тенденция к ее увеличению: если в 2019 г. доля осужденных за совершение данного вида мошенничества среди других осужденных за мошенничество составляла 9,6%, то в 2020 г. - 12%, в 2021 г. - 15,6% <5>. Особенности предмета мошенничества при получении выплат заключаются в том, что это специфический вид имущества, которое имеющее на то право лицо получает от государства в виде пособий, субсидий, компенсаций и проч. Соответственно, особенность субъекта данного преступления - в придании себе заведомо мнимого статуса нуждающегося в таких выплатах. В доктрине называют варианты совершения лицами мошенничества при получении выплат, указывая на факты предоставления такими гражданами фиктивных документов, содержащих заведомо ложные сведения, дающие право на получение таких выплат, либо несообщения ими о прекращении наличия оснований для получения выплат. Причем характер выплат весьма разнообразен: здесь авторами упоминаются и материнский капитал, и субсидии на оплату коммунальных услуг и жилого помещения, и пенсия по инвалидности, и другое <6>. Судебная практика содержит самые разнообразные примеры на этот счет. Так, приговором Мценского районного суда Орловской области от 17 ноября 2020 г. Л. была признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159.2 УК РФ. Последняя с целью незаконного получения социальной пенсии по случаю потери кормильца с федеральной социальной доплатой к пенсии и единовременной выплаты (путем предоставления заведомо ложных и недостоверных сведений) обратилась в местное управление Пенсионного фонда РФ для назначения на своих несовершеннолетних детей социальной пенсии по случаю потери кормильца.
(Суворова С.В.)
("Мировой судья", 2024, N 1)Мошенничество при получении выплат занимает значимую статистическую позицию среди всех видов мошенничества, причем налицо тенденция к ее увеличению: если в 2019 г. доля осужденных за совершение данного вида мошенничества среди других осужденных за мошенничество составляла 9,6%, то в 2020 г. - 12%, в 2021 г. - 15,6% <5>. Особенности предмета мошенничества при получении выплат заключаются в том, что это специфический вид имущества, которое имеющее на то право лицо получает от государства в виде пособий, субсидий, компенсаций и проч. Соответственно, особенность субъекта данного преступления - в придании себе заведомо мнимого статуса нуждающегося в таких выплатах. В доктрине называют варианты совершения лицами мошенничества при получении выплат, указывая на факты предоставления такими гражданами фиктивных документов, содержащих заведомо ложные сведения, дающие право на получение таких выплат, либо несообщения ими о прекращении наличия оснований для получения выплат. Причем характер выплат весьма разнообразен: здесь авторами упоминаются и материнский капитал, и субсидии на оплату коммунальных услуг и жилого помещения, и пенсия по инвалидности, и другое <6>. Судебная практика содержит самые разнообразные примеры на этот счет. Так, приговором Мценского районного суда Орловской области от 17 ноября 2020 г. Л. была признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159.2 УК РФ. Последняя с целью незаконного получения социальной пенсии по случаю потери кормильца с федеральной социальной доплатой к пенсии и единовременной выплаты (путем предоставления заведомо ложных и недостоверных сведений) обратилась в местное управление Пенсионного фонда РФ для назначения на своих несовершеннолетних детей социальной пенсии по случаю потери кормильца.
Нормативные акты
Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ
(ред. от 29.05.2024)
"О государственной социальной помощи"социальная доплата к пенсии - предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к страховой пенсии и (или) к пенсионному обеспечению, осуществляемому за счет средств федерального бюджета, с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации") в субъектах Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Социальная доплата к пенсии состоит из федеральной социальной доплаты к пенсии или региональной социальной доплаты к пенсии;
(ред. от 29.05.2024)
"О государственной социальной помощи"социальная доплата к пенсии - предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к страховой пенсии и (или) к пенсионному обеспечению, осуществляемому за счет средств федерального бюджета, с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации") в субъектах Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Социальная доплата к пенсии состоит из федеральной социальной доплаты к пенсии или региональной социальной доплаты к пенсии;
Приказ Минтруда России от 27.07.2021 N 512н
(ред. от 16.04.2024)
"Об утверждении Правил осуществления федеральной социальной доплаты к пенсии"
(Зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2021 N 64761)пункт 4 изменений, которые вносятся в приказы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 декабря 2019 г. N 799н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 января 2020 г., регистрационный N 57238);
(ред. от 16.04.2024)
"Об утверждении Правил осуществления федеральной социальной доплаты к пенсии"
(Зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2021 N 64761)пункт 4 изменений, которые вносятся в приказы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 декабря 2019 г. N 799н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 января 2020 г., регистрационный N 57238);