Функции муниципального контроля
Подборка наиболее важных документов по запросу Функции муниципального контроля (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 26.2 "Доказательства" КоАП РФ"Следовательно, в отсутствие доказательств возложения на административную комиссию функции муниципального контроля по соблюдению Правил благоустройства, к деятельности комиссии не могут быть применены положения части 3.1 статьи 28.1 КоАП РФ.
Позиция ВС РФ, ВАС РФ: Течение срока исковой давности по искам о защите права публичной собственности начинается со дня, когда публично-правовое образование в лице уполномоченного органа узнало или должно было узнать о нарушении своего права как собственника имущества и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права
Определение Верховного Суда РФ от 24.07.2018 N 5-КГ18-95 и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 1 ст. 200, ст. 301 ГК РФВ соответствии со ст. 72 ЗК РФ и ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ на органы местного самоуправления возложена функция проведения муниципального земельного контроля (в том числе контроля за недопущением самовольного занятия земель). Следовательно, о нарушении права собственности орган местного самоуправления может либо должен узнать со дня проведения проверки, и именно с этого момента подлежит исчислению срок исковой давности.
Определение Верховного Суда РФ от 24.07.2018 N 5-КГ18-95 и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 1 ст. 200, ст. 301 ГК РФВ соответствии со ст. 72 ЗК РФ и ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ на органы местного самоуправления возложена функция проведения муниципального земельного контроля (в том числе контроля за недопущением самовольного занятия земель). Следовательно, о нарушении права собственности орган местного самоуправления может либо должен узнать со дня проведения проверки, и именно с этого момента подлежит исчислению срок исковой давности.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В деле ООО "40-СОРОКОВЫЕ", просившего суд признать недействительным предписание, выданное комитетом по управлению муниципальным имуществом Березовского городского округа, согласно которому общество должно было демонтировать рекламную конструкцию, установленную без разрешения на установку и эксплуатацию, заявитель полагал, что комитет не наделен полномочиями в области муниципального контроля, не является органом муниципального контроля, не осуществляет функции муниципального контроля, не проводит мероприятия в соответствии с ч. 5 ст. 8.3 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), однако его доводы суд отклонил. Суд, ссылаясь на ст. 15, 16, 17.1 Закона N 131-ФЗ в ранее действовавшей редакции, ст. 1, 8.3 Закона N 294-ФЗ, указал, что отношения в сфере установки и эксплуатации рекламных конструкций подлежат муниципальному контролю, в связи с чем в целях защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при реализации органом местного самоуправления полномочий по выдаче хозяйствующим субъектам обязательных для исполнения предписаний применяются положения Закона N 294-ФЗ.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В деле ООО "40-СОРОКОВЫЕ", просившего суд признать недействительным предписание, выданное комитетом по управлению муниципальным имуществом Березовского городского округа, согласно которому общество должно было демонтировать рекламную конструкцию, установленную без разрешения на установку и эксплуатацию, заявитель полагал, что комитет не наделен полномочиями в области муниципального контроля, не является органом муниципального контроля, не осуществляет функции муниципального контроля, не проводит мероприятия в соответствии с ч. 5 ст. 8.3 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), однако его доводы суд отклонил. Суд, ссылаясь на ст. 15, 16, 17.1 Закона N 131-ФЗ в ранее действовавшей редакции, ст. 1, 8.3 Закона N 294-ФЗ, указал, что отношения в сфере установки и эксплуатации рекламных конструкций подлежат муниципальному контролю, в связи с чем в целях защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при реализации органом местного самоуправления полномочий по выдаче хозяйствующим субъектам обязательных для исполнения предписаний применяются положения Закона N 294-ФЗ.
Статья: О повышении эффективности государственного (муниципального) контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг
(Денисова А.А.)
("Финансовое право", 2025, N 5)В условиях наличия многочисленных злоупотреблений и хищений бюджетных средств функция государственного (муниципального) контроля становится главенствующей в системе закупок.
(Денисова А.А.)
("Финансовое право", 2025, N 5)В условиях наличия многочисленных злоупотреблений и хищений бюджетных средств функция государственного (муниципального) контроля становится главенствующей в системе закупок.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 19.7.2. Непредставление информации и документов или представление заведомо недостоверных информации и документов в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа, орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля
(ред. от 04.11.2025)Статья 19.7.2. Непредставление информации и документов или представление заведомо недостоверных информации и документов в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа, орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля
Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"2. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, наделенные в соответствии с уставом муниципального образования контрольными функциями, осуществляют контроль за соответствием деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления уставу муниципального образования и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам представительного органа муниципального образования.
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"2. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, наделенные в соответствии с уставом муниципального образования контрольными функциями, осуществляют контроль за соответствием деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления уставу муниципального образования и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам представительного органа муниципального образования.
Статья: Надзор за соблюдением прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля
(Худякова Н.В.)
("Законность", 2021, N 7)Выявлены массовые нарушения положений ст. 8.2 Закона N 294-ФЗ, Общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами (утв. Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2018 г. N 1680), а именно: отсутствие ежегодно утверждаемых программ профилактики; отсутствие обобщений практики осуществления муниципального контроля; отсутствие перечней актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении функции муниципального контроля; отсутствие обязательной к размещению информации на официальных сайтах контролирующих органов; правовые пробелы; несоответствие принятых нормативных правовых актов в рассматриваемой сфере положениям федерального и регионального законодательства и другие нарушения.
(Худякова Н.В.)
("Законность", 2021, N 7)Выявлены массовые нарушения положений ст. 8.2 Закона N 294-ФЗ, Общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами (утв. Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2018 г. N 1680), а именно: отсутствие ежегодно утверждаемых программ профилактики; отсутствие обобщений практики осуществления муниципального контроля; отсутствие перечней актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении функции муниципального контроля; отсутствие обязательной к размещению информации на официальных сайтах контролирующих органов; правовые пробелы; несоответствие принятых нормативных правовых актов в рассматриваемой сфере положениям федерального и регионального законодательства и другие нарушения.
"Участие государства в процессе несостоятельности (банкротства): монография"
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)В настоящее время представляется нецелесообразным закрепление в законодательстве Российской Федерации о саморегулируемых организациях принципа исключения дублирования функций государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, с одной стороны, и контроля, осуществляемого саморегулируемыми организациями в отношении своих членов, с другой стороны. Полное разграничение предметов контроля государства и саморегулируемой организации возможно только в тех случаях, когда государством эмпирическим путем будет установлена возможность передачи контроля деятельности хозяйствующих субъектов "в руки" самого предпринимательского или профессионального сообщества в лице саморегулируемой организации с обязательным членством <470>.
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)В настоящее время представляется нецелесообразным закрепление в законодательстве Российской Федерации о саморегулируемых организациях принципа исключения дублирования функций государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, с одной стороны, и контроля, осуществляемого саморегулируемыми организациями в отношении своих членов, с другой стороны. Полное разграничение предметов контроля государства и саморегулируемой организации возможно только в тех случаях, когда государством эмпирическим путем будет установлена возможность передачи контроля деятельности хозяйствующих субъектов "в руки" самого предпринимательского или профессионального сообщества в лице саморегулируемой организации с обязательным членством <470>.
Статья: Препятствовать госконтролю не стоит
("Главная книга", 2025, N 17)Кроме того, ст. 19.4.1 КоАП РФ дополнена примечанием, в котором разъясняется, что понимается под контрольными (надзорными) мероприятиями. Так, контрольные (надзорные) мероприятия - это любые виды мероприятий, осуществляемых в рамках любого вида госконтроля (надзора), муниципального контроля, реализации иных контрольных (надзорных) функций, возложенных на должностных лиц в соответствии с федеральными законами либо нормативно-правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ, в том числе проверки, спецрежимы госконтроля (надзора).
("Главная книга", 2025, N 17)Кроме того, ст. 19.4.1 КоАП РФ дополнена примечанием, в котором разъясняется, что понимается под контрольными (надзорными) мероприятиями. Так, контрольные (надзорные) мероприятия - это любые виды мероприятий, осуществляемых в рамках любого вида госконтроля (надзора), муниципального контроля, реализации иных контрольных (надзорных) функций, возложенных на должностных лиц в соответствии с федеральными законами либо нормативно-правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ, в том числе проверки, спецрежимы госконтроля (надзора).
Статья: Проблемы взаимодействия органов муниципального и государственного контроля (надзора) на примере контроля за землями, государственная собственность на которые не разграничена
(Шугрина Е.С.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 2)На важность отграничения этих статусов Минэкономразвития России обращало внимание еще в 2010 г. Так, в Письме от 13 декабря 2010 г. N Д23-5061 <3> говорится, что реализация функции муниципального земельного контроля не должна пониматься как реализация прав муниципального образования как собственника земельных участков, поскольку осуществление функции по муниципальному земельному контролю является функцией публично-правового образования. Одновременно муниципальное образование, являясь собственником или распорядителем соответствующих земельных участков, может выступать на рынке как хозяйствующий субъект и, соответственно, вступать в гражданско-правовые отношения (например, при заключении договоров купли-продажи или аренды земельных участков).
(Шугрина Е.С.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 2)На важность отграничения этих статусов Минэкономразвития России обращало внимание еще в 2010 г. Так, в Письме от 13 декабря 2010 г. N Д23-5061 <3> говорится, что реализация функции муниципального земельного контроля не должна пониматься как реализация прав муниципального образования как собственника земельных участков, поскольку осуществление функции по муниципальному земельному контролю является функцией публично-правового образования. Одновременно муниципальное образование, являясь собственником или распорядителем соответствующих земельных участков, может выступать на рынке как хозяйствующий субъект и, соответственно, вступать в гражданско-правовые отношения (например, при заключении договоров купли-продажи или аренды земельных участков).
Статья: Внешний муниципальный финансовый контроль в условиях реформирования муниципальной власти
(Аристова С.И., Демидов М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 2)Правовой основой возможности передачи полномочий по осуществлению функций внешнего муниципального финансового контроля стало изложение ч. 12 ст. 3 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ Федеральным законом от 27 декабря 2018 г. N 566-ФЗ в новой редакции <11>. В соответствии с ней начиная с 8 января 2019 г. представительные органы муниципальных образований в порядке, установленном законами субъектов РФ, получили право заключать с региональными контрольно-счетными органами соглашения на предмет передачи им полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.
(Аристова С.И., Демидов М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 2)Правовой основой возможности передачи полномочий по осуществлению функций внешнего муниципального финансового контроля стало изложение ч. 12 ст. 3 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ Федеральным законом от 27 декабря 2018 г. N 566-ФЗ в новой редакции <11>. В соответствии с ней начиная с 8 января 2019 г. представительные органы муниципальных образований в порядке, установленном законами субъектов РФ, получили право заключать с региональными контрольно-счетными органами соглашения на предмет передачи им полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.
Статья: Бухгалтерская отчетность учреждений как источник доказательств в процессе ведомственного контроля финансово-хозяйственной деятельности
(Головин С.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2022, N 12)Исследование приведенных характеристик доказательств применительно к процессу ведомственного контроля финансово-хозяйственной деятельности обусловлено его определением как "части единой системы государственного финансового контроля, обеспечивающей эффективность реализации контрольной функции государственного (муниципального) управления соответствующими органами исполнительной власти в отношении подведомственных учреждений посредством полноты охвата направлений деятельности и используемого инструментария финансового контроля с учетом отраслевой специфики" [11, с. 650 - 651].
(Головин С.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2022, N 12)Исследование приведенных характеристик доказательств применительно к процессу ведомственного контроля финансово-хозяйственной деятельности обусловлено его определением как "части единой системы государственного финансового контроля, обеспечивающей эффективность реализации контрольной функции государственного (муниципального) управления соответствующими органами исполнительной власти в отношении подведомственных учреждений посредством полноты охвата направлений деятельности и используемого инструментария финансового контроля с учетом отраслевой специфики" [11, с. 650 - 651].
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)Подразделение административно-публичных органов на виды по указанному критерию является достаточно условным, поскольку многие из этих органов осуществляют в соответствии со своим правовым статусом различные виды внешней публичной деятельности, некоторые из которых являются для них основными, а другие - дополнительными. Так, органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляют функцию по оказанию государственной услуги по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и функцию по контролю за соблюдением арбитражными управляющими законодательства о несостоятельности (банкротстве). Местные администрации выполняют функции оказания муниципальных услуг по предоставлению земельных участков, выдаче разрешений на строительство, разрешений на размещение рекламных конструкций и в то же время функции по муниципальному контролю за соблюдением обязательных требований, установленных муниципальными нормативными правовыми актами. Некоторые административно-публичные органы в комплексе осуществляют в административно-правовой сфере все или большинство указанных выше функций. Например, таможенные органы осуществляют следующие функции: предоставления государственных услуг (таможенное оформление товаров, выдача специальных разрешений), контроля (надзора) (таможенный контроль), выявления и пресечения таможенных правонарушений, привлечения лиц, их совершивших, к административной ответственности, разрешения споров, возникающих между организациями и физическими лицами, с одной стороны, и нижестоящими таможенными органами - с другой.
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)Подразделение административно-публичных органов на виды по указанному критерию является достаточно условным, поскольку многие из этих органов осуществляют в соответствии со своим правовым статусом различные виды внешней публичной деятельности, некоторые из которых являются для них основными, а другие - дополнительными. Так, органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляют функцию по оказанию государственной услуги по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и функцию по контролю за соблюдением арбитражными управляющими законодательства о несостоятельности (банкротстве). Местные администрации выполняют функции оказания муниципальных услуг по предоставлению земельных участков, выдаче разрешений на строительство, разрешений на размещение рекламных конструкций и в то же время функции по муниципальному контролю за соблюдением обязательных требований, установленных муниципальными нормативными правовыми актами. Некоторые административно-публичные органы в комплексе осуществляют в административно-правовой сфере все или большинство указанных выше функций. Например, таможенные органы осуществляют следующие функции: предоставления государственных услуг (таможенное оформление товаров, выдача специальных разрешений), контроля (надзора) (таможенный контроль), выявления и пресечения таможенных правонарушений, привлечения лиц, их совершивших, к административной ответственности, разрешения споров, возникающих между организациями и физическими лицами, с одной стороны, и нижестоящими таможенными органами - с другой.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)- принятие законопроекта позволит обеспечить: снижение издержек граждан и организаций на преодоление административных барьеров, взаимодействие с органами власти; повышение качества и эффективности исполнения принимаемых решений; повышение уровня удовлетворенности граждан и организаций качеством и доступностью государственных и муниципальных услуг; единообразную правовую регламентацию действий и процедур по исполнению государственных (муниципальных) функций, процедур внутренней деятельности органов власти и их взаимодействия между собой; оптимизацию показателей исполнения государственной (муниципальной) функции, в том числе в интересах граждан и организаций, реализация прав и обязанностей которых обеспечивается исполнением государственной (муниципальной) функции; доступность для граждан и организаций информации о порядке и ходе исполнения государственной (муниципальной) функции на каждой стадии; контроль исполнения государственных (муниципальных) функций.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)- принятие законопроекта позволит обеспечить: снижение издержек граждан и организаций на преодоление административных барьеров, взаимодействие с органами власти; повышение качества и эффективности исполнения принимаемых решений; повышение уровня удовлетворенности граждан и организаций качеством и доступностью государственных и муниципальных услуг; единообразную правовую регламентацию действий и процедур по исполнению государственных (муниципальных) функций, процедур внутренней деятельности органов власти и их взаимодействия между собой; оптимизацию показателей исполнения государственной (муниципальной) функции, в том числе в интересах граждан и организаций, реализация прав и обязанностей которых обеспечивается исполнением государственной (муниципальной) функции; доступность для граждан и организаций информации о порядке и ходе исполнения государственной (муниципальной) функции на каждой стадии; контроль исполнения государственных (муниципальных) функций.