Функции внутреннего аудита
Подборка наиболее важных документов по запросу Функции внутреннего аудита (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Эластичный аудит и внутренний контроль
(Суйц В.П., Сапронов С.Н.)
("Финансы", 2025, N 9)Следует отметить, что между функциями "внутренний аудит" и "внутренний контроль", конечно же, имеются существенные различия. Однако исследование данных функций не является предметом настоящей работы, в которой мы определим вышеуказанные функции общим термином - "контроль".
(Суйц В.П., Сапронов С.Н.)
("Финансы", 2025, N 9)Следует отметить, что между функциями "внутренний аудит" и "внутренний контроль", конечно же, имеются существенные различия. Однако исследование данных функций не является предметом настоящей работы, в которой мы определим вышеуказанные функции общим термином - "контроль".
Готовое решение: Как организовать систему управления рисками, внутреннего контроля и аудита в публичном обществе
(КонсультантПлюс, 2025)Поскольку сотрудники общества обладают более полной информацией о его деятельности, рекомендуем передать сторонней организации только часть функций внутреннего аудита, а оставшуюся часть закрепить за соответствующим подразделением общества. Такая схема облегчит проведение внутреннего аудита сторонней организацией и будет способствовать достоверности результатов.
(КонсультантПлюс, 2025)Поскольку сотрудники общества обладают более полной информацией о его деятельности, рекомендуем передать сторонней организации только часть функций внутреннего аудита, а оставшуюся часть закрепить за соответствующим подразделением общества. Такая схема облегчит проведение внутреннего аудита сторонней организацией и будет способствовать достоверности результатов.
Нормативные акты
"Международный стандарт аудита 315 (пересмотренный, 2019 г.) "Выявление и оценка рисков существенного искажения"
(введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 27.10.2021 N 163н)
(ред. от 16.10.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024)Рассмотрение функций службы внутреннего аудита в процессе получения понимания в отношении контрольной среды
(введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 27.10.2021 N 163н)
(ред. от 16.10.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024)Рассмотрение функций службы внутреннего аудита в процессе получения понимания в отношении контрольной среды
"Международный отчет о практике аудита 1000 "Особенности аудита финансовых инструментов"
(введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 09.01.2019 N 2н)
(ред. от 16.10.2023)Изучение характера, роли и деятельности функции внутреннего аудита
(введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 09.01.2019 N 2н)
(ред. от 16.10.2023)Изучение характера, роли и деятельности функции внутреннего аудита
Статья: Перспективы использования технологий искусственного интеллекта в работе внутреннего аудитора хозяйствующего субъекта
(Сафонова М.Ф., Алексеенко А.Ю.)
("Международный бухгалтерский учет", 2022, N 12)Выводы. Несмотря на невозможность передачи функции внутреннего аудита целиком либо ее части системам искусственного интеллекта в силу экономической нецелесообразности и недостаточного уровня развития соответствующей информационной инфраструктуры, прикладное использование отдельных элементов данной технологии способствует повышению эффективности внутреннего аудита. Машинное обучение как область знания теории искусственного интеллекта позволяет автоматизировать рутинные процессы внутреннего аудита и ориентировать данную функцию в область информационно-консультационного обеспечения бизнеса, способствуя ее отходу от контрольно-ревизионной деятельности.
(Сафонова М.Ф., Алексеенко А.Ю.)
("Международный бухгалтерский учет", 2022, N 12)Выводы. Несмотря на невозможность передачи функции внутреннего аудита целиком либо ее части системам искусственного интеллекта в силу экономической нецелесообразности и недостаточного уровня развития соответствующей информационной инфраструктуры, прикладное использование отдельных элементов данной технологии способствует повышению эффективности внутреннего аудита. Машинное обучение как область знания теории искусственного интеллекта позволяет автоматизировать рутинные процессы внутреннего аудита и ориентировать данную функцию в область информационно-консультационного обеспечения бизнеса, способствуя ее отходу от контрольно-ревизионной деятельности.
Статья: Тенденции развития правовых и управленческих механизмов внутреннего финансового аудита в бюджетной сфере в условиях трансформации экономики страны
(Шестемиров А.А., Муза Ю.А., Емелина А.А.)
("Финансовое право", 2024, N 7)Цифровая трансформация функции внутреннего финансового аудита включает использование различных подходов, инструментов и технологий для автоматизации аудиторских процедур и оптимизации бизнес-процессов. Уход иностранных вендоров с российского рынка ставит вопрос о поиске альтернативных средств автоматизации. Российские компании активно разрабатывают собственное программное обеспечение, но многие обращаются к российским разработчикам.
(Шестемиров А.А., Муза Ю.А., Емелина А.А.)
("Финансовое право", 2024, N 7)Цифровая трансформация функции внутреннего финансового аудита включает использование различных подходов, инструментов и технологий для автоматизации аудиторских процедур и оптимизации бизнес-процессов. Уход иностранных вендоров с российского рынка ставит вопрос о поиске альтернативных средств автоматизации. Российские компании активно разрабатывают собственное программное обеспечение, но многие обращаются к российским разработчикам.
Статья: Финансовый мониторинг EPCM-контрактов крупнейших налогоплательщиков в нефтегазовой отрасли
(Завьялов М.М.)
("Финансовое право", 2022, N 4)Нивелирование потенциальных социально-экономических последствий возможно благодаря реализации энергетических проектов, снижающих транспортно-логистические издержки реального сектора экономики и обеспечивающих производственные мощности достаточным количеством поставляемой энергии, с учетом необходимости резервирования дополнительных мощностей. Наличие резервных мощностей обусловлено ремонтными работами и профилактикой оборудования энергетического комплекса, а также перспективным планированием расширения масштабов и объемов производства. Особое место в достижении целей устойчивого развития Российской Федерации <2> отведено реализации крупных энергетических проектов посредством строительства промышленных зданий и сооружений, транспортно-логистической инфраструктуры, включающей добычу и генерацию энергетических ресурсов. Внедрение в систему государственного управления Российской Федерации механизмов планирования с горизонтом 10 - 15 лет и принципов межотраслевого баланса <3> позволяет обеспечить достижение энергетической безопасности и суверенитета на основе принципов эффективности <4>, заложенных в программные документы органов государственной власти: экономичность, эффективность и результативность. Несмотря на формальное отнесение вышеуказанных принципов к компетенции высших органов внешнего аудита, полномочия которых в Российской Федерации реализуют контрольно-счетные органы субъектов и Счетная палата, аналогичные цели обусловливают и функции внутреннего аудита посредством управления публичными финансами, включая казначейское сопровождение контрактов <5> - Федеральным казначейством. Достижение энергетической безопасности обусловлено наличием баланса интересов управленцев, инвесторов и исполнителей, к которым справедливо возможно отнести крупнейших налогоплательщиков, публично-правовые образования и органы государственной власти ввиду наличия у них широкого спектра властно-распорядительных полномочий, возможностей лоббирования, а также финансовых ресурсов, производственных мощностей и персонала. Условия и порядок формирования баланса интересов являются сложнейшей производной функцией государства, поэтому рационально сфокусироваться на общепринятых основах энергетической безопасности с учетом достижения целей устойчивого развития посредством принципов экономичности, эффективности и результативности.
(Завьялов М.М.)
("Финансовое право", 2022, N 4)Нивелирование потенциальных социально-экономических последствий возможно благодаря реализации энергетических проектов, снижающих транспортно-логистические издержки реального сектора экономики и обеспечивающих производственные мощности достаточным количеством поставляемой энергии, с учетом необходимости резервирования дополнительных мощностей. Наличие резервных мощностей обусловлено ремонтными работами и профилактикой оборудования энергетического комплекса, а также перспективным планированием расширения масштабов и объемов производства. Особое место в достижении целей устойчивого развития Российской Федерации <2> отведено реализации крупных энергетических проектов посредством строительства промышленных зданий и сооружений, транспортно-логистической инфраструктуры, включающей добычу и генерацию энергетических ресурсов. Внедрение в систему государственного управления Российской Федерации механизмов планирования с горизонтом 10 - 15 лет и принципов межотраслевого баланса <3> позволяет обеспечить достижение энергетической безопасности и суверенитета на основе принципов эффективности <4>, заложенных в программные документы органов государственной власти: экономичность, эффективность и результативность. Несмотря на формальное отнесение вышеуказанных принципов к компетенции высших органов внешнего аудита, полномочия которых в Российской Федерации реализуют контрольно-счетные органы субъектов и Счетная палата, аналогичные цели обусловливают и функции внутреннего аудита посредством управления публичными финансами, включая казначейское сопровождение контрактов <5> - Федеральным казначейством. Достижение энергетической безопасности обусловлено наличием баланса интересов управленцев, инвесторов и исполнителей, к которым справедливо возможно отнести крупнейших налогоплательщиков, публично-правовые образования и органы государственной власти ввиду наличия у них широкого спектра властно-распорядительных полномочий, возможностей лоббирования, а также финансовых ресурсов, производственных мощностей и персонала. Условия и порядок формирования баланса интересов являются сложнейшей производной функцией государства, поэтому рационально сфокусироваться на общепринятых основах энергетической безопасности с учетом достижения целей устойчивого развития посредством принципов экономичности, эффективности и результативности.
Статья: Нивелирование правовых рисков института государственного финансового контроля на примере валютной политики государства
(Лапина М.А., Завьялов М.М., Литвин А.Г.)
("Финансовое право", 2021, N 10)В России наравне с научно-консультативными советами при различных органах публичной власти действуют два ведомства, ответственных за аудит, со схожими до степени смешения для обывателя полномочиями и функциями: Федеральное казначейство (Федеральная служба) и Счетная палата Российской Федерации. Исходя из административно-правовой характеристики статуса первого ведомства <4>, можно отметить, что оно входит в структуру федеральных органов исполнительной власти и подведомственно Министерству финансов РФ. Для осуществления функций внутреннего аудита с целью выявления и нивелирования бюджетных правонарушений <5>, таких как нецелевое или неэффективное расходование средств, Федеральное казначейство получает финансирование из федерального бюджета бюджетной системы. Кроме того, руководитель Федерального казначейства и иные должностные лица имеют ограничения, установленные для должностных лиц, находящихся на государственной гражданской службе, не обладают правом критиковать вопросы деятельности и государственную политику публично или посредством СМИ.
(Лапина М.А., Завьялов М.М., Литвин А.Г.)
("Финансовое право", 2021, N 10)В России наравне с научно-консультативными советами при различных органах публичной власти действуют два ведомства, ответственных за аудит, со схожими до степени смешения для обывателя полномочиями и функциями: Федеральное казначейство (Федеральная служба) и Счетная палата Российской Федерации. Исходя из административно-правовой характеристики статуса первого ведомства <4>, можно отметить, что оно входит в структуру федеральных органов исполнительной власти и подведомственно Министерству финансов РФ. Для осуществления функций внутреннего аудита с целью выявления и нивелирования бюджетных правонарушений <5>, таких как нецелевое или неэффективное расходование средств, Федеральное казначейство получает финансирование из федерального бюджета бюджетной системы. Кроме того, руководитель Федерального казначейства и иные должностные лица имеют ограничения, установленные для должностных лиц, находящихся на государственной гражданской службе, не обладают правом критиковать вопросы деятельности и государственную политику публично или посредством СМИ.
Готовое решение: Какие функции у налоговых органов
(КонсультантПлюс, 2025)Основная функция межрегиональных инспекций по федеральным округам - это внутренний аудит налоговых органов. То есть эти инспекции проверяют, насколько эффективно территориальные органы ФНС России выполняют свои задачи по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах, валютного законодательства и т.д. (п. 3 Приложения N 4 к Приказу Минфина России от 17.07.2014 N 61н).
(КонсультантПлюс, 2025)Основная функция межрегиональных инспекций по федеральным округам - это внутренний аудит налоговых органов. То есть эти инспекции проверяют, насколько эффективно территориальные органы ФНС России выполняют свои задачи по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах, валютного законодательства и т.д. (п. 3 Приложения N 4 к Приказу Минфина России от 17.07.2014 N 61н).
"Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)к) на федерального государственного гражданского служащего возлагается исполнение функций по осуществлению внутреннего финансового аудита.
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)к) на федерального государственного гражданского служащего возлагается исполнение функций по осуществлению внутреннего финансового аудита.
Статья: Внутренний контроль как инструмент выявления внутрихозяйственных резервов
(Алексеенко А.Ю., Олейник М.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 2)Изучим следующую ситуацию, представляющую собой частную реализацию одной из рекомендованных Министерством экономического развития РФ моделей организации функции внутреннего аудита в холдинговых структурах, - обеспечение внутреннего аудита в дочерних/зависимых обществах (далее - ДЗО) силами подразделения внутреннего аудита материнской компании (далее - СВА), обладающего достаточными компетенциями и ресурсами [15].
(Алексеенко А.Ю., Олейник М.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 2)Изучим следующую ситуацию, представляющую собой частную реализацию одной из рекомендованных Министерством экономического развития РФ моделей организации функции внутреннего аудита в холдинговых структурах, - обеспечение внутреннего аудита в дочерних/зависимых обществах (далее - ДЗО) силами подразделения внутреннего аудита материнской компании (далее - СВА), обладающего достаточными компетенциями и ресурсами [15].
Статья: Политика риск-ориентированного внутреннего аудита предприятий реального сектора экономики
(Терюхов В.В.)
("Аудитор", 2024, N 2)18. Методические рекомендации по построению функции внутреннего аудита в холдинговых структурах с участием Российской Федерации (утверждены Приказом Росимущества от 03.09.2014 N 330).
(Терюхов В.В.)
("Аудитор", 2024, N 2)18. Методические рекомендации по построению функции внутреннего аудита в холдинговых структурах с участием Российской Федерации (утверждены Приказом Росимущества от 03.09.2014 N 330).
Статья: Анализ системы внутреннего контроля ПАО "МТС"
(Маслова Т.С., Питизина Е.Д.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2025, N 1)Совет директоров ПАО "МТС" определяет политику в отношении внутреннего контроля и аудита и два раза в год рассматривает отчет Комитета по аудиту по итогам работы функций внутреннего аудита, управления рисками, деловой этики и внутреннего контроля с анализом действующих систем контроля и выявленных нарушений.
(Маслова Т.С., Питизина Е.Д.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2025, N 1)Совет директоров ПАО "МТС" определяет политику в отношении внутреннего контроля и аудита и два раза в год рассматривает отчет Комитета по аудиту по итогам работы функций внутреннего аудита, управления рисками, деловой этики и внутреннего контроля с анализом действующих систем контроля и выявленных нарушений.