Гарантии членам избирательной комиссии с правом решающего голоса
Подборка наиболее важных документов по запросу Гарантии членам избирательной комиссии с правом решающего голоса (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 29 "Статус членов комиссий" Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации""Согласие прокурора субъекта РФ на привлечение арбитражного управляющего к административной ответственности в связи с наличием у него иммунитета, что предполагает особую процедуру привлечения его к административной ответственности в судебном порядке, получено в соответствии с требованиями пункта 18 статьи 29 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". При этом арбитражному управляющему обеспечены дополнительные гарантии как члену избирательной комиссии с правом решающего голоса с учетом того, что органы прокуратуры Российской Федерации образуют единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации."
Кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 29.06.2022 N 88а-14095/2022
Категория спора: Защита избирательных прав.
Требования: О признании недействительными итогов голосования.
Решение: Отказано.Судебными инстанциями учтено, что избирательное законодательство не предусматривает специального порядка рассмотрения особого мнения и не отождествляет понятия "особое мнение" и "обращение", а подчеркивает их самостоятельность и различное правовое регулирование (пункт 4 статьи 20, пункт 17 статьи 28, пункт 5 статьи 69 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и др.). Особое мнение члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, исходя из его правовой природы, не может являться относимым и допустимым доказательством, подтверждающим доводы о недействительности итогов голосования.
Категория спора: Защита избирательных прав.
Требования: О признании недействительными итогов голосования.
Решение: Отказано.Судебными инстанциями учтено, что избирательное законодательство не предусматривает специального порядка рассмотрения особого мнения и не отождествляет понятия "особое мнение" и "обращение", а подчеркивает их самостоятельность и различное правовое регулирование (пункт 4 статьи 20, пункт 17 статьи 28, пункт 5 статьи 69 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и др.). Особое мнение члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, исходя из его правовой природы, не может являться относимым и допустимым доказательством, подтверждающим доводы о недействительности итогов голосования.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О распространении на членов избирательных комиссий обязанности уведомлять о конфликте интересов
(Акунченко Е.А., Дамм И.А., Роньжина О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 11)Однако изменение рассмотренных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" не повлекло за собой корректировку п. 15.3 и 15.4 ст. 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав..." относительно обязанностей лиц, замещающих должности члена избирательной комиссии с правом решающего голоса не на постоянной (штатной) основе. Они остаются неизменными до настоящего времени.
(Акунченко Е.А., Дамм И.А., Роньжина О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 11)Однако изменение рассмотренных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" не повлекло за собой корректировку п. 15.3 и 15.4 ст. 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав..." относительно обязанностей лиц, замещающих должности члена избирательной комиссии с правом решающего голоса не на постоянной (штатной) основе. Они остаются неизменными до настоящего времени.
Вопрос: Какой правовой статус у члена избирательной комиссии с правом решающего голоса?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)По смыслу п. 1 ст. 29 ФЗ "Об основных гарантиях" член избирательной комиссии (далее также - ИК) с правом решающего голоса назначается из числа дееспособных граждан РФ, достигших 18 лет, не имеющих иностранного гражданства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства (требование об отсутствии вида на жительство в отношении членов территориальной ИК признано не соответствующим Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 22.06.2010 N 14-П "По делу о проверке конституционности подпункта "а" пункта 1 и подпункта "а" пункта 8 статьи 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина А.М. Малицкого"). Для членов ЦИК РФ устанавливается дополнительное требование - наличие высшего образования (п. 5 ст. 21 ФЗ "Об основных гарантиях"). В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 29 ФЗ "Об основных гарантиях" не могут быть членами ИК с правом решающего голоса:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)По смыслу п. 1 ст. 29 ФЗ "Об основных гарантиях" член избирательной комиссии (далее также - ИК) с правом решающего голоса назначается из числа дееспособных граждан РФ, достигших 18 лет, не имеющих иностранного гражданства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства (требование об отсутствии вида на жительство в отношении членов территориальной ИК признано не соответствующим Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 22.06.2010 N 14-П "По делу о проверке конституционности подпункта "а" пункта 1 и подпункта "а" пункта 8 статьи 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина А.М. Малицкого"). Для членов ЦИК РФ устанавливается дополнительное требование - наличие высшего образования (п. 5 ст. 21 ФЗ "Об основных гарантиях"). В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 29 ФЗ "Об основных гарантиях" не могут быть членами ИК с правом решающего голоса:
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2023 N 24
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"80. Закон об основных гарантиях избирательных прав устанавливает запрет на участие членов избирательных комиссий с правом решающего голоса (наряду с другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами управления организаций независимо от формы собственности, учреждений) в сборе подписей. Подписи, собранные с нарушением данных требований, признаются недействительными (пункт 6 статьи 37 названного закона).
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"80. Закон об основных гарантиях избирательных прав устанавливает запрет на участие членов избирательных комиссий с правом решающего голоса (наряду с другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами управления организаций независимо от формы собственности, учреждений) в сборе подписей. Подписи, собранные с нарушением данных требований, признаются недействительными (пункт 6 статьи 37 названного закона).
Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"16.1. Лицам, замещавшим государственные должности Председателя, заместителя Председателя, секретаря или члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса, работающего в указанной комиссии на постоянной (штатной) основе, срок полномочий которых истек в связи с прекращением полномочий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, в состав которой они входили, и не назначенным членами указанной комиссии нового состава, на период трудоустройства или оформления пенсии (но не более трех месяцев со дня истечения срока полномочий) выплачивается установленное в соответствии с занимаемыми должностями денежное вознаграждение и сохраняются условия медицинского, санаторно-курортного и жилищно-бытового обеспечения (включая членов семей). Указанным лицам, замещавшим государственные должности Председателя, заместителя Председателя, секретаря или члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса, работающего в указанной комиссии на постоянной (штатной) основе, сохраняется непрерывный трудовой стаж при условии, что перерыв между днем истечения срока их полномочий и днем поступления на новое место работы или оформления пенсии не превышает три месяца. Гарантии для членов иных избирательных комиссий, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса, работающих в этих комиссиях на постоянной (штатной) основе, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
(ред. от 08.08.2024)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"16.1. Лицам, замещавшим государственные должности Председателя, заместителя Председателя, секретаря или члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса, работающего в указанной комиссии на постоянной (штатной) основе, срок полномочий которых истек в связи с прекращением полномочий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, в состав которой они входили, и не назначенным членами указанной комиссии нового состава, на период трудоустройства или оформления пенсии (но не более трех месяцев со дня истечения срока полномочий) выплачивается установленное в соответствии с занимаемыми должностями денежное вознаграждение и сохраняются условия медицинского, санаторно-курортного и жилищно-бытового обеспечения (включая членов семей). Указанным лицам, замещавшим государственные должности Председателя, заместителя Председателя, секретаря или члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса, работающего в указанной комиссии на постоянной (штатной) основе, сохраняется непрерывный трудовой стаж при условии, что перерыв между днем истечения срока их полномочий и днем поступления на новое место работы или оформления пенсии не превышает три месяца. Гарантии для членов иных избирательных комиссий, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса, работающих в этих комиссиях на постоянной (штатной) основе, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.