Гарантии при сокращении госслужащего
Подборка наиболее важных документов по запросу Гарантии при сокращении госслужащего (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 02.05.2024 N 88-2843/2024 (УИД 27RS0013-01-2022-001082-47)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании оплаты за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О восстановлении на работе.
Обстоятельства: Сокращая истицу на основании организационно-штатных мероприятий, ей не были предложены вакантные должности на момент проведения этих мероприятий, а именно: должности начальника отдела учета налогоплательщиков и начальника отдела работы с налогоплательщиками. Никаких иных организационно-штатных мероприятий не проводилось.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Суд первой инстанции, признавая незаконным увольнение истца, руководствуясь статьями 4, 31, 33, 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", исходил из того, что на момент проведения процедуры предупреждения о предстоящем увольнении в отношении К.Е.СА. в связи с сокращением ее должности, в иных налоговых инспекциях по Хабаровскому краю имелись вакантные должности, относящиеся к ведущей группе должностей государственной гражданской службы Российской Федерации категории "руководители", которые ей не предлагались, пришел к выводу о нарушении порядка увольнения К.Е.СБ., несоблюдении гарантий, связанных с сокращением должности государственного гражданского служащего в части не предоставления всех имеющихся вакантных должностей в государственном органе. При этом суд указал, что ответчиком не представлены доказательства несоответствия К.Е.СА. имеющимся вакантным должностям в инспекциях налоговой службы.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании оплаты за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О восстановлении на работе.
Обстоятельства: Сокращая истицу на основании организационно-штатных мероприятий, ей не были предложены вакантные должности на момент проведения этих мероприятий, а именно: должности начальника отдела учета налогоплательщиков и начальника отдела работы с налогоплательщиками. Никаких иных организационно-штатных мероприятий не проводилось.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Суд первой инстанции, признавая незаконным увольнение истца, руководствуясь статьями 4, 31, 33, 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", исходил из того, что на момент проведения процедуры предупреждения о предстоящем увольнении в отношении К.Е.СА. в связи с сокращением ее должности, в иных налоговых инспекциях по Хабаровскому краю имелись вакантные должности, относящиеся к ведущей группе должностей государственной гражданской службы Российской Федерации категории "руководители", которые ей не предлагались, пришел к выводу о нарушении порядка увольнения К.Е.СБ., несоблюдении гарантий, связанных с сокращением должности государственного гражданского служащего в части не предоставления всех имеющихся вакантных должностей в государственном органе. При этом суд указал, что ответчиком не представлены доказательства несоответствия К.Е.СА. имеющимся вакантным должностям в инспекциях налоговой службы.
Апелляционное определение Челябинского областного суда от 15.08.2022 N 11-9207/2022 (УИД 74RS0002-01-2021-006152-40)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании компенсации морального вреда; 2) О восстановлении нарушенных трудовых прав работника, признании факта дискриминации.
Обстоятельства: Процедуру назначения на должность лица истец полагает незаконной, поскольку он начался на 3 дня раньше официального вступления в законную силу спорного постановления.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Доводы истца о нарушении ее трудовых прав и дискриминации в части не предложения ей вакантных должностей государственной гражданской службы в период времени с 21 октября 2019 года по 14 мая 2021 года основаны на неверном понимании норм трудового законодательства. Уведомления о сокращении должности нанимателем истцу не вручалось. На Н.Ю. как на лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, распространяются гарантии, предусмотренные ст. 256 Трудового кодекса Российской Федерации, и в силу части четвертой названной статьи за работником сохраняется место работы (должность) на период по уходу за ребенком.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании компенсации морального вреда; 2) О восстановлении нарушенных трудовых прав работника, признании факта дискриминации.
Обстоятельства: Процедуру назначения на должность лица истец полагает незаконной, поскольку он начался на 3 дня раньше официального вступления в законную силу спорного постановления.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Доводы истца о нарушении ее трудовых прав и дискриминации в части не предложения ей вакантных должностей государственной гражданской службы в период времени с 21 октября 2019 года по 14 мая 2021 года основаны на неверном понимании норм трудового законодательства. Уведомления о сокращении должности нанимателем истцу не вручалось. На Н.Ю. как на лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, распространяются гарантии, предусмотренные ст. 256 Трудового кодекса Российской Федерации, и в силу части четвертой названной статьи за работником сохраняется место работы (должность) на период по уходу за ребенком.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Гарантии при увольнении государственных и муниципальных служащих по инициативе представителя нанимателя (руководителя)
(Пресняков М.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 6)Теоретико-методологическая разработанность рассматриваемой темы является низкой. Большинство работ, касающихся гарантий при увольнении по инициативе работодателя, касаются трудового права и не учитывают специфики государственно-служебных правоотношений. Ряд исследований, в рамках которых поднимается вопрос о предоставлении указанных гарантий государственным служащим, посвящен исключительно расторжению служебного контракта в связи с сокращением должностей или ликвидацией государственного органа. Комплексный анализ гарантий, предусмотренных государственным и муниципальным служащим в случае увольнения по инициативе представителя нанимателя (руководителя), в юридической литературе не проводился.
(Пресняков М.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 6)Теоретико-методологическая разработанность рассматриваемой темы является низкой. Большинство работ, касающихся гарантий при увольнении по инициативе работодателя, касаются трудового права и не учитывают специфики государственно-служебных правоотношений. Ряд исследований, в рамках которых поднимается вопрос о предоставлении указанных гарантий государственным служащим, посвящен исключительно расторжению служебного контракта в связи с сокращением должностей или ликвидацией государственного органа. Комплексный анализ гарантий, предусмотренных государственным и муниципальным служащим в случае увольнения по инициативе представителя нанимателя (руководителя), в юридической литературе не проводился.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)По соглашению сторон служебного контракта представитель нанимателя вправе назначить гражданского служащего на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы, ранее замещаемую временно отсутствующим гражданским служащим, в том числе более высокой группы должностей, с установлением должностного оклада по временно замещаемой должности гражданской службы, но не ниже должностного оклада по ранее замещаемой должности гражданской службы, выплатой установленных по временно замещаемой должности гражданской службы надбавок и предоставлением государственных социальных гарантий.
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)По соглашению сторон служебного контракта представитель нанимателя вправе назначить гражданского служащего на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы, ранее замещаемую временно отсутствующим гражданским служащим, в том числе более высокой группы должностей, с установлением должностного оклада по временно замещаемой должности гражданской службы, но не ниже должностного оклада по ранее замещаемой должности гражданской службы, выплатой установленных по временно замещаемой должности гражданской службы надбавок и предоставлением государственных социальных гарантий.
Нормативные акты
Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 3-ФКЗ
(ред. от 14.07.2022)
"О Верховном Суде Российской Федерации"6. Федеральным государственным гражданским служащим аппарата Верховного Суда Российской Федерации и аппарата Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, действовавших на день вступления в силу Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации", продолжающим осуществлять свои полномочия до дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона и не назначенным на должности федеральной государственной гражданской службы в аппарате Верховного Суда Российской Федерации, образованного в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации", и Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации, предоставляются гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством Российской Федерации при сокращении должностей федеральной государственной гражданской службы или упразднении государственного органа.
(ред. от 14.07.2022)
"О Верховном Суде Российской Федерации"6. Федеральным государственным гражданским служащим аппарата Верховного Суда Российской Федерации и аппарата Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, действовавших на день вступления в силу Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации", продолжающим осуществлять свои полномочия до дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона и не назначенным на должности федеральной государственной гражданской службы в аппарате Верховного Суда Российской Федерации, образованного в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации", и Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации, предоставляются гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством Российской Федерации при сокращении должностей федеральной государственной гражданской службы или упразднении государственного органа.
Указ Президента РФ от 14.08.1996 N 1177
(ред. от 29.11.2004)
"О структуре федеральных органов исполнительной власти"утвердить предельную численность и фонд оплаты труда работников центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, исходя из необходимости дальнейшего сокращения численности работников государственного управления, обеспечить высвобождающимся государственным служащим гарантии, установленные законодательством Российской Федерации;
(ред. от 29.11.2004)
"О структуре федеральных органов исполнительной власти"утвердить предельную численность и фонд оплаты труда работников центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, исходя из необходимости дальнейшего сокращения численности работников государственного управления, обеспечить высвобождающимся государственным служащим гарантии, установленные законодательством Российской Федерации;