Гарантии при увольнении муниципального служащего
Подборка наиболее важных документов по запросу Гарантии при увольнении муниципального служащего (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Увольнение муниципального служащего в связи с утратой доверия
(КонсультантПлюс, 2025)...Закрепление шестимесячного срока, являющегося по своему характеру пресекательным, призвано ограничить период неопределенности правового положения муниципального служащего, находящегося под угрозой увольнения со службы в связи с утратой доверия, и тем самым направлено на защиту прав и законных интересов лиц, проходящих муниципальную службу. Установление срока применения взыскания в виде увольнения за коррупционное правонарушение имеет целью создание дополнительных гарантий от произвольных (незаконных) увольнений с муниципальной службы, не предполагает произвольного применения соответствующей правовой нормы (Определение Конституционного суда Российской Федерации от 23 декабря 2014 года N 2778-О)..."
(КонсультантПлюс, 2025)...Закрепление шестимесячного срока, являющегося по своему характеру пресекательным, призвано ограничить период неопределенности правового положения муниципального служащего, находящегося под угрозой увольнения со службы в связи с утратой доверия, и тем самым направлено на защиту прав и законных интересов лиц, проходящих муниципальную службу. Установление срока применения взыскания в виде увольнения за коррупционное правонарушение имеет целью создание дополнительных гарантий от произвольных (незаконных) увольнений с муниципальной службы, не предполагает произвольного применения соответствующей правовой нормы (Определение Конституционного суда Российской Федерации от 23 декабря 2014 года N 2778-О)..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Представление подложных документов и заведомо ложных сведений (непредставление сведений) как ограничение, дисциплинарный проступок и коррупционное правонарушение
(Чаннов С.Е., Пресняков М.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)<4> См.: Пресняков М.В. Гарантии при увольнении государственных и муниципальных служащих по инициативе представителя нанимателя (руководителя) // Журнал российского права. 2024. Т. 28. N 6. С. 69 - 79.
(Чаннов С.Е., Пресняков М.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)<4> См.: Пресняков М.В. Гарантии при увольнении государственных и муниципальных служащих по инициативе представителя нанимателя (руководителя) // Журнал российского права. 2024. Т. 28. N 6. С. 69 - 79.
Нормативные акты
Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ
(ред. от 30.09.2024)
"О муниципальной службе в Российской Федерации"2. При расторжении трудового договора с муниципальным служащим в связи с ликвидацией органа местного самоуправления либо сокращением штата работников органа местного самоуправления муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные трудовым законодательством для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата работников организации.
(ред. от 30.09.2024)
"О муниципальной службе в Российской Федерации"2. При расторжении трудового договора с муниципальным служащим в связи с ликвидацией органа местного самоуправления либо сокращением штата работников органа местного самоуправления муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные трудовым законодательством для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата работников организации.
Постановление Конституционного Суда РФ от 12.01.2018 N 2-П
"По делу о проверке конституционности положений статей 36 и 82 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки Н.В. Кургаевой"Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 15 октября 2013 года N 21-П отметил, что в системе действующего правового регулирования гарантия, связанная с запретом увольнения одиноких матерей, воспитывающих детей в возрасте до 14 лет, по инициативе работодателя (представителя нанимателя) в связи с сокращением численности или штата (проведением организационно-штатных мероприятий), прямо либо косвенно распространяется на женщин, состоящих в трудовых отношениях, проходящих государственную, в том числе государственную гражданскую, службу либо являющихся муниципальными служащими. Для женщин, работающих по трудовому договору, гарантии при расторжении трудового договора прямо установлены статьей 261 Трудового кодекса Российской Федерации; гарантии защиты от увольнения для беременных женщин-военнослужащих, а также женщин-военнослужащих, исполняющих материнские обязанности, непосредственно закреплены пунктом 25 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237). Что касается женщин, реализующих свое право на труд путем прохождения государственной службы иного вида, то законодательство, определяющее их правовое положение как государственных служащих, не включает специальные гарантии, связанные с материнством и воспитанием детей, - такие гарантии предоставляются им на основании отсылочных норм, предусматривающих возможность применения трудового законодательства в части, не урегулированной законодательством о конкретном виде государственной службы.
"По делу о проверке конституционности положений статей 36 и 82 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки Н.В. Кургаевой"Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 15 октября 2013 года N 21-П отметил, что в системе действующего правового регулирования гарантия, связанная с запретом увольнения одиноких матерей, воспитывающих детей в возрасте до 14 лет, по инициативе работодателя (представителя нанимателя) в связи с сокращением численности или штата (проведением организационно-штатных мероприятий), прямо либо косвенно распространяется на женщин, состоящих в трудовых отношениях, проходящих государственную, в том числе государственную гражданскую, службу либо являющихся муниципальными служащими. Для женщин, работающих по трудовому договору, гарантии при расторжении трудового договора прямо установлены статьей 261 Трудового кодекса Российской Федерации; гарантии защиты от увольнения для беременных женщин-военнослужащих, а также женщин-военнослужащих, исполняющих материнские обязанности, непосредственно закреплены пунктом 25 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237). Что касается женщин, реализующих свое право на труд путем прохождения государственной службы иного вида, то законодательство, определяющее их правовое положение как государственных служащих, не включает специальные гарантии, связанные с материнством и воспитанием детей, - такие гарантии предоставляются им на основании отсылочных норм, предусматривающих возможность применения трудового законодательства в части, не урегулированной законодательством о конкретном виде государственной службы.
Готовое решение: Можно ли уволить беременную женщину
(КонсультантПлюс, 2025)Гарантия, предусмотренная ч. 1 ст. 261 ТК РФ, распространяется и на беременных женщин, труд которых урегулирован специальными нормами, например на женщин - руководителей организаций, спортсменов, тренеров, гражданских и муниципальных служащих (п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 N 1).
(КонсультантПлюс, 2025)Гарантия, предусмотренная ч. 1 ст. 261 ТК РФ, распространяется и на беременных женщин, труд которых урегулирован специальными нормами, например на женщин - руководителей организаций, спортсменов, тренеров, гражданских и муниципальных служащих (п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 N 1).
Статья: Основные направления по повышению эффективности противодействия коррупции в органах государственной власти Российской Федерации
(Гончарук Н.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 3)Отдельно стоит отметить пункт в первом разделе Плана, касающийся защиты лиц, которые сообщают о возможных коррупционных преступлениях и правонарушениях. На настоящее время этот раздел является весьма проблемным для реализации в полной мере на практике. В Российской Федерации законодательный акт по данному вопросу так и не был принят. Например, данный закон существует достаточно давно и зарекомендовал себя положительно в ряде стран (в Японии, во Франции, на Кипре, в Новой Зеландии и т.д.). В России в настоящее время по данному вопросу можно отметить несколько нормативных правовых актов, которые содержат в себе нормы, касающиеся защиты лиц, сообщающих о коррупции. Это Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"; Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации"; Указ Президента России от 2 апреля 2013 г. N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции"; Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ. Но, несмотря на действующие акты, вопросы о необходимости принятия мер, направленных на защиту лиц, которые добросовестно сообщают о своих подозрениях о совершении коррупционных действий или поведении, любого рода санкций со стороны работодателя остаются открытыми. Поскольку наличие защиты государственных и муниципальных служащих существует только с целым списком оговорок, предоставление государственной защиты для лиц, сообщающих о коррупционных преступлениях, действует только в рамках уголовного процесса. Также у служащего практически нет гарантий персональной защиты и от санкций со стороны работодателей, зачастую на практике нет возможности восстановления на прежней должности и прежнем месте работы даже через суд, если он был уволен за сообщение о коррупционных преступлениях.
(Гончарук Н.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 3)Отдельно стоит отметить пункт в первом разделе Плана, касающийся защиты лиц, которые сообщают о возможных коррупционных преступлениях и правонарушениях. На настоящее время этот раздел является весьма проблемным для реализации в полной мере на практике. В Российской Федерации законодательный акт по данному вопросу так и не был принят. Например, данный закон существует достаточно давно и зарекомендовал себя положительно в ряде стран (в Японии, во Франции, на Кипре, в Новой Зеландии и т.д.). В России в настоящее время по данному вопросу можно отметить несколько нормативных правовых актов, которые содержат в себе нормы, касающиеся защиты лиц, сообщающих о коррупции. Это Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"; Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации"; Указ Президента России от 2 апреля 2013 г. N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции"; Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ. Но, несмотря на действующие акты, вопросы о необходимости принятия мер, направленных на защиту лиц, которые добросовестно сообщают о своих подозрениях о совершении коррупционных действий или поведении, любого рода санкций со стороны работодателя остаются открытыми. Поскольку наличие защиты государственных и муниципальных служащих существует только с целым списком оговорок, предоставление государственной защиты для лиц, сообщающих о коррупционных преступлениях, действует только в рамках уголовного процесса. Также у служащего практически нет гарантий персональной защиты и от санкций со стороны работодателей, зачастую на практике нет возможности восстановления на прежней должности и прежнем месте работы даже через суд, если он был уволен за сообщение о коррупционных преступлениях.