Гарантии женам военнослужащих
Подборка наиболее важных документов по запросу Гарантии женам военнослужащих (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Омского областного суда от 28.08.2024 N 33-5251/2024 (УИД 55RS0007-01-2024-002456-37)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О возложении обязанности назначить пенсию; 2) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Пенсионным органом вынесено решение об отказе в установлении пенсии по причине отсутствия требуемой продолжительности страхового стажа.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части.Аналогичные правовые гарантии пенсионных прав жен военнослужащих закреплены были в п. "г" ст. 92 Закона РСФСР от 20.11.1990 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О возложении обязанности назначить пенсию; 2) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Пенсионным органом вынесено решение об отказе в установлении пенсии по причине отсутствия требуемой продолжительности страхового стажа.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части.Аналогичные правовые гарантии пенсионных прав жен военнослужащих закреплены были в п. "г" ст. 92 Закона РСФСР от 20.11.1990 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 20.01.2022 N 88-1579/2022
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истице отказано в установлении пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого стажа.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено в части.Аналогичные правовые гарантии пенсионных прав жен военнослужащих закреплены были в пункте "г" статьи 92 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истице отказано в установлении пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого стажа.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено в части.Аналогичные правовые гарантии пенсионных прав жен военнослужащих закреплены были в пункте "г" статьи 92 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)В своем Определении от 15 января 2009 г. N 187-О-О <1> Конституционный Суд РФ отметил, что отцам - военнослужащим по контракту отпуск по уходу за ребенком не полагается по причине их специального правового статуса, сопряженного с несением особого вида государственной службы, направленной на обеспечение обороны страны и безопасности государства. Такая служба предполагает некоторые ограничения в отношении мужчин - военнослужащих по контракту, в том числе в области осуществления ими обязанностей по воспитанию ребенка (детей). Конституционный Суд РФ подчеркнул, что федеральный законодатель, устанавливая подобные ограничения, действовал в рамках своей дискреции, предоставленной нормами ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, при этом учитывал иные гарантии в отношении отцов - военнослужащих по контракту, в частности: на однократное предоставление дополнительного отпуска до трех месяцев (для решения вопроса об организации ухода за детьми) в случае смерти жены при родах, а также в случае воспитания одного или нескольких детей в возрасте до 14 лет (детей-инвалидов в возрасте до 16 лет) без матери (в случае ее смерти или гибели, лишения ее родительских прав, длительного ее пребывания в лечебном учреждении и других случаях отсутствия материнского попечения о детях) <2>; на досрочное увольнение с военной службы по семейным обстоятельствам (если отец ребенка принимает решение лично осуществлять уход за ним) <3>. Конституционный Суд РФ также обратил внимание, что различия в социальных гарантиях между мужчинами и женщинами, являющимися военнослужащими по контракту, обусловлены не только ограниченным участием женщин в осуществлении военной службы, но прежде всего их особой социальной ролью как матери ребенка, что согласуется с положением ст. 38 Конституции РФ и находит отражение в трудовом и социально-обеспечительном законодательстве по вопросам обеспечения лиц с семейными обязанностями социальными гарантиями <4>.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)В своем Определении от 15 января 2009 г. N 187-О-О <1> Конституционный Суд РФ отметил, что отцам - военнослужащим по контракту отпуск по уходу за ребенком не полагается по причине их специального правового статуса, сопряженного с несением особого вида государственной службы, направленной на обеспечение обороны страны и безопасности государства. Такая служба предполагает некоторые ограничения в отношении мужчин - военнослужащих по контракту, в том числе в области осуществления ими обязанностей по воспитанию ребенка (детей). Конституционный Суд РФ подчеркнул, что федеральный законодатель, устанавливая подобные ограничения, действовал в рамках своей дискреции, предоставленной нормами ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, при этом учитывал иные гарантии в отношении отцов - военнослужащих по контракту, в частности: на однократное предоставление дополнительного отпуска до трех месяцев (для решения вопроса об организации ухода за детьми) в случае смерти жены при родах, а также в случае воспитания одного или нескольких детей в возрасте до 14 лет (детей-инвалидов в возрасте до 16 лет) без матери (в случае ее смерти или гибели, лишения ее родительских прав, длительного ее пребывания в лечебном учреждении и других случаях отсутствия материнского попечения о детях) <2>; на досрочное увольнение с военной службы по семейным обстоятельствам (если отец ребенка принимает решение лично осуществлять уход за ним) <3>. Конституционный Суд РФ также обратил внимание, что различия в социальных гарантиях между мужчинами и женщинами, являющимися военнослужащими по контракту, обусловлены не только ограниченным участием женщин в осуществлении военной службы, но прежде всего их особой социальной ролью как матери ребенка, что согласуется с положением ст. 38 Конституции РФ и находит отражение в трудовом и социально-обеспечительном законодательстве по вопросам обеспечения лиц с семейными обязанностями социальными гарантиями <4>.
Статья: Российское государство и трудовое право в условиях частичной мобилизации
(Степанов С.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 1)В двух других случаях аналогичная гарантия предоставляется уже тем, кто ранее выполнял боевые задачи. Заключается она в преимущественном праве на трудоустройство на работу по ранее занимаемой должности у работодателя, с которым эти лица состояли в трудовых отношениях до заключения контракта о прохождении военной службы или контракта о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ. Стоит отметить, что здесь применен уже известный отечественному законодательству механизм. Так, в п. 4 ст. 13 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" <12> предусмотрено, что жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при прочих равных условиях имеют преимущественное право поступления на работу в государственные и муниципальные унитарные предприятия.
(Степанов С.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 1)В двух других случаях аналогичная гарантия предоставляется уже тем, кто ранее выполнял боевые задачи. Заключается она в преимущественном праве на трудоустройство на работу по ранее занимаемой должности у работодателя, с которым эти лица состояли в трудовых отношениях до заключения контракта о прохождении военной службы или контракта о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ. Стоит отметить, что здесь применен уже известный отечественному законодательству механизм. Так, в п. 4 ст. 13 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" <12> предусмотрено, что жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при прочих равных условиях имеют преимущественное право поступления на работу в государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 27.03.2018 N 13-П
"По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 1 Закона Ставропольского края "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Ставропольского края" в связи с жалобой гражданки М.С. Колесниковой"Реализуя с учетом предписаний статей 7 и 38 (часть 1) Конституции Российской Федерации свои дискреционные полномочия в этой сфере, федеральный законодатель предусмотрел меры социальной защиты граждан, имеющих детей, к числу которых относится выплата государственных пособий, в частности пособий в связи с рождением и воспитанием детей. Единая система таких пособий, обеспечивающая гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства, установлена Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и включает пособия, имеющие целью материальную поддержку в связи с рождением детей, а также в период их воспитания (пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, пособие на ребенка, единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью, единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву).
"По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 1 Закона Ставропольского края "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Ставропольского края" в связи с жалобой гражданки М.С. Колесниковой"Реализуя с учетом предписаний статей 7 и 38 (часть 1) Конституции Российской Федерации свои дискреционные полномочия в этой сфере, федеральный законодатель предусмотрел меры социальной защиты граждан, имеющих детей, к числу которых относится выплата государственных пособий, в частности пособий в связи с рождением и воспитанием детей. Единая система таких пособий, обеспечивающая гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства, установлена Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и включает пособия, имеющие целью материальную поддержку в связи с рождением детей, а также в период их воспитания (пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, пособие на ребенка, единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью, единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву).
Определение Конституционного Суда РФ от 01.12.2005 N 428-О
"По жалобе гражданина Шеховцова Егора Владимировича на нарушение его конституционных прав положениями части первой статьи 30 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"Установленное частью первой статьи 30 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", право жен погибших военнослужащих на пенсию по случаю потери кормильца является одной из гарантий особой социальной защиты семей военнослужащих, предоставляемой независимо от возраста, трудоспособности и трудовой занятости одному из родителей - матери, оказавшейся по причине гибели супруга в ситуации неполной семьи, самостоятельно выполняющей социально значимую функцию воспитания малолетнего ребенка.
"По жалобе гражданина Шеховцова Егора Владимировича на нарушение его конституционных прав положениями части первой статьи 30 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"Установленное частью первой статьи 30 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", право жен погибших военнослужащих на пенсию по случаю потери кормильца является одной из гарантий особой социальной защиты семей военнослужащих, предоставляемой независимо от возраста, трудоспособности и трудовой занятости одному из родителей - матери, оказавшейся по причине гибели супруга в ситуации неполной семьи, самостоятельно выполняющей социально значимую функцию воспитания малолетнего ребенка.