Геологический отвод
Подборка наиболее важных документов по запросу Геологический отвод (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 7 "Участки недр, предоставляемые в пользование" Закона РФ "О недрах"Земельный участок, необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проекта проведения указанных работ (статья 25.1 Закона о недрах).
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 7 "Участки недр, предоставляемые в пользование" Закона РФ "О недрах""Таким образом, пользователь недр вместе с получением соответствующей лицензии приобретает с соблюдением установленных законодательством процедур право пользования земельным участком в границах геологического отвода и (или) горного отвода."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые способы обеспечения прав недропользователей на землю: проблемы современной практики
(Шепелева Н.М.)
("Закон", 2024, N 5)Следующим этапом государственного регулирования отношений по использованию земель для недропользования стало исключение из горного Закона каких-либо положений об оформлении земель для указанных целей. Однако Закон не отказался от соответствующей нормы (хоть и отсылочной) - ст. 25.1 Закона о недрах в редакции Закона N 118-ФЗ предусматривала предоставление земель, необходимых для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством. С 2008 года из Закона о недрах исключается требование о согласовании с землевладельцами предоставления земельного участка для проведения работ, связанных с использованием недр <6>, а в ЗК РФ активно вносятся положения, устанавливающие особенности предоставления земельных участков, необходимых для недропользования, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом оставалось множество разночтений и отраслевых несоответствий в части оформления прав на землю недропользователем. Например, согласно действовавшей в тот период редакции ст. 12 Закона о недрах в состав лицензии должны были вноситься сведения о границах земельного участка, выделенного для ведения работ, связанных с пользованием недрами; или размер возмещения, выплачиваемого собственнику земель, определяемый в соответствии с ЗК РФ, не соответствовал нормам того же Закона о недрах. Впоследствии это привело к появлению ч. 1 ст. 25.1 Закона о недрах в ее действующей редакции. В 2011 году в Закон о недрах были снова внесены положения, регламентирующие порядок оформления земель для недропользования, а также закреплены важные нормы, которые в последующем нашли отражение и в земельном законодательстве: предоставление земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов; предоставление указанных земельных участков после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также возможность изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд по ходатайствам пользователей недр. Однако законодатель пошел еще дальше и закрепил за горным Законом возможность регулирования земельных отношений в части образования земельных участков и прекращения прав недропользователей на предоставленные им земельные участки, лесные участки, водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами <7>, не раскрывая по существу, какие именно факты для недропользователей будут служить соответствующими основаниями. В настоящее время указанные положения также не конкретизированы в Законе о недрах, отсутствует надлежащая их регламентация и в земельном законодательстве. Тем не менее развитие правового регулирования использования земель для целей недропользования существенно продвинулось в смысле обеспечения доступа недропользователя к участку недр: введена возможность использования свободного земельного участка на основании разрешения органа государственной власти или органа местного самоуправления; установлен порядок перевода земель из одной категории в другую для целей, связанных с пользованием недрами <8>; предусмотрен особый порядок использования лесных участков в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых (ст. 43 Лесного кодекса РФ); предложен механизм изъятия земель для целей недропользования (ст. 56.3 ЗК РФ, ч. 2 ст. 25.2 Закона о недрах). Здесь важно отметить, что за почти десятилетний опыт реализации Роснедрами <9> их полномочий по рассмотрению ходатайств недропользователей об изъятии земель споры по указанному направлению не прекращаются, все чаще возникают и вопросы по поводу обеспечения межотраслевых приоритетов <10>.
(Шепелева Н.М.)
("Закон", 2024, N 5)Следующим этапом государственного регулирования отношений по использованию земель для недропользования стало исключение из горного Закона каких-либо положений об оформлении земель для указанных целей. Однако Закон не отказался от соответствующей нормы (хоть и отсылочной) - ст. 25.1 Закона о недрах в редакции Закона N 118-ФЗ предусматривала предоставление земель, необходимых для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством. С 2008 года из Закона о недрах исключается требование о согласовании с землевладельцами предоставления земельного участка для проведения работ, связанных с использованием недр <6>, а в ЗК РФ активно вносятся положения, устанавливающие особенности предоставления земельных участков, необходимых для недропользования, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом оставалось множество разночтений и отраслевых несоответствий в части оформления прав на землю недропользователем. Например, согласно действовавшей в тот период редакции ст. 12 Закона о недрах в состав лицензии должны были вноситься сведения о границах земельного участка, выделенного для ведения работ, связанных с пользованием недрами; или размер возмещения, выплачиваемого собственнику земель, определяемый в соответствии с ЗК РФ, не соответствовал нормам того же Закона о недрах. Впоследствии это привело к появлению ч. 1 ст. 25.1 Закона о недрах в ее действующей редакции. В 2011 году в Закон о недрах были снова внесены положения, регламентирующие порядок оформления земель для недропользования, а также закреплены важные нормы, которые в последующем нашли отражение и в земельном законодательстве: предоставление земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов; предоставление указанных земельных участков после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также возможность изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд по ходатайствам пользователей недр. Однако законодатель пошел еще дальше и закрепил за горным Законом возможность регулирования земельных отношений в части образования земельных участков и прекращения прав недропользователей на предоставленные им земельные участки, лесные участки, водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами <7>, не раскрывая по существу, какие именно факты для недропользователей будут служить соответствующими основаниями. В настоящее время указанные положения также не конкретизированы в Законе о недрах, отсутствует надлежащая их регламентация и в земельном законодательстве. Тем не менее развитие правового регулирования использования земель для целей недропользования существенно продвинулось в смысле обеспечения доступа недропользователя к участку недр: введена возможность использования свободного земельного участка на основании разрешения органа государственной власти или органа местного самоуправления; установлен порядок перевода земель из одной категории в другую для целей, связанных с пользованием недрами <8>; предусмотрен особый порядок использования лесных участков в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых (ст. 43 Лесного кодекса РФ); предложен механизм изъятия земель для целей недропользования (ст. 56.3 ЗК РФ, ч. 2 ст. 25.2 Закона о недрах). Здесь важно отметить, что за почти десятилетний опыт реализации Роснедрами <9> их полномочий по рассмотрению ходатайств недропользователей об изъятии земель споры по указанному направлению не прекращаются, все чаще возникают и вопросы по поводу обеспечения межотраслевых приоритетов <10>.
Статья: Оформление прав на публичные земельные участки для целей разработки месторождений полезных ископаемых: практические аспекты
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2024, N 5)Таким образом, суды, разрешая споры о возможности получения земельного участка без торгов для целей недропользования за пределами проекции границ горного отвода на поверхность земли, ориентируются прежде всего на проектную документацию отработки месторождения. Это соответствует общему подходу законодателя. В ч. 3 ст. 25.1 Закона о недрах были внесены изменения <19>, так что теперь в норме фигурирует проектная документация: публичный земельный участок, необходимый для осуществления пользования недрами, предоставляется после получения лицензии и оформления горного и (или) геологического отвода, а также после утверждения проектной документации для осуществления пользования недрами. С 2015 по 2021 год действовал порядок, обязывающий недропользователей прикладывать к заявлению о предоставлении земельного участка выдержку из лицензии, подтверждающую границы горного отвода. Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, был утвержден Приказом Минэкономразвития России <20>. Однако Приказом Росреестра от 2 сентября 2021 года <21> был утвержден новый перечень необходимых документов, который вступил в силу с 14 марта 2021 года и установил, что в случае предоставления земельного участка недропользователю к заявлению прилагается уже не выдержка из лицензии, а проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2024, N 5)Таким образом, суды, разрешая споры о возможности получения земельного участка без торгов для целей недропользования за пределами проекции границ горного отвода на поверхность земли, ориентируются прежде всего на проектную документацию отработки месторождения. Это соответствует общему подходу законодателя. В ч. 3 ст. 25.1 Закона о недрах были внесены изменения <19>, так что теперь в норме фигурирует проектная документация: публичный земельный участок, необходимый для осуществления пользования недрами, предоставляется после получения лицензии и оформления горного и (или) геологического отвода, а также после утверждения проектной документации для осуществления пользования недрами. С 2015 по 2021 год действовал порядок, обязывающий недропользователей прикладывать к заявлению о предоставлении земельного участка выдержку из лицензии, подтверждающую границы горного отвода. Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, был утвержден Приказом Минэкономразвития России <20>. Однако Приказом Росреестра от 2 сентября 2021 года <21> был утвержден новый перечень необходимых документов, который вступил в силу с 14 марта 2021 года и установил, что в случае предоставления земельного участка недропользователю к заявлению прилагается уже не выдержка из лицензии, а проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.
Нормативные акты
Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1
(ред. от 08.08.2024)
"О недрах"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)Участку недр, предоставляемому в соответствии с лицензией для регионального геологического изучения недр и геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, геологического изучения и оценки пригодности участка недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, без существенного нарушения целостности недр (без проходки тяжелых горных выработок и бурения скважин для добычи полезных ископаемых или строительства подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых), придается статус геологического отвода. В границах геологического отвода могут одновременно осуществлять пользование недрами несколько пользователей недр. Их отношения определяются соглашением, заключенным в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр.
(ред. от 08.08.2024)
"О недрах"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)Участку недр, предоставляемому в соответствии с лицензией для регионального геологического изучения недр и геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, геологического изучения и оценки пригодности участка недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, без существенного нарушения целостности недр (без проходки тяжелых горных выработок и бурения скважин для добычи полезных ископаемых или строительства подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых), придается статус геологического отвода. В границах геологического отвода могут одновременно осуществлять пользование недрами несколько пользователей недр. Их отношения определяются соглашением, заключенным в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр.
"ГОСТ Р 59071-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Охрана окружающей среды. Недра. Термины и определения"
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 01.10.2020 N 732-ст)3 геологический отвод: Участок недр, предоставляемый недропользователю для проведения работ, связанных с его геологическим изучением, без существенного нарушения целостности недр.
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 01.10.2020 N 732-ст)3 геологический отвод: Участок недр, предоставляемый недропользователю для проведения работ, связанных с его геологическим изучением, без существенного нарушения целостности недр.