Голосование по отзыву депутата
Подборка наиболее важных документов по запросу Голосование по отзыву депутата (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 2 "Основные термины и понятия" Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации""Из содержания частей 1 и 2 статьи 24 Закона N 131-ФЗ и пункта 18 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" следует, что отзыв депутата осуществляется по инициативе населения, а депутат считается отозванным, если за его отзыв проголосовало не менее половины граждан Российской Федерации, обладающих активным избирательным правом, зарегистрированных в избирательном округе."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу о некоторых проблемах совершенствования правового положения депутатов представительных органов Республики Беларусь
(Крупейченко М.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 11)Подчеркнем, что в настоящее время институт отзыва сохранился в Республике Беларусь на конституционном уровне. На основании ч. 1 и 2 ст. 72 Конституции Республики Беларусь (далее - Конституция) <10> отзыв депутатов осуществляется по основаниям, предусмотренным законом. Голосование об отзыве депутата проводится в порядке, предусмотренном для избрания депутата, по инициативе не менее двадцати процентов граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории. В соответствии со ст. 129 Избирательного кодекса Республики Беларусь (далее - Избирательный кодекс) <11> депутат Палаты представителей, депутат местного Совета депутатов, не оправдавший доверия избирателей, выразившегося в невыполнении предусмотренных законом депутатских обязанностей, нарушении Конституции, решений Всебелорусского народного собрания, законов, актов Президента Республики Беларусь, совершении действий, дискредитирующих депутата, может быть отозван избирателями в порядке, установленном Избирательным кодексом. Член-корреспондент Национальной академии наук Беларуси Г.А. Василевич верно называет отзыв депутата одной из форм контроля народом за деятельностью государственной власти (органов государства) <12>. Однако нечеткость законодательных оснований отзыва депутата позволяет, по нашему мнению, утверждать о наличии квазиимперативного мандата в Республике Беларусь.
(Крупейченко М.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 11)Подчеркнем, что в настоящее время институт отзыва сохранился в Республике Беларусь на конституционном уровне. На основании ч. 1 и 2 ст. 72 Конституции Республики Беларусь (далее - Конституция) <10> отзыв депутатов осуществляется по основаниям, предусмотренным законом. Голосование об отзыве депутата проводится в порядке, предусмотренном для избрания депутата, по инициативе не менее двадцати процентов граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории. В соответствии со ст. 129 Избирательного кодекса Республики Беларусь (далее - Избирательный кодекс) <11> депутат Палаты представителей, депутат местного Совета депутатов, не оправдавший доверия избирателей, выразившегося в невыполнении предусмотренных законом депутатских обязанностей, нарушении Конституции, решений Всебелорусского народного собрания, законов, актов Президента Республики Беларусь, совершении действий, дискредитирующих депутата, может быть отозван избирателями в порядке, установленном Избирательным кодексом. Член-корреспондент Национальной академии наук Беларуси Г.А. Василевич верно называет отзыв депутата одной из форм контроля народом за деятельностью государственной власти (органов государства) <12>. Однако нечеткость законодательных оснований отзыва депутата позволяет, по нашему мнению, утверждать о наличии квазиимперативного мандата в Республике Беларусь.
Статья: Правовое обеспечение цифровой трансформации местного самоуправления в Российской Федерации: проблемы и перспективы
(Липчанская М.А., Чаннов С.Е.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 2)Представляется, что в рамках цифровой трансформации местного самоуправления этот процесс должен быть продолжен и распространен на такие формы непосредственной демократии, как: местный референдум, муниципальные выборы, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, а также по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования; сходы, собрания и конференции граждан, опросы граждан.
(Липчанская М.А., Чаннов С.Е.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 2)Представляется, что в рамках цифровой трансформации местного самоуправления этот процесс должен быть продолжен и распространен на такие формы непосредственной демократии, как: местный референдум, муниципальные выборы, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, а также по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования; сходы, собрания и конференции граждан, опросы граждан.
Нормативные акты
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ
(ред. от 20.03.2025)
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"5) организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;
(ред. от 20.03.2025)
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"5) организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;
Постановление ЦИК России от 28.06.1995 N 7/46-II
(ред. от 30.08.2023)
"О Регламенте Центральной избирательной комиссии Российской Федерации"Статья 55. Комиссия, обеспечивая единообразное применение федерального законодательства о выборах, референдуме и об обеспечении прав граждан на участие в голосовании по отзыву депутатов, выборных должностных лиц, в голосовании по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования, осуществляет проверку деятельности нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, других участников избирательного процесса, референдума, голосования по отзыву, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию Комиссии.
(ред. от 30.08.2023)
"О Регламенте Центральной избирательной комиссии Российской Федерации"Статья 55. Комиссия, обеспечивая единообразное применение федерального законодательства о выборах, референдуме и об обеспечении прав граждан на участие в голосовании по отзыву депутатов, выборных должностных лиц, в голосовании по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования, осуществляет проверку деятельности нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, других участников избирательного процесса, референдума, голосования по отзыву, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию Комиссии.
Статья: Право граждан на местное самоуправление: проблемы толкования и реализации на современном этапе исторического развития России
(Кожевников О.А., Корсун К.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 2)Сложившаяся реальная действительность правоприменения норм Закона N 131-ФЗ очевидно свидетельствует о том, что граждане Российской Федерации и в целом население муниципальных образований на современном этапе выполняют преимущественно совещательную, консультативную функцию в реализации вопросов местного самоуправления на территориях муниципальных образований. Так, исходя из перечисленных в гл. 5 упомянутого Закона форм реализации населением (гражданами) своего конституционного права на местное самоуправление к формам его непосредственного осуществления отнесены лишь местный референдум (ст. 22), муниципальные выборы (ст. 23), голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования (ст. 24). Все остальные формы, закрепленные в гл. 5 Закона N 131-ФЗ, имеют указание лишь на участие граждан в местном самоуправлении, то есть не устанавливают определяющую роль населения муниципального образования в принимаемых решениях по вопросам местного значения в итоге.
(Кожевников О.А., Корсун К.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 2)Сложившаяся реальная действительность правоприменения норм Закона N 131-ФЗ очевидно свидетельствует о том, что граждане Российской Федерации и в целом население муниципальных образований на современном этапе выполняют преимущественно совещательную, консультативную функцию в реализации вопросов местного самоуправления на территориях муниципальных образований. Так, исходя из перечисленных в гл. 5 упомянутого Закона форм реализации населением (гражданами) своего конституционного права на местное самоуправление к формам его непосредственного осуществления отнесены лишь местный референдум (ст. 22), муниципальные выборы (ст. 23), голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования (ст. 24). Все остальные формы, закрепленные в гл. 5 Закона N 131-ФЗ, имеют указание лишь на участие граждан в местном самоуправлении, то есть не устанавливают определяющую роль населения муниципального образования в принимаемых решениях по вопросам местного значения в итоге.
Статья: Перспективы развития федерального законодательства о непосредственной демократии в системе местного самоуправления
(Нудненко Л.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 11)Так, в проекте Федерального закона о местном самоуправлении отсутствует норма, закрепляющая содержание и механизм реализации голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Такая норма имела место в двух Федеральных законах о местном самоуправлении: 1995 и 2003 гг. Полагаем, что отсутствие у избирателей права досрочного отзыва депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления означает не только отрицание императивного мандата у выборных представителей местного сообщества, который имеет место в ряде субъектов РФ <4>, но и ликвидацию одного из каналов ответственности выборных представителей перед избирателями, сужение возможностей избирателей влиять на содержание деятельности выборных представителей, ослабление обратных связей между органами местного самоуправления и избирателями, юридически закрепленную безответственность выборных представителей перед местным сообществом <5>.
(Нудненко Л.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 11)Так, в проекте Федерального закона о местном самоуправлении отсутствует норма, закрепляющая содержание и механизм реализации голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Такая норма имела место в двух Федеральных законах о местном самоуправлении: 1995 и 2003 гг. Полагаем, что отсутствие у избирателей права досрочного отзыва депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления означает не только отрицание императивного мандата у выборных представителей местного сообщества, который имеет место в ряде субъектов РФ <4>, но и ликвидацию одного из каналов ответственности выборных представителей перед избирателями, сужение возможностей избирателей влиять на содержание деятельности выборных представителей, ослабление обратных связей между органами местного самоуправления и избирателями, юридически закрепленную безответственность выборных представителей перед местным сообществом <5>.